Происшествия

Народная артистка украины раиса кириченко: «однажды мне пришлось варить вареники в… Плафоне от гостиничной люстры! От этого они не стали менее вкусными»

0:00 — 6 ноября 2004 eye 449

Нигде певица не чувствует себя так комфортно, как в родительском доме в селе Корещина под Полтавой

Звезд в гостиницах обслуживающий персонал обычно запоминает надолго: кто-то заказывает в ресторане чай из лепестков пиона в чашке, инкрустированной камнями Сваровски, кто-то -- фрикасе из мяса акулы. Раиса Кириченко в рестораны при отелях вообще не ходит. Она достает из саквояжа маленькую кастрюльку, терочку, дощечку, кипятильник и начинает… варить борщ. Прямо в гостиничном номере! Разумеется, певица в курсе, что пользоваться кипятильником в гостиницах строго запрещается -- хоть ты народная артистка, хоть сам президент. Но, видно, чему быть, того не миновать.

Когда захотелось вареников, а второй кастрюльки не было, Раиса Афанасьевна сняла с люстры плафон, поместила его в плотный полиэтиленовый пакет и, как только вода в плафоне закипела, бросила туда вареники, только что купленные в кулинарии. «Блюдо на грани фантастики!» -- шутит муж Раисы Афанасьевны Николай Михайлович.

«Совсем еще недавно мой дом был мазанкой -- я хотела сохранить его в первозданном виде, каким он был при маме»

-- Артисты ценят дом, как никто другой, -- говорит Раиса Кириченко, когда мы беседуем с ней за столиком в беседке. -- Ведь огромную часть жизни мы гастролируем. Меня же всю жизнь тянет не просто домой, а в отчий дом -- только там я могу расслабиться и обрести гармонию с миром.

-- Раиса Афанасьевна, вырваться из села, знаю, всегда считалось большим счастьем…

-- А я вам скажу: больше сорока лет прожив в городе, в душе я так и осталась крестьянкой. И знаете, не стыжусь этого. Село меня сформировало. Бескрайнее поле, синее небо, цветущие сады -- об этом я пела в детстве, об этом пою до сих пор.

Дом певицы в живописном полтавском селе Корещина одноэтажный и без особых затей. В киевскую квартиру Раиса Афанасьевна приезжает исключительно на «зимовку» и по делам -- сейчас она, к примеру, готовится к гала-концерту «Благословляє друзiв Раiса Кириченко».

-- Это ведь родительский дом, -- продолжает певица. -- Еще лет десять назад он был вообще мазанкой. Люди удивлялись: мол, неужели у народной артистки денег нет, чтобы сделать капитальный ремонт? А я, знаете, хотела сохранить дом в первозданном виде, таким, каким он был, когда я была маленькой: «Як побачу рiдну хату, Я веснiю, наче цвiт, Здрастуй, мамо, здрастуй, тато, i мого дитинства свiт… » (поет. -- Авт. ).

-- И все-таки ремонт вы сделали…

-- Куда денешься? Иначе бы хата вообще пропала. Тем не менее атмосферу в доме я сохранила, насколько это было возможно. Видите эти рушнички и дорожки? Их ткала еще мама! Та же мебель, что была при ней -- стол, шифоньер, железные кровати… Что еще? У дома колодец с прозрачной холодной водой, в доме печка. Многие односельчане давно от печек избавились, а для меня это святое… Как только приезжаю в Корещину, сразу же топлю ее и пеку хлеб или пироги, чтобы живым духом в доме запахло. А нет нас с мужем -- «хата сиротiє i сумує»…

-- Говорят, полтавские пироги -- что-то особенное…

-- Мои любимые -- пироги детства. Они с особой начинкой: с сахарной свеклой и сухофруктами -- яблоками и вишнями. Вишни должны быть непременно с косточкой. Аромат непревзойденный! И заметьте, сахар в такие пироги не кладут…

-- Нужно будет попробовать испечь.

-- Только предупреждаю: белую сахарную свеклу на рынках в Киеве вы вряд ли отыщете, нужно ехать в село. Мы с мужем вот недавно по дороге в Киев насобирали чуть-чуть. Я и вас угощу. Кстати, попробуйте добавить сахарной свеклы в капусту при квашении -- не пожалеете. Очень тонкий вкус!

«Я всегда пою возле плиты -- иначе можно забыть слова песен»

На столе простые -- не из сервиза -- тарелки и чашки. Из них, утверждает певица, сельская еда вкусней. Сама «козачка» (так Раису Афанасьевну называют в народе благодаря полюбившейся в ее исполнении песне «Я козачка твоя… ». -- Авт. ) в обыкновенном ситцевом халате, какие есть наверняка у многих женщин в селе.

-- Когда печете и варите, поете? -- интересуюсь.

-- А как же! Тренировка «не отходя от плиты» не дает забывать слова песен.

-- Везет соседям вашим! Бесплатно слушают концерты народной артистки Украины…

-- Не то слово (улыбается). Бывает, пою во дворе у себя, вдруг отворяется калитка: «Рая! Спой «Козачку» еще раз! Так за душу взяла», -- просит соседка. Ну как отказать своим? Пою.

