Происшествия

Через две недели после того, как, гуляя по подолу, григорий сковорода почувствовал трупный запах, на киев обрушилась чума

0:00 — 9 ноября 2004 eye 1536

200 лет назад закончил свой жизненный путь выдающийся философ и педагог

10 фактов из жизни Григория Саввича Сковороды

1. Родившись в 1722 году в семье малоземельного казака Лубенского полка, Григорий Сковорода рано остался сиротой. Таких детей в те времена брала под опеку церковь, и в 12 лет мальчик стал студентом Киевской духовной академии. Способности к наукам выделяли его из среды однокашников, а благодаря прекрасному голосу Григорий был вскоре отобран в Санкт-Петербургскую придворную певческую капеллу.

2. В 1744 Сковорода получил увольнение от должности певчего и в составе возглавляемой генералом Вишневском комиссии, отправленной в Венгрию для заготовки вин, уезжает в Европу. Венгрия, Австрия, Польша, Германия, Италия… Григорий часто странствует пешком, изучает языки: латынь, немецкий, греческий, еврейский. Встречается с учеными и овладевает знаниями, которые потом дают ему основание преподавать.

3. Преподавательскую деятельность Сковорода начинает в Переяславской семинарии. Пишет «Руководство о поэзии», но ему велят учить по старинке. Переяславский епископ в этом требовании непоколебим -- учитель поэзии ответствует ему: «Одно дело пастушья свирель, другое -- пастырский жезл», давая понять, что не следовало бы церковнику поучать поэта. Учителя из семинарии увольняют.

4. Митрополит Тимофей Щербацкий рекомендует талантливого воспитанника Киево-Могилянской академии домашним преподавателем для сына помещика Томары. Не сразу оценили Григория Саввича в этом доме, и он на время уезжает в Троице-Сергиеву лавру, где засел за книги в тамошней библиотеке. Затем следует возвращение к Томаре, и Сковорода занимается с его сыном настолько успешно, что тот впоследствии занимает хороший пост в Санкт-Петербурге. А для самого Сковороды этот период отмечен рождением «Сада божественных песен».

5. Не только в сфере литературы Сковорода искал и находил свои пути. При истолковании священного Писания он опирался на «аллегорический» метод. Не признавал необходимости чудес, считая, что для познания Бога достаточно естественных источников, в которых Господь открывает себя обильно и очевидно. Это убеждение дал Григорию Саввичу опыт собственного мистического переживания: «Я пошел прогуляться по саду. Первое ощущение, которое я осязал сердцем моим, была некая развязность, свобода, бодрость. Я почувствовал внутри себя чрезвычайное движение, которое преисполнило меня силы непонятной. Некое сладчайшее мгновенное излияние наполнило мою душу, от чего все внутри меня загорелось огнем. Весь мир исчез предо мною, одно чувство любви, спокойствия, вечности оживляло меня. Слезы полились из очей моих и разлили некую умилительную гармонию во весь мой состав… »

6. Те из учеников Сковороды, которые проникались его мироощущением, оказывались в крепкой духовной связи со своим учителем. Например, однажды ученику Харьковского коллегиума (в пору преподавания там Сковороды) Мише Ковалинскому приснился удивительный сон: в небе сияют имена библейских отроков-мучеников, а на земле стоит Сковорода. Мише рядом с ним радостно и свободно. Мальчик рассказал об этом сне священнику, и тот сказал, что «сей муж» послан быть ангелом-руководителем и наставником. Ковалинский со временем стал видным чиновником, служил в Санкт-Петербурге (вместе с Томарой), но незадолго до смерти Сковороды все бросил, купил имение и позвал приехать к себе Григория Саввича. Они много беседовали, и Сковорода оставил бывшему ученику свои рукописи. Они-то и стали материалом для первой книги о Сковороде, которую написал Ковалинский.

7. В 1770 году Сковорода гостил у знакомых в Киеве. Дни шли за днями, но вдруг гость забеспокоился и собрался уезжать. Причина? Будучи на Подоле, он почувствовал трупный запах. А через две недели после того, как Сковорода уехал из Киева, на город обрушилась чума. Окружающие списывали подобные случаи на то, что у философа случаются озарения -- он же считал, что каждому следует постоянно вслушиваться и всматриваться в себя, и тогда можно найти свое место в мире, а место мира -- в себе.

8. Себя самого Григорий Саввич видел странником, которого ничто и никто не может ни остановить, ни сбить с пути. Поэтому-то он отказался от карьеры. Летом 1778 года царица Екатерина II путешествовала по Украине и, прослышав о Сковороде, соизволила пригласить его в Санкт-Петербург. Философа отыскали и передали приглашение. «Не поеду! Мне свирель и овца дороже царского венца», -- сказал. Бежал он и от венца, который сулил ему жизнь с любимой женщиной: оставил ее, решив, что не должен связывать себя брачными узами.

9. Современников, знавших Григория Саввича, удивлял его образ жизни. Но для Сковороды он был единственно возможным. Опираясь на разработанную концепцию трех миров (космического, земного и связующего их библейского) и двойственность человеческой натуры (материальной и духовной), Сковорода создал философское учение, центром которого стал человек и проблемы достижения им счастья. И первым ступил на этот путь, пройдя его с 1769-го по 1794 год.

10. Провидение открыло Григорию Сковороде и последний час его жизни. Будучи в гостях у одного из учеников, он однажды вышел в сад и стал заступом копать яму. «Чем ты занят?» -- спросил хозяин. «Пора, друг, кончить странствие! -- ответствовал философ. -- И прошу тебя, пусть здесь будет моя последняя могила, и на ней напишите, что мир ловил меня, но не поймал». На следующий день его нашли в комнате мертвым с руками, сложенными на груди, и стопкой собственных сочинений под головой.