Украина

Предприятию, попавшему в «зеленый» коридор, налоговые выездные проверки не грозят, а в отношении того, которое оказалось в «красном», могут инициировать процедуру банкротства

0:00 — 11 ноября 2004 eye 404

Благодаря новой системе кардинально изменятся взаимоотношения налоговой службы и налогоплательщиков

Распределение налогоплательщиков по так называемым коридорам вызвало немалый интерес в обществе. Что это за коридоры? Какие они бывают? Зачем нужно такое разделение? Чем грозит отнесение к тому или иному коридору? Все эти, а также другие не менее интересные вопросы «ФАКТЫ» переадресовали заместителю председателя Государственной налоговой администрации Украины Валентине Москаленко.

«Государственная налоговая администрация разработала специальную программу, которая учитывает возможные риски, связанные с неуплатой налогов»

-- Валентина Николаевна, так что же это за коридоры такие?

-- Это та степень внимания, которое налоговая служба будет уделять тому или иному налогоплательщику.

-- Как вообще возникла идея такого разделения?

-- Она не нова. Подобную систему уже давно и успешно используют многие страны мира -- США, Великобритания, Голландия, Дания, Швеция, Эстония и другие.

В июне нынешнего года Президент Украины издал указ о необходимости повысить эффективность взимания налога на добавленную стоимость.

-- Самый проблемный налог.

-- Можно сказать и так. Была создана рабочая группа, которая изучила международный опыт и пришла к выводу: чтобы более эффективно администрировать НДС, нужно провести инвентаризацию всех налогоплательщиков и определить, кто требует повышенного внимания, а с кем можно общаться исключительно на консультативном уровне. Такая система позволит существенно повысить эффективность работы налоговой службы и при меньшем количестве проверок получить более качественный результат.

-- Сколько всего коридоров и по какому принципу к ним относят предприятия?

-- Коридоров всего четыре. Но, отмечу, разделение по ним чисто условное и производится с учетом многих факторов. Кстати, делается это не на основании впечатлений сотрудников налоговой инспекции (как можно было бы подумать), а при помощи специальных программ.

-- То есть?

-- Государственная налоговая администрация разработала специальную программу, которая учитывает возможные риски, связанные с неуплатой налогов. На основании того, сколько таких рисков обнаружится в деятельности предприятия, оно будет отнесено к одному из четырех коридоров. Сам алгоритм программы формируется головным офисом и является нашей служебной тайной, чтобы избежать различных злоупотреблений.

-- Получается, инспекторы на местах ничего не решают?

-- Вы правильно поняли. Это было сделано для того, чтобы максимально исключить человеческий фактор (различные привязанности и предубеждения работников налоговых служб), а значит, и вероятность коррупции.

Знаете, во время выполнения пилотных проектов мы попросили сотрудников одной налоговой инспекции разделить предприятия по своему усмотрению. И потом сделали это уже при помощи соответствующей программы. Так вот, несовпадение составило около 30 процентов.

-- Вот это да! Кстати, а что является фактором риска?

-- Ну, все перечислить я не смогу -- не хватит газетной площади. Но могу указать самые характерные. Например, бизнес-контакты с фиктивными фирмами или оффшорными зонами. Предприятие не отчитывается перед налоговой службой на протяжении длительного времени. Фирму уже уличили в недобросовестной уплате налогов. Предприятие не находится по своему юридическому адресу или зарегистрировано по адресу, где находится еще 200 фирм. Предприятие получает значительно меньше прибыли, чем аналогичные в той же отрасли. Фирма относит к валовым расходам столько сырья, сколько на ее оборудовании просто невозможно переработать (этим она фиктивно увеличивает свои затраты и уменьшает прибыль).

Учитываются также нехарактерные для фирмы экспортные операции (был случай, когда хлебобулочное предприятие вдруг решило продать за рубеж…. компьютерные платы). Вот еще пример: фирма обычно отправляет за рубеж товара на 200--300 тысяч долларов в месяц и вдруг решает экспортировать партию на 5 миллионов…

Перечислять можно долго. Но, думаю, что общий принцип вам понятен. С учетом таких факторов, а также исходя из того, как, когда, в каких объемах налогоплательщик рассчитывается с бюджетом и подает отчетную документацию, составляется его налоговая история. На основании этой истории его относят к одному из коридоров.

«В «желтый» коридор попадают налогоплательщики, которые своевременно рассчитываются с бюджетом, но иногда могут допустить какие-либо незначительные ошибки»

-- И теперь о самих коридорах…

-- Как я уже говорила, их четыре. И для каждого разработан сценарий поведения налоговой службы.

