В это воскресенье православный мир будет отмечать Троицу. Этот праздник приходится на пятидесятый день после Пасхи. Еще его называют Пятидесятницей. Три дня перед Троицей наши предки называли Клечальной, или Русальной неделей -- время, когда полагалось всячески ублажать мифических красавиц, чтоб те не наслали голод и не оставили девиц без женихов. После Троицы начиналась Зеленая неделя, с которой связано много народных обычаев: поминали усопших, пекли и угощали друг друга специальными троицкими коржиками, собирали лекарственные травы и, конечно же, веселились. Ведь после праздников начинался Петровский пост (в нынешнем году он продлится с 7 июня по 12 июля), уступающий по суровости только Великому.
В давние времена наши предки назвали Троицу торжеством весны на пороге лета. Поэтому все праздничные обряды связаны с надеждами на богатый урожай, здоровье семьи, предстоящие свадьбы, рождение детей А еще в эти дни величали русалок. Считалось, что перед Троицей они ходят по земле. Встречали водяных красавиц в четверг, в так называемую Русальную Пасху. В этот день запрещалось работать, ведь, по народным поверьям, на свой Великдень мавки выходили из воды и смотрели, почитают ли их люди. Увидят кого-нибудь трудящимся в поле, обязательно нашлют беду на посевы. Чтобы спасти урожай, глава семьи на меже своей нивы оставлял для мавок гостинец -- краюхи хлеба. Хозяйки также привечали капризных красавиц: в хате на подоконнике ставили горячий пшеничный или ржаной каравай, чтобы русалки могли насытиться его запахом. В саду на фруктовых деревьях развешивали полотно -- мавкам на сорочки.
Но особо русалок чтили незамужние девушки. Так, на Киевщине в четверг перед Троицей на восходе солнца девушки шли на ржаное поле, взяв с собой хлеб, выпеченный из ржаной муки и освященной воды. Девушки делили каравай поровну, потом каждая направлялась к отцовской меже и оставляла там кусочек хлеба для мавки: чтобы рожь родила. На Полтавщине в этот день девчата тайно относили в лес венки для русалок, чтобы те им женихов наслали. Встреча с водяной красавицей считалась нежелательной, ведь она могла защекотать до смерти. На всякий случай брали с собой травы-обереги: чеснок, любисток, полынь -- их запах отпугивал русалок. Такие же травы раскладывали и в доме на подоконниках.
На Полесье русалок угощали яичницей и троицкими коржиками. Девушки заранее готовили еду для мавок, а также плели венки из ландышей, незабудок, чабреца и полыни. С гостинцами и венками девчата шли в лес. Под березами они расстилали скатерти, обедали и пели песни. После этого парами расходились по лесу и осторожно, чтобы не сломать веток, оплетали березки венками. В воскресенье, в день Троицы, девушки возвращались в лес и расплетали венки. Перед этим каждая внимательно оглядывала свой: не завял ли? У кого венок остался свежим, тому долго жить. Затем травяные гирлянды пускали по воде: поплывет -- к счастью и скорым сватам, утонет -- беда!
Кстати, русалки бывают разные. Щекотуньи -- это души девушек, которые умерли зимой. На Гуцульщине мавок называли нявками (от древнерусского слова «навь» -- мертвец). Их представляли красивыми девушками, которые живут в горах и заманивают молодежь, чтобы защекотать до смерти.
Маленький ребенок, который умирал на Троицу, тоже становился русалкой. А еще считалось, что дети, умершие некрещенными, превращались в мавок (происхождение названия связывают с близостью этого слова к прилагательному «маленький»). Старинная галицкая легенда рассказывает, что мавки -- это детские души, украденные злыми духами. Только на Зеленые праздники лиходеи отпускают малышей на волю. Их души поднимаются в воздух и трижды просят о крещении. Если кто-то из христиан услышит детский голос, он должен сказать: «Иван и Марья! Крещу тебя во имя Отца, Сына и Святого Духа. Аминь». Тогда ангелы подхватят душу младенца и унесут ее на небо.
Провожали русалок в первый день Петровского поста. Девушки вместе обедали на ржаном поле, расплетали косы, надевали венки и пели. Вечером девчата раскладывали костер и вместе с парнями прыгали через огонь, веселились, выбирали русалку. Оканчивались забавы опять же плетением венков. Их сберегали дома и дарили именинникам, чтобы были здоровыми, «как зеленая рожь».
Поскольку Зеленые праздники -- время, когда цветет рожь, то большинство обычаев связано с земледелием. В эти дни наши предки не только ублажали русалок, но и прятали свои дома от злых духов, а также призывали на помощь души умерших предков. С этим связан обычай украшения к празднику домов травами и молодыми зелеными ветками.
