Благодаря российскому музыканту, украинским предприятиям, организациям и частным лицам на острове Хортица был поднят на поверхность 20-метровый деревянный корабль, затонувший, по мнению ученых, в 1739 году
Огромное количество журналистов, сотни зрителей, заполнивших большую поляну и «оседлавших» прибрежные скалы, гроздья воздушных шаров с надписями «Интерпайп» и «Запорожская бригантина», звучащие из динамиков хиты Макаревича, -- так в минувшую субботу выглядел остров Хортица. Выдающимся событием нашей жизни назвал происходившее здесь мероприятие директор института археологии НАН Украины академик Петр Толочко. В этот день была извлечена на поверхность «Запорожская бригантина» -- старинное деревянное судно, пролежавшее под водой более двух с половиной веков.
Весной 1999 года в результате сильнейшего паводка водой смыло большую полосу острова Хортица в русле Старого Днепра. Исследуя этот участок, тогдашние сотрудники Национального заповедника «Хортица» Валерий Нефедов и Максим Остапенко в двадцати метрах от берега обнаружили на десятиметровой глубине засыпанный песком корпус корабля. Это оказалась казацкая чайка ХVIII столетия. Через год ее торжественно подняли на поверхность и перевезли в специально построенный ангар. Чайка стала первым экспонатом будущего музея истории судоходства. Но на дне реки, где лежала чайка, удалось обнаружить фрагмент еще какого-то корабля. Он был практически полностью засыпан песком. Запорожские археологи-подводники взялись за его изучение.
-- Мы установили, что это остов бригантины -- парусно-гребного военного судна первой половины ХVIII века, -- рассказывает президент института подводных исследований, научный руководитель проекта «Запорожская бригантина» Максим Остапенко. -- В отличие от чайки, которая представляла собой малое десантное судно и предназначалась для движения вдоль берегов, бригантина вела боевые действия на Черном море. Она составляла 20 метров в длину, 4,5 метра в ширину, на лафетах находилось 4 орудия, экипаж -- 50 человек. В 1737 году в районе Хортицы была заложена судоверфь, где украинские и российские мастера строили корабли. Тогда Днепровская флотилия насчитывала около полутысячи судов, в том числе 20 бригантин. Затонувший корабль участвовал в русско-турецкой войне 1735--1739 годов. Пошла ко дну «Запорожская бригантина», скорее всего, во время весеннего паводка 1739 года. Тогда почти 40 процентов личного состава армии, вернувшейся к днепровским порогам на постой, погибло от чумы, и следить за сохранностью судов было некому. На сегодняшний день это единственная сохранившаяся бригантина.
Очень скоро подводные археологи поняли, что на голом энтузиазме далеко не уедешь. Поднятая на поверхность и спрятанная в ангар чайка на воздухе начала стремительно разрушаться, денег на ее консервацию не было. Чтобы такая участь не постигла и бригантину, следовало срочно искать пути решения этой проблемы. О находке рассказали известному российскому музыканту и любителю подводного плавания Андрею Макаревичу. Он очень заинтересовался, и в июле прошлого года приехал в Запорожье со съемочной группой ОРТ. Сам опустился под воду и осмотрел бесценную находку. «Еще одно половодье -- и неизвестно, что останется от этого уникального творения, -- сказал тогда Макаревич журналистам. -- Судно может сохраняться несколько сотен лет, пока лежит под слоем песка. Но оно уже обнажилось, его размывает вода, и есть опасность, что волны разнесут находку на части. Поэтому хочется сделать не просто передачу, которую посмотрят и забудут, а попытаться общими усилиями поднять судно со дна реки и сохранить для потомков». Итогом приезда Макаревича в Запорожье стал получасовой фильм, показанный по российскому телевидению, и несколько тысяч долларов на подъем и сохранение бригантины.
