Культура и искусство

Татьяна догилева: «отношения с микеле плачидо у меня не сложились. Увы… »

0:00 — 27 мая 2004 eye 700

Заслуженная артистка России отметила тридцатилетие творческой деятельности

В личной жизни актрисы и режиссера Татьяны Догилевой и писателя-сатирика Михаила Мишина произошли серьезные изменения: они уже не муж и жена… Правда, оба почему-то усиленно скрывали этот факт. Однако все тайное рано или поздно становится явным, хотя бывшие супруги категорически отказываются беседовать на эту тему. Более того, Татьяна Догилева то и дело повторяла по ходу нашей беседы: «Мой муж Михаил Мишин… », «Мой муж -- известный сатирик Михаил Мишин… », «Муж говорит… », «Муж пишет… »

В Украине Татьяна Догилева -- гость нечастый. Нынче привезла в Одессу спектакль «Петербургские страсти», который сама ставила и в котором исполняет одну из ролей. Актриса уже около шести лет занимается режиссурой, но для зрителей она навсегда останется обаятельной «Блондинкой за углом» и отчаянной медсестрой из «Забытой мелодии для флейты», по уши влюбленной в героя Леонида Филатова…

«Когда мне не нравились рецензии, я настаивала на увольнении журналистов»

-- Татьяна, помню, на заре вашей режиссерской карьеры в газете «Известия» была помещена рецензия на ваш спектакль. После чего вы обратились к главному редактору издания с просьбой уволить журналиста. Вы всю нашу братию люто ненавидите?

-- Тогда все московские газеты поместили гадкие рецензии на мой спектакль «Лунный свет, медовый месяц». Это был первый режиссерский опыт, и не нашлось ни одного издания, которое не оскорбило бы меня. А «Известия» в одном номере поместили сразу две ругательные статьи. Я была в чудовищном состоянии, но потом начала хохотать -- подобного не добивался никто из режиссеров. Одна из статей была написана журналисткой, которая теперь в моем черном списке. Она очень гнусно выразилась: «Прискорбно, что каждый может думать, что он -- тоже режиссер… ». Но я-то -- не «каждый», а профессиональная актриса!

-- В общем, как в старом добром анекдоте: «Обо мне даже в газете писали… »

-- Я выяснила, что эта журналистка, Марина Давыдова, работает в газете «Московские новости», и позвонила ее тогдашнему редактору Виктору Лошаку. Мы с ним дружили. Сказала, мол, Витя, можешь уволить такую-то за гадкую статью? Он страшно удивился и ответил: «Вероятно, мы так и сделаем». И, конечно же, не уволил…

-- Вас это очень расстроило?

-- Пожалуй. Тогда я многих редакторов просила уволить журналистов, поместивших гадкие рецензии на мой спектакль.

-- Сейчас относитесь к критике так же болезненно?

-- Теперь газеты вообще не читаю. А, если честно, я благодарна журналистам за жестокий урок. Боялась, правда, что после их критических статей зрители не пойдут на мои спектакли. Оказалось, зря переживала…

-- Когда-то вы говорили, мол, героини Нееловой и Кореневой истеричны. А как охарактеризуете своих?

-- Эти великолепные актрисы создали свой стиль. Им все подражали, хотя сыгранные ими героини -- истерички. Марина Неелова -- открытый нерв -- потрясла своей истерикой в фильме «Монолог». Потом эту линию продолжила Леночка Коренева… И нам, актрисам, это страшно нравилось. Мы тоже стремились устроить истерику. Зачастую говорили: «Ой, такая роль потрясающая -- с истерикой!» Я тоже отдала дань истерике, да и сейчас грешу слезами. Мое поколение любит поплакать на сцене. Например, когда смотрю «Блондинку», чуть не плачу от жалости к этой девочке. Картину, кстати, изуродовали поправками и переозвучками, хотя Червинский написал отличную трагическую историю.

«Леонид Филатов был настолько талантлив, что мог все -- от пьесы до песни»

-- Времена изменились: сейчас истерики никого не волнуют…

-- Тогда говорили, что у нас все хорошо, нет ни секса, ни несчастных людей… И мы таким образом как бы выражали протест… Но теперь, когда несчастных людей можно встретить возле любого мусорного бака, в моде -- здоровье и успех. Нужен позитив… У народа много своих проблем, но решать что-то глобальное мне просто не под силу, это не моя ипостась.

-- Из сыгранных киноролей более других запомнилась, пожалуй, ваша медсестра в «Забытой мелодии». Как главный герой смог так быстро внушить вам такую страсть?

-- Его же Филатов играл! Он был очень талантлив, мог все -- от песни до пьесы… Во «Флейте» сыграл слабого, временами мелковатого душой чиновника, но одаренность просматривается даже в его самых злодейских поступках. Ведь женщина любит мужчину, как правило, за талант. Во всяком случае я…

Что скрывать, большинство мужчин относятся к своим возлюбленным ничуть не лучше, чем герой Филатова. Женщина живет чаще всего с установкой, что к ней будут беспощадны. Это нормально.