Накануне Святой Троицы девушки и дети шли в рощу и на луг, чтобы собрать побольше душистых трав: чабреца, полыни, папоротника, любистка и, конечно же, аира, или, как его называют в Украине, татарского зелья (наши предки верили, что аир растет на тропах, по которым когда-то ходили татарские полчища). Вечером вся семья украшала дом ветками клена, липы, ясеня, березы, ольхи или тополя. Ломать вербу категорически запрещалось, ведь это дерево уже заплатило дань Богу и людям на Вербное воскресенье.
Кроме комнат, озеленяли двери, ставни, заборы и загоны для скота. Молодые деревья и ветки, срубленные в этот день, называли «клечанням». Отсюда и название недели -- Клечальная. На Черниговщине и Буковине крыши обрамляли листьями лопуха, клена и липы. Сегодня далеко не все озеленяют свои жилища на праздник, а еще в начале прошлого века не украсить дом считалось большим грехом. Ведь на Троицу души умерших родственников прилетают к живым и прячутся в ветках, защищая свою семью от злых духов.
Гуцулы обвивали барвинком окна и клеили на стекла кресты из листьев. Кроме этого, из царского папоротника на полу выкладывали крест. Перед праздником украшали иконы: их обрамляли новыми рушниками и ставили на букеты из васильков и мяты. Перед образами зажигали свечку или лампадку.
Для богатого урожая по селам водили украшенную ветками, лентами и бусами девушку. На Полтавщине и Харьковщине ее называли «тополя», а на Полесье -- «кущ» (куст и тополь в украинском фольклоре символизируют урожай). Молодежь с песнями ходила по селу и полям. «Тополя» низко кланялась встречным, желала им доброго урожая, за что ее угощали и одаривали мелкими деньгами: «Тополе» на ленты». На вырученные деньги молодежь кутила. Кстати, их игры были гораздо более тихими и целомудренными по сравнению с забавами женатых односельчан. Семейный люд изрядно угощался горилкой и пел так называемые срамные песни, призывающие мужей с женами и кумовьев к уединению «у лici, та у лузi». Особая популярность срамных песен в канун постов объясняется предстоящим длительным воздержанием от интимных отношений.
В Клечальную субботу (еще ее называли Дедовой) принято поминать усопших родичей. Семьи отправлялись на кладбище, где справляли обед-тризну. Поминальная суббота перед Троицей -- единственный день в году, когда разрешается молиться даже за самоубийц.
В Дедову субботу в церкви освящали молоко, сыр, калачи и несли еду на кладбище, чтобы угостить друг друга в память об умерших. Пропустить поминальную службу без уважительной причины считалось большим грехом, в некоторых приходах священники не допускали «прогульщиков» к праздничной литургии и причастию на Зеленое Воскресенье.
Отдав дань усопшим, наши предки отправлялись в лес и на луга собирать травы. Канун Троицы -- лучшее время для заготовки цветов алтея, арники, барбариса, ромашки и бузины. По народным обычаям, сорвать первые стебли медуницы должен глава семьи, чтобы уже осенью выдать дочь замуж за богатого и молодого парубка. А вот тысячелистник (народные названия: белая кашка, деревий, белоголовник, полевая гречка) полагается собирать матери, чтобы весь год ее семья была здоровой, крепкой и никто в роду «кров`ю не стiк».
Все величие и красоту Троицы и сегодня можно ощутить в селах. Утром празднично одетые люди отправляются в храм. Как и много лет назад, особенно наряжаются девчата -- н них традиционные белые сорочки, бусы и венки из цветов и ароматных трав с лентами. Кроме того, каждая девушка должна принести в церковь букетик из полыни, барвинка или любистка в честь Святого Духа, давшего жизнь всему, сотворенному Богом. Этот обычай был позаимствован у иудеев. Согласно законам Моисея, в праздник Пятидесятницы древние евреи приносили в храм снопы хлеба (в середине мая в Палестине заканчивается жатва).
Еще в позапрошлом веке в Украине сложился обычай приносить в церковь травяной букет с тройной свечкой в середине. Огарок не выбрасывали, а сохраняли. Его давали в руки умирающему, чтобы облегчить его страдания. Ароматные зеленые травы использовали как обереги.
После обедни все собирались возле церкви, у вкопанного в землю высокого деревянного шеста, называемого «тычкой», «явором», «вихой». Шест обязательно украшали ветками и цветами. Парубки и девушки водили вокруг него хороводы и пели песни -- «Русалку», «Прилетiла зозуленька».