В том же году в ноябре была создана общественная организация «Запорожская бригантина». Археологов поддержали народный депутат Украины известный меценат Виктор Пинчук, корпорация «Интерпайп», ОАО «Электрометаллургический комбинат «Днепроспецсталь», ОАО «Запорожский алюминиевый комбинат», культурный центр «Хортица», Запорожский завод металлоконструкций, Южный гидроархеологический филиал Института археологии НАН Украины, клуб «Андреевский смак», общественная организация «Новая эпоха», Пятый экспедиционный отряд подводных работ, ряд других российских и украинских организаций. Президентом «Запорожской бригантины» единогласно избрали Макаревича. Через несколько дней музыкант дал в Днепропетровске благотворительный концерт и заработанные 5 тысяч долларов перечислил на поднятие бригантины. А общая смета проекта составила почти 200 тысяч долларов.
Активные работы начались с февраля 2004-го. Зима -- лучшее время для исследований, поскольку видимость под водой достигает 10--15 метров. Судно, пролежавшее на дне 260 лет, требовало скорейшего подъема и реставрации. Главной проблемой стало вымывание песка, столетиями защищавшего корпус от соприкосновения с воздухом. 20 аквалангистов каждый день погружались группами по 4--10 человек и гидроэжектором отсасывали песок. В отдельных местах бригантина уходила в грунт на 5 метров. За восемь месяцев экспедиции было проведено около полутора тысяч погружений, исследовано 600 квадратных метров днепровского дна.
Попутно в толще песка подводники нашли много интересных предметов, относящихся не только к вооружению и быту казаков (ядра, шпаги, палаш, штыки), но и к более ранним историческим периодам (костяной рыболовный крючок эпохи неолита, молот из рога оленя, рога тура). Все время, пока шли работы, в корпусе бригантины жили три огромных сома. Рыбы настолько привыкли к присутствию людей, что позволяли трогать себя руками. Когда исследователи подняли борт, их ждала приятная неожиданность: на его внешней стороне сохранились такелажные приспособления -- блоки, кран-болт для подъема якоря, механизмы для фиксации вант, тали для двух орудий.
В солнечные зимние дни бригантина хорошо просматривалась сверху. Тогда же сняли общие виды корпуса на видеопленку, уточнили расположение элементов судна, размеры. Летом обзор уменьшился до 30--70 см, что осложнило работы. Под водой отсняли 15 часов видеоматериала, из которого смонтируют фильм.
Одним из важных этапов подготовки бригантины к «всплытию» стало изготовление стапеля, который бы удержал корабль при поднятии. У археологов был опыт поднятия чайки, но корпус бригантины значительно уступал по прочности, за пять лет контакта с воздухом дерево превратилось в труху. Бригантина могла рассыпаться, как карточный домик. Поэтому конструкцию укрепили дополнительными опорными элементами — лонжеронами. Разработкой 19-метрового стапеля занимались специалисты завода металлоконструкций. И справились с задачей блестяще. Когда во время подъема повисшая на ремнях бригантина завалилась на бок, и часть корпуса надломилась, зрители на берегу ахнули. Максим Остапенко признался, что испытал в этот момент настоящий шок. Но отвалившийся кусок аккуратно лег на стапель и замер. На этом же стапеле после закрепления всех узлов и деталей судно через несколько дней будет перенесено с помощью подъемного крана на берег. Бригантина займет место в ангаре рядом с чайкой и станет уникальным экспонатом Музея истории судоходства.
На пресс-конференции для журналистов прозвучало, что такой масштабной подводной экспедиции по исследованию и подъему судна в истории Украины еще не было. Следующим этапом этой операции станет реставрация корабля и его консервация. При стабильном финансировании она завершится в течение 2--3 лет. Кстати, казацкая чайка уже пропитана консервантом и ей ничто не угрожает. Проблем со средствами быть не должно.
-- Мы не допустим, чтобы проект остановился на полпути, поэтому будем помогать и дальше, -- сказал председатель правления корпорации «Интерпайп» Игорь Ярославцев.
А народный депутат Петр Толочко подчеркнул важность того, что руководителем проекта выступил россиянин. «Бригантина стала символом единения России и Украины», -- заметил академик.
