Под угрозой лишения воды и пищи самозванец взял в плен не только капитана, но и всю украинскую команду
Сообщения о пиратах, захвативших то или иное судно, сегодня уже никого не шокируют -- морской разбой в наше время приобрел едва ли не характер эпидемии. Но чтобы корабль захватил один из членов экипажа, да не где-то у берегов Африки, а у нас, в Скадовске! «Сколько ходим в море, такого еще не видели», -- удивляются даже бывалые моряки.
Ровно год назад рыболовецкий сейнер «Святой Михаил» вышел в рейс из Скадовского морского торгового порта для ловли рыбы в территориальных водах Украины. Следом за ним на промысел отправилась шхуна «Святой Алексей». Оба судна принадлежат гражданам Турции братьям Чанакчи, а зафрахтовала их частная морская судоходная компания, которая находится в Херсоне. Договор аренды предусматривал обязательное условие: на кораблях постоянно должны находиться представители владельца.
-- «Святой Михаил» оснащен компьютерами, которые дают возможность не только обнаружить рыбу, но и определить, где и на каком расстоянии она находится, -- рассказал «ФАКТАМ» член экипажа Андрей Романюк. -- Мы не умеем обращаться с такой техникой, к тому же турки нас к ней и близко не подпускают.
2 апреля прошлого года вместе с двумя украинскими командами в море отправились и три брата Чанакчи.
-- Аренду я оформил для получения украинского флага, чтобы заниматься промыслом рыбы у берегов Украины, -- объяснял потом суду старший из братьев, 55-летний Хасан.
Едва «Святой Михаил» отчалил от берега, как Хасан поднялся на капитанский мостик и без соответствующих документов и разрешений взял курс в нейтральные воды.
-- Что вы делаете? Мы нарушили государственную границу! -- изумился капитан.
-- Это мои проблемы, -- спокойно возразил Чанакчи.
Команда из пяти рыбаков горой стала за капитана и потребовала вернуть судно в порт, но под угрозой лишения пищи и воды Хасан вынудил людей подчиниться. Отобрав ключи от кают, хозяин заявил: если экипаж откажется повиноваться, то будет жить на палубе, -- и приказал немедленно начать промысел.
-- У нас нет разрешения ставить сети за пределами 12-мильной зоны, -- стоял на своем капитан.
-- Иди помогай матросам, -- распорядился турок. -- Тут все теперь решаю я.
Экипажу ничего не оставалось, как ставить сети. Раз в два-три дня «Святой Михаил» и «Святой Алексей» сошвартовывались друг с другом для перегрузки рыбы -- холодильные камеры были только на первом сейнере.
-- 10 апреля я проснулся в 0. 30 минут от касания судна о борт другого судна, — рассказывает капитан Михаил Сичко. -- Рядом стоял «рыбак» такого же класса, но под турецким флагом, туда был передан весь наш улов. Пользуясь суматохой, я поднялся на мостик, чтобы зафиксировать координаты. Мы находились в нейтральных водах. Показания приборов я записал в своем блокноте, так как доступа к судовому журналу у меня не было.
Дважды сейнер под украинским флагом ходил на перегруз рыбы на турецкие шхуны.
В это же самое время директор херсонской фирмы-фрахтовщика направил командующему Южного направления погранвойск Украины письмо следующего содержания: «Рыболовецкие суда «Святой Михаил» и «Святой Алексей» получили разрешение на десятидневный промысел. Просим в связи с незначительностью вылова продлить его еще на 10 дней». Знал ли оператор, что этой своей просьбой усугубляет бедственное положение экипажей? Этот вопрос остался без ответа до сих пор.
22 мая, едва сойдя на родной берег, капитан Михаил Сичко написал заявление начальнику управления СБУ в Херсонской области, а через неделю следственный отдел упомянутой службы возбудил уголовное дело в отношении гражданина Турции Хасана Чанакчи.
-- Я поднимался на капитанский мостик только тогда, когда капитан отлучался на обед, -- заявил обвиняемый членам следственной группы. -- У меня нет права отстранять капитана от его обязанностей, это может делать лишь фирма-оператор. Состыковку с иностранными судами никто не производил, рыбу не перегружал. А если наш сейнер незаконно пересек границу Украины, за это должен отвечать капитан.
И все же под давлением неопровержимых улик судовладелец вынужден был признаться: «Во время плавания командой и судном управлял я, отстранив капитана. Именно я дал команду пересечь государственную границу вне пункта пропуска, надеясь на халатность украинской погранслужбы».
Но надеялся трал-мастер (так обозначена в судовой роли должность Хасана) напрасно -- погранвойска предоставили следствию убедительные доказательства незаконного пересечения турецкими судами украинской границы. Суд Суворовского района Херсона признал Чанакчи виновным по статье 146 часть 2 УК Украины (»Незаконное лишение свободы группы лиц на продолжительное время»), назначив ему наказание в виде 4 лет лишения свободы и освободив при этом от отбытия наказания в связи с амнистией.
В то же самое время прокуратура Николаевской области возбудила уголовные дела в отношении троих украинских капитанов, которые оказались в аналогичном положении. Одному из них, херсонцу Игорю Балышеву, к примеру, инкриминировался незаконный вылов рыбы в северо-западной части Черного моря в районе мыса Тарханкут. Промысел вела турецкая шхуна «Лев» с украинской командой и под украинским флагом, зафрахтованная уже другой фирмой-оператором из Херсона. Ловили рыбу в запрещенном месте браконьерскими снастями. И хотя капитан утверждает, что приказ вести промысел донным тралом, то есть способом, уничтожающим в море все живое, отдал владелец судна турок Кылич Йомер, а Балышев был капитаном чисто формально, в данном случае все пошло по иному сценарию. Владельцы задержанных в Очакове сейнеров «Лев», «Надя» и «Лариса» моментально покинули территорию Украины и оказались в Турции, а на скамью подсудимых сели наши капитаны.