-- Раиса Афанасьевна, и все-таки бывали моменты, когда завидовали ровесницам городским? Ведь путь из села в столицу нелегок…

-- Нелегок. Никогда не забуду, как в 16 лет впервые покинула родительский дом -- мама напекла пирожков и поехала устраивать меня в полтавский хор. Там мое пение прослушали и сказали: «Гарна дiвчина, гарно спiває. Голос сильний, грудний. Але для хору непiдходящий -- буде видiлятися». И посоветовали ехать в черкасскую филармонию. Но мы разве знали с мамой, где те Черкассы? Вернулись в село. Было, конечно, обидно. Однако желание стать артисткой пересилило обиду. Я таки стала хористкой в кременчугском хоре. В хоре, разумеется, мне не платили, а чтобы петь, нужно ведь было что-то есть и где-то жить. На кременчугском заводе, где собирали КРАЗы, я около двух лет работала контролером ОТК -- причем, в три смены. Было очень тяжело.

-- Долго пришлось скитаться по общежитиям?

-- Больше десяти лет! В Черкассах, Полтаве, Херсоне, Житомире -- всюду нам с мужем, он у меня баянист, обещали, что «вскоре» дадут жилье. Но это были только слова… В Житомире мы вообще жили в разных общежитиях: я -- в женском, Коля -- в мужском. Помню, были тогда на «пределе» -- однажды плюнули на все и подали заявления об уходе из хора. И… уехали в село! С января по май -- играли в карты. Затем отправились в Черкассы. Там и получили первую свою квартиру -- однокомнатную.

-- Наверное, общежитский быт так заедал, что гастроли расценивались как счастье?

-- Ой, знали бы вы, в каких гостиницах приходилось жить! Все поломано, в оконных рамах ветер гуляет! Благо, муж мой --мастер на все руки. Как приедем, первым делом берется за ремонт: все починит, окна законопатит в холода. Когда мы выселялись, дежурные гостиницы не узнавали номер!

«Хотите верьте -- хотите нет, но на родной Полтавщине голос мой звучит чище, ярче»

-- Кроме приготовления вареников в плафонах, больше в гостинице, надеюсь, не «хулиганили»?

-- Хулиганили, еще и как! Помню, как на гастролях в Евпатории отмечали мой день рождения. В номер набилось человек пятнадцать. А столик-то -- смех! Вот я и выступила с инициативой: «Ребята, давайте шкаф положим на пол -- вот и стол нам будет!» Мужчины вмиг воплотили идею в жизнь. «Единственное, -- говорю, -- давайте сидеть тихо, а то придут -- испортят праздник». Но какое там тихо? Тосты, песни… Допелись! Стук в дверь -- на пороге дежурная.

-- Продолжение страшно даже представить.

-- Она как увидела перевернутый шкаф, чуть в обморок не упала! С криком: «А-а, шифоньер поломали!» -- пулей вылетела из номера и побежала за администратором. Мужчины же наши за минуту вернули шкаф на место. Каждый из гостей взял в руки свою тарелку, вилку, чашку… Стоим. Заходит администратор, за ним -- дежурная. Администратор долго и пристально осматривает номер и обращается к дежурной: «Я не розумiю, про який шкаф ви казали?»

-- Забавно…

-- Я не говорю уже, сколько кипятильников и плиток у нас отобрали. На эти деньги можно было бы, наверное, новую гостиницу построить.

-- В зарубежных отелях наверняка таких казусов случается поменьше.

-- Главное, чтобы наш человек там появился -- казус будет. Помню, как поехали на гастроли в Канаду. С нами был тогда Роман Майборода. Каждый из нас, как полагается, со своим кипятильничком. А розетки-то -- другой стандарт: не лезет! Мы и так, мы и сяк -- не горит! И вдруг, помню, чей-то крик раздается: «Люди, горим!» Уж если наш человек хочет чего-то добиться, обязательно добьется! (улыбается. -- Авт. )

… Во дворе у Раисы Кириченко стоит черный «Фольксваген». За рулем обычно супруг певицы. Сама она хоть и умеет водить машину, не любит.

-- Раиса Афанасьевна, знаю, народные артисты не очень-то любят «народные» автомобили. Вопрос престижа вас не заботит?

-- Уже даже будучи народной, я вообще долгое время ходила пешком. Потом купили с мужем «Жигули»-семерку. Ведь что с того, что народная? На зарплату 250 рублей, какая была у меня при Союзе, и «Жигули» купить не так просто было. Тем более что в первую очередь я должна была думать о сценических нарядах…

А когда «семерку» украли, конечно, я очень расстроилась. А как получилось? Заболев, поехала на консультацию в поликлинику. Выходим с мужем из больницы -- машины нет. «Может, ты забыл, где поставил ее?» -- спрашиваю у мужа. Я ведь едва ноги тогда передвигала… Нашли машину -- разобранную! -- в лесу под Васильковым.

… Мы идем по селу. Здесь, в Корещине, в гостях у Раисы Афанасьевны сколько гостей перебывало!

-- Знаете, пару лет назад ко мне приезжал композитор Александр Билаш (автор песни «Два кольори». -- Авт. ) Он сказал: «Рая, у тебе хата в найкращому мiсцi у свiтi. Тут тiльки творити!» И это правда. Хотите верьте -- хотите нет, но на Полтавщине, на моей родине, и голос мой звучит по-другому -- чище, ярче. Вот что такое отчий дом!