На празднике поднятия затонувшего судна на берег Андрей Макаревич был самой востребованной фигурой. В длинной синей ветровке с надписью на спине «Запорожская бригантина», одетой поверх осенней куртки, в широкополой цвета хаки панаме на голове, он напоминал рыбака, только что забросившего в Днепр сети и не успевшего переодеться. Музыкант был в хорошем настроении и охотно общался с прессой. От желающих поговорить с ним отбоя не было. Несколько минут знаменитость уделила и «ФАКТАМ».
-- К тому, что происходит сегодня, я стремился с того момента, как увидел бригантину под водой, -- сказал музыкант. -- Я мгновенно понял, что это вещь уникальная. В Швеции есть аналогичный проект. Только наш корабль боевой, а у них ушел на дно сразу после того, как был спущен со стапелей. Но шведы его подняли, и это стало событием общенационального масштаба. Я подумал: а что же мы? Очень захотелось не отставать от шведов.
-- Ну вам это зачем?
-- А зачем мы вообще что-то делаем? Можно же просто есть, пить, спать, в сортир ходить и все, да? Но у меня постоянно есть желание что-то делать, изменять, улучшать. Иногда получается. В этот раз было много общественных организаций, но денег не прибавилось. И я очень благодарен господину Пинчуку, который практически первым из украинцев отозвался и внес весьма большую сумму. В принципе, мог бы остановиться. Но полгода назад работы пришлось прекратить, потому что деньги кончились. И он еще добавил. Так что ему два раза спасибо.
-- Российские бизнесмены не пожелали поучаствовать?
-- Меня совершенно поражало, когда я в Москве обращался к кому-то с просьбами о помощи. Спрашивали: «А где бригантина будет стоять: в Украине или в Москве?» Я говорил: «Конечно, в Украине». «А чего мы тогда будем помогать?» -- отвечали мне. Какая разница, где ее поставят! Важно, что корабль спасут и оставят потомкам. Это же часть нашего славного славянского прошлого.
-- Стоит ли бригантина того, что на нее пришлось потратить?
-- Я сейчас проплыл мимо борта. Видны следы рук человеческих, как это все рубилось топором, как гвозди ковались. Якорь невероятной красоты. Такие вещи (это не золото и бриллианты) не имеют цены. К примеру, египетские пирамиды. Вроде камень, а цены нет.
-- Подобные «захоронения» кораблей в России есть?
-- Много интересных вещей в Балтийском заливе. С петровских времен лежат ладьи и боевые корабли, даже примерное местонахождение известно. Но там гораздо сложнее их искать. Водная поверхность огромная и мутная, поэтому нужны очень серьезные экспедиции.
-- История с бригантиной отразится как-то в музыке?
-- Я об этом не думаю. Музыка рождается от всего, что видишь.
-- У вас панама шикарная. Это вы в ней с Розенбаумом пару лет назад путешествовали по Амазонке?
-- Это обыкновенная «путешественная» шляпа, купил я ее в Австралии, насколько помню. Очень удобна, поскольку защищает от солнца, ветра и дождя. На Амазонке была другая, но похожая.
-- Расскажите в двух словах о походе.
-- С нами был еще Андрей (его фамилию Макаревич не мог вспомнить. -- Авт. ). До нас он дважды побывал на Амазонке. Взяв карту, мы проложили себе маршрут. Индеец, у которого была лодка, никак не понимал, зачем это белым людям. Согласившись ехать с нами, поставил условие, что ночевать будем в деревне, поскольку в сельве опасно. Мы индейца уговаривали двое суток. На моторной лодке 10 дней плыли, останавливаясь на ночлег на берегу. Прошли примерно 140 километров в одну сторону и обратно. Практически ни с кем не общались. Наш путь проходил по границе трех государств: Колумбии, Бразилии и Перу. Думаю, что человек вполне может существовать в этих условиях. Хотя мы с Сашей в детстве читали книжки, где амазонская сельва описывалась как совершенно не пригодная для человека местность. Оказалось, при некотором опыте и знаниях все это абсолютно переносимо. Могу заверить, что где-нибудь в Сибири у нас мошки побольше будет, чем на Амазонке. Другое дело, что там разнообразие.
-- Скальп с вас не пытались снять?
-- Слава богу, нет.