«Зеленый» -- для добросовестных налогоплательщиков, не нарушающих налоговое законодательство, своевременно уплачивающих налоги и ведущих хозяйственную деятельность более одного года. В общем, это налогоплательщики, которые имеют хорошую налоговую историю.

В рамках «зеленого» коридора органы государственной налоговой службы проводят в основном консультационную работу: рассказывают предприятиям о новинках налогового законодательства, напоминают о необходимости подачи того или иного отчета и так далее. Наши усилия направлены на то, чтобы помочь плательщику вовремя и в полном объеме внести все необходимые налоги и сборы. Мы следим за его деятельностью (как говорится, держим руку на пульсе) при помощи «кабинетного» аудита -- то есть исходя из поданных им документов.

-- То есть выездные проверки на «зеленых» предприятиях -- редкость.

-- В этом нет необходимости.

Второй коридор -- «желтый». Туда попадают налогоплательщики умеренных рисков, которые своевременно рассчитываются с бюджетом, но иногда могут допускать, например, арифметические или логические ошибки. Также учитывается, ведет ли предприятие или предприниматель внешнеэкономическую, посредническую или другую деятельность, относящуюся к «рискованным» отраслям. За такими налогоплательщиками органы налоговой службы ведут постоянное «кабинетное» наблюдение. Кроме того, может подниматься вопрос о необходимости проведения выездной проверки (тематической, плановой, встречной и так далее).

Третий коридор -- «оранжевый», для налогоплательщиков с достаточно высокими возможными рисками и признаками серьезных нарушений налогового законодательства. Таких налоговая служба будет контролировать при помощи документальных проверок.

Ну и последний коридор -- «красный». В него попадают налогоплательщики с высокими рисками. Например фирмы, зарегистрированные на поддельные, утерянные документы и документы умерших людей, имеющие частые контакты с фиктивными предприятиями и оффшорными зонами. Это могут быть налогоплательщики, которые долгое время не подают отчеты, и предприятия, регулярно нарушающие налоговое законодательство. Проще говоря, это в основном мошенники, к которым налоговая служба намерена применять самые решительные меры.

На таких предприятиях станут проводить выездные проверки с участием налоговой милиции. В этом секторе будет вестись постоянная работа по ликвидации мошеннических схем, предупреждению минимизации налоговых обязательств и борьбе с уклонением от уплаты налогов. Обнаружив серьезные нарушения, налоговая служба будет добиваться привлечения руководителей к уголовной ответственности. А если предприятие, например, отчитывается о постоянных убытках и не платит ни копейки в бюджет, то мы можем инициировать процедуру банкротства.

«Мы не сообщаем налогоплательщикам о том, к какой именно категории внимания они были причислены»

-- Вы уже распределили предприятия по коридорам? Какое соотношение «зеленых» и «красных»?

-- Да, эта процедура уже завершена. Естественно, поскольку это стартовая точка, то в «красный» коридор попало достаточно много налогоплательщиков. Около трети. Сейчас наша задача заключается в том, чтобы «просеять» их. Часть, возможно, будет ликвидирована. Часть перейдет в другую категорию.

В «зеленом» коридоре у нас оказалось пока около 5 процентов налогоплательщиков. Думаю, после нашей последующей совместной работы их количество значительно увеличится.

-- Кстати, а фирмы знают, к какому коридору их отнесли?

-- Поскольку сам принцип определения вероятных рисков и механизм отнесения предприятий к тому или иному коридору является служебной тайной, мы не сообщаем налогоплательщикам о том, к какой именно категории внимания они были причислены.

-- Ясно. А вот такая ситуация: предприятие находилось в «оранжевом» налоговом коридоре. Его проверили, все нарушения исправили, с бюджетом оно рассчиталось

-- Конечно же, после проверок, когда все спорные вопросы будут улажены, фирму переведут в более благоприятный коридор. Кстати, новая система предполагает постоянный анализ деятельности предприятий и достаточно плотное сотрудничество налогоплательщиков и налоговой службы. Например, система покажет, что прибыль фирмы уменьшилась почти вдвое. Это -- возможный риск. Налоговый инспектор может позвонить руководителю и поинтересоваться, в чем дело. И если тот ответит, что у него на данный период запланирована реконструкция или расширение производства, то вопрос будет снят.

-- Эта система касается только налога на добавленную стоимость? На каком этапе сейчас находится данный проект?

-- Сначала новая система администрирования будет применяться именно к НДС. Сейчас мы проводим ее экспериментальную эксплуатацию и с 1 января 2005 года полностью перейдем в части администрирования НДС на новую систему. Со временем мы распространим ее на всю налоговую сферу.