Очень мощные, маневренные современные суда вели «черный» промысел с применением современнейшей техники. Вылов осетровых в Украине запрещен, тем не менее на шхунах изъято большое количество белуги, севрюги, других ценнейших пород рыбы, черная икра. На борту каждого из сейнеров бойцы спецподразделения «Сокол» обнаружили донные тралы.
-- Столько незаконной добычи еще не приходилось изымать никогда, -- утверждают правоохранители.
-- Ни одно судно обычно не заходит в порт с незаконными орудиями лова, -- пояснили суду сотрудники рыбоохраны, принимавшие участие в задержании шхун. -- Почему оплошали браконьеры в этот раз? Возможно, понадеялись на русское «авось»?
-- При рассмотрении дела, -- сообщил «ФАКТАМ» судья Очаковского горрайонного суда Сергей Черниенко, -- мы руководствовались тем, что капитан на судне отвечает за все. Его обязанности определены Кодексом торгового мореплавания и Уставом флота рыбной промышленности. Что же касается турецких трал-мастеров, которые находились на всех трех судах и сбежали, то вообще трудно понять, как они сдавали зачет по правилам промышленного лова в Украине, не зная ни украинского, ни русского языков, не имея представления о нашем законодательстве по охране живых водных ресурсов. И при этом зачислялись в команду! Здесь явное нарушение трудового законодательства. И хотя в рамках этого дела обвинение им не предъявлено, в адрес бассейнового управления «Южрыбвод», которое осуществляло квотирование упомянутых шхун и выдало промысловый талон на всех членов экипажа без исключения, суд вынес представление об устранении условий, способствующих совершению подобных преступлений.
Самым сложным было доказать, что рыба выловлена донными тралами. Ведь и капитаны, и члены всех трех экипажей настаивали на том, что незаконную добычу удалось извлечь из моря обычными сетями. А «браконьерская» статья у нас очень гуманная! Не обнаружили бы убоповцы тралов -- не было бы этих трех процессов. Но опытные рыбоводы, ихтиологи, биологи убедили суд в незаконном характере промысла -- на изъятой у команд рыбе не оказалось следов от вдавливания сеточных нитей. Один из капитанов Сергей Бахарев, уверял, что отдал команде приказ сапожными щетками(!) стереть упомянутые следы для придания рыбе товарного вида! Суд отмел эти аргументы. Кстати, Бахарев трижды менял свои показания, не являлся в судебные заседания, пришлось взять его под стражу до вынесения приговора.
Очаковский суд приговорил всех троих украинских капитанов к пяти годам тюремного заключения каждого с отсрочкой исполнения приговора. Кстати, участники судебных процессов уверены: на скамье подсудимых вместе с капитанами должны были сидеть и турецкие трал-мастера, так как именно они по судовой роли отвечали за использование незаконных орудий лова.
Вопрос о том, а не стоят ли за незаконным промыслом херсонские фрахтовщики, не был предметом судебного разбирательства. Сами же они поспешили отстраниться от скандала.
-- Осетровые? Какие осетровые? -- удивлялся в суде директор одной из частных судоходных компаний. -- Это воровство экипажа сейнера! До нас и раньше доходили слухи, что команда грешит подобным. Фирма не ориентировала экипаж на незаконную ловлю. Документы на донные тралы на нашей фирме также отсутствуют.
Этим заверениям можно было бы верить, если бы Оперативные службы, в том числе Николаевский УБОП, которые вели наблюдение за шхунами, отследили номера автомашин, приехавших в Очаковский порт грузиться «черной» рыбой. По всем дорогам были расставлены посты, которые останавливали легковушки с «левым» товаром. Так вот, жительница Николаева, задержанная с 718 кг калкана, 50 кг севрюги, 28 кг осетра и 39 кг белуги, сообщила оперативникам, что приехала в Очаков по звонку учредителя одной из частных херсонских фирм, который сам и организовал погрузку в ее авто части браконьерского улова. На трассе Мелитополь--Одесса сотрудники ГАИ остановили одессита-перекупщика с 1138 кг калкана, 241 кг белужьего мяса, 89 кг севрюги, 10 кг осетра все с тех же турецких сейнеров. В тот день составлены протоколы отнюдь не по двум эпизодам. И стоит ли говорить, что документов, подтверждающих источник поступления деликатесов, у частных реализаторов не было, все они предъявили проверяющим «липовые» накладные.
Не хочется, да и опасно становиться на тонкий лед предположений, но не общими ли усилиями турецких судовладельцев, отечественных фрахтовщиков и наших рыбаков украинские причерноморские города превращаются в базу для операций транснациональной рыбной мафии? Современнейшие турецкие шхуны, оснащенные приборами спутникового слежения за сетями, выгребают сегодня ценнейшие виды живых морских ресурсов, оставляя после себя мертвую зону. Дела, рассмотренные судом в Херсоне и Очакове, только частично вскрывают размах, который приобрело хищническое разграбление наших национальных богатств. Из Херсона, Скадовска, Очакова «черная» рыба развозится по всему югу страны. В криминальный бизнес вовлечено громадное количество людей, огромные сумы денег не поступают в бюджет, оседая в карманах дельцов. Многие сходятся в оценке этого явления, но в Украине за последние десятилетия рассмотрено не более одного-двух подобных дел. И вот наконец удалось только слегка дернуть за «свободный конец» в клубке сложнейшей проблемы.
P. S. Некоторые имена в материале изменены по просьбе участников судебных процессов