«врачи предупреждали, что сыну нельзя ни в футбол играть, ни на велосипеде кататься -- любое кровотечение могло стать последним»

0:00 — 29 мая 2004 eye 904

Сегодня мама 13-летнего Кирилла Фотесова из села Кринички Солонянского района благодарит хирургов, которые спасли ее ребенка -- провели первую в Украине операцию по устранению тяжелой сосудистой патологии

Эта болезнь, возможно, потому и считается детской, что до зрелого возраста страдающие ею больные, как правило, не доживают. Пик кровотечений приходится на 17-18 лет, а в таком возрасте остановить кровь бывает очень сложно. Малейший удар в живот или напряжение мышц может привести к желудочному кровотечению. Детей с подобным заболеванием -- портальной гипертензией -- не так уж много. На Днепропетровщине, по данным медиков, их не более двадцати пяти.

Кирилл привык играть в футбол с прижатыми к животу ладонями

Первый раз родители заметили признаки этой болезни, когда Кирюше было три годика. В областной больнице ему поставили диагноз и сразу же направили на лечение в Киев. Впрочем, методика так называемого обкалывания, когда после инъекций вена уменьшается, оказалась неэффективной. Через некоторое время после возвращения Кирюши из столицы кровотечение открылось в другом месте, и он опять оказался в больнице.

-- Врачи нас предупреждали, что нужно быть очень осторожными, -- рассказывает мама, Людмила Ивановна. -- Сыну нельзя было ни в футбол играть, ни на велосипеде кататься. Словом, никакой физической нагрузки, иначе любое кровотечение может стать последним. Ведь ребенок теряет сразу около полулитра крови. Но Кирилла невозможно было удержать на месте. Никто из ровесников и не догадывался, что он на инвалидности. Вот только выработалась привычка все время держать руки на животе, чтобы защититься от случайного удара. Он и в футбол так играет -- с прижатыми к животу ладонями. И ни в чем не хочет отличаться от ровесников.

Впрочем, парта отличника и эрудита Кирилла Фотесова пустовала в его 6-м классе все чаще. Как ни пытался мальчишка бороться с болезнью, она брала свое. Бывает, сидит на уроке бледный как мел, и учителя, зная о Кирюшиных проблемах, уговаривают его: «Иди домой». А он терпит до последнего, пока не приходится вызывать из областного центра «санавиацию» -- бригаду «Медицины катастроф», которая увозит мальчика в реанимацию областной детской больницы.

Когда приступы болезни происходили один-два раза в год, родители все еще надеялись, что сын перерастет этот опасный недуг. Но в последние годы кровотечения участились. Высокого худенького Кирилла буквально качало от ветра: гемоглобин не поднимался выше пятидесяти, а селезенка увеличилась до огромных размеров.

«Мне не верится, что я буду, как все», -- сказал мальчик после операции

Главным врачом Днепропетровской областной детской клинической больницы Роман Василишин работает не так давно. И хотя дети с таким диагнозом поступают сюда нечасто, его очень беспокоили тяжесть течения этой болезни и опасные для жизни последствия. За короткое время он изучил, какие методики лечения применяются в мире, насколько они эффективны, какова вероятность их проведения в Украине.

-- Существует множество методик, -- рассказывает Роман Василишин. -- В желудок вводится специальный зонд, который, расширяясь, как груша, зажимает кровоточащие сосуды. Делаются в Киеве и операции через желудок, когда проблемная вена ушивается. Но все это в результате оказывалось неэффективным: спасти ребенка может только радикальное вмешательство. Поэтому наши хирурги и взялись осваивать эффективную методику, применяемую в московской клинике.

Роман Иосифович обратился в Научный центр «Здоровье детей» Российской академии медицинских наук, со специалистами которого давно поддерживал деловые связи, попросив помощи у коллег. Один из самых опытных хирургов центра профессор Владимир Синякович, узнав о тяжелом состоянии Кирилла, прилетел чуть ли не на следующий день. Уже здесь, в больнице, у мальчика за несколько дней произошло два сильнейших кровотечения.

Кирюшу за два часа подготовили к операции. Московский хирург даже свой инструментарий для нее привез -- в Днепропетровске подобных хирургических средств для работы на сосудах не было.

Обычно такие операции длятся около пяти часов -- Кирилл пробыл под наркозом на хирургическом столе ровно семь. Члены операционной бригады, в которую, кроме московского специалиста, вошли заведующий отделением плановой хирургии областной детской больницы Борис Ашкенази и ассистент кафедры детской хирургии кандидат медицинских наук Александр Барсук, не ожидали, что патология сосудов у подростка настолько серьезная: у Кирилла был врожденный фиброз печени и нарушение ее функций, селезенка огромных размеров, которая не выполняла своих функций.

-- Решено было удалить мальчику селезенку, -- рассказывает Борис Ашкенази. -- Это позволило нормализовать кровоснабжение печени. Чтобы представить, насколько сложной была операция, нужно вообразить, как тончайшую невесомую ткань плотно сшиваешь крепкой нитью. Это была поистине ювелирная работа. В Москве за 10 лет через руки московского хирурга прошли около 700 детей с подобным диагнозом.

Владимир Синякович уверен, что днепропетровским хирургам делать подобные операции вполне под силу.

-- Мне ассистировали высокопрофессиональные специалисты, -- говорит профессор Синякович. -- Обычно на таких выездных операциях чувствуешь какой-то мандраж -- все же рядом нет сработавшейся бригады врачей. Но в Днепропетровске ощущение локтя было необыкновенное -- словно ты дома.

-- Гемоглобин еще был не выше 50, а сын уже начал возвращаться к жизни, -- говорит мама. -- Когда нам предложили операцию, мы были на все готовы. Даже сам Кирюша, измученный этой болезнью, просил: «Мама, пусть скорее приезжает профессор».

Кстати, в России такая операция официально стоит около трех тысяч долларов. Кирилла же прооперировали бесплатно. Сегодня он чувствует себя хорошо -- на четвертый день начал ходить, а на пятый расспрашивать врачей, сможет ли летом играть в футбол.

-- Мне еще не верится, что я буду, как все, -- сказал мне Кирилл в больничной палате. -- У меня есть велосипед, но покататься на нем я не мог. Представляете, как было обидно…

P. S. Пока статья готовилась к печати, возникла угроза жизни еще одного страдающего портальной гипертензией ребенка -- восьмилетнего павлоградского мальчика Дениски Попова. За его плечами пять лет страданий и постоянного пребывания в больницах. Родители мальчика обращаются ко всем, кто сможет помочь в их беде, с просьбой перечислить деньги на операцию. Расчетный счет можно узнать в редакции.