-- Потом обозлится, затаится…

-- Нисколько. Что до меня, то я -- человек открытый. К тому же, актриса: отревусь, откричусь и дальше живу.

-- В «Афганском изломе» у вашей героини роман с итальянским актером Микеле Плачидо. Он в жизни произвел на вас какое-то впечатление?

-- Не сложилось у меня с ним, увы… Условия съемок тяжелейшие: пустыня, окраина Союза. Итальянцы жили отдельно. Эта картина шла очень трудно: одна из первых больших совместных кинолент, все очень заискивали перед итальянцами. О каких личных отношениях могла идти речь?

-- Какая из сыгранных вами в кино ролей любимая?

-- Трудно сказать. Когда смотрю свои фильмы, мне кажется, что это не я. Просто наблюдаю за игрой со стороны.

-- Наверное, это в свое время помогло вам одной из первых среди советских актрис обнажиться в кадре?

-- В то время обнажаться было даже модно, зато сейчас раздеваются, когда надо и не надо. Тогда же это было нечто запретное, прогрессивное. Мы чувствовали себя революционерами. Кроме того, у меня было хорошее тело, так что я не комплексовала.

-- Раздеваться не стеснялись?

-- Абсолютно. На площадке для меня существует только один человек -- режиссер. Постельные же сцены ничего, кроме смеха, вызвать не могут. Ведь кругом масса народу, ассистенты «советами мучают»: лицо направо, ногу ниже, поцелуй естественнее… Вообще же я была отчаянной.

-- Потому и отправились на необитаемый остров, чтобы принять участие в проекте «Последний герой-3»?

-- Меня невероятно влекло на прекрасный далекий остров. Первые четыре дня никак не могла приспособиться, чувствовала себя лишней. Ведь я была как бы никому не нужным джокером. Постоянно то плакала, то смеялась. Меня даже к психологу отвезли. Помогло…

Прилетела туда уставшей больной женщиной с изрядным запасом антибиотиков, «багажом» проблем, и вдруг обнаружила у себя невероятный запас сил. Оказалось, я еще на что-то гожусь.

«Я чуть было не вышла замуж за Юрия Стоянова»

-- Туго пришлось?

-- А вы как думаете? Жара под сорок градусов, москиты грызут… в уши, нос, глаза забиваются. Из-за этих тварей на острове никто не живет. На день выдавали 60 граммов риса, остальное самим нужно было добывать. Похудели все ужасно. Кто-то даже 17 килограммов сбросил…

-- Сбежать не хотелось?

-- Несмотря на жуткий дискомфорт и лишения, хотелось остаться еще. До сих пор испытываю ностальгию…

-- Говорят, в молодости вы были в близких отношениях с известным ныне актером, ведущим «Городка» одесситом Юрием Стояновым.

-- Ха-ха-ха… Мы учились вместе первый семестр первого курса. Были щенятами и ничего в жизни не понимали. По молодости взялись делать этюды, очень глупые и романтичные. Естественно, про любовь. Тогда-то и начался наш бурный роман. А Юра, такой острохарактерный, был героем. Высокий кудрявый красавец, мастер спорта по фехтованию. К тому же, прекрасно пел под гитару… Мы с ним были не разлей вода.

… Упивались своим первым романом, делали разные глупости. Юра сочинял очень хорошие песни. Я даже запомнила одну строчку: «Может, этою зимой нам с подругою вернуться, в снег холодный окунуться и не ссориться с тобой»… Помню, как-то встречали Новый год. Я сшила себе юбку из алого бархата, ему -- галстук из этой же ткани. 31 декабря поехали к однокурснику на дачу: все знали, что мы встречаемся…

Юра полетел в Одессу на каникулы, чтобы сообщить родителям о нашей женитьбе. Сказал он или нет, не знаю, потому что в то время я уже решила прекратить роман силовым методом.

-- И совсем не переживали?

-- Юра очень страдал… Пострадал-пострадал, да и женился на театроведе.

-- Дружеские отношения сохранились?

-- Конечно. Когда бываю в Питере, всегда ему звоню. Я очень рада, что у него сложилась карьера. Он долго искал себя… Но я была уверена, что Юра найдет свою нишу. Он очень талантливый, умный…

-- Вы, надо полагать, сейчас нашли себя в режиссуре. А как же кинематограф, сделавший вас знаменитой?

-- Четыре года не снималась. Даже внутренне попрощалась с кино. Думала, может, время мое окончилось… Такое бывает. И вдруг хлынули килограммы сериалов. В трех я снялась. Скоро они появятся на экранах. Их рабочие названия: «На вираже», «Участок», «Огнеборцы». (Татьяна Анатольевна взглянула на часы и подкурила очередную сигарету. -- Авт. )

-- Помнится, вы когда-то говорили, что бросите курить…

-- Пока не получилось.