Ровно 40 лет назад украинские автомобилестроители собрали уникальный микроавтобус «Старт»
«Старт» был выполнен по уникальной в те времена технологии: из стеклопластика. Однако известен он стал вовсе не благодаря новаторству в автомобилестроении. Мелькнув на несколько секунд в конце культового фильма «Кавказская пленница», «Старт» запомнился миллионам зрителей и стал невероятно популярен в Советском Союзе.
Как известно, режиссер фильма Леонид Гайдай мелочам придавал особое значение. Ничего случайного у него не было. В съемках «Кавказской пленницы» участвовали всего три машины, но все они запомнились, став героями киноленты: трофейный немецкий кабриолет, на котором разъезжала знаменитая троица -- Трус, Балбес и Бывалый; санитарная машина, чей водитель проклинал «тот день, когда сел за баранку этого пылесоса», и микроавтобус, появляющийся в финале фильма. И если первые два автомобиля были, образно говоря, пережитками прошлого, то таинственный автобус увозил «комсомолку, спортсменку и просто красавицу», конечно же, в светлое будущее. Что же это за автомобиль?
-- Уникальную технологию производства этой машины придумал мой отец, -- рассказывает Леонид Мелконов, сын директора Луганского автосборочного завода Дмитрия Мелконова, умершего четыре года назад. -- Кузов автомобиля был из стекловолокна. Нечто подобное использовали в самолетостроении, в космической промышленности. Но в производстве авто такую технологию никто в мире не применял.
В начале 60-х страна испытывала нехватку металла, поэтому требовалось найти альтернативные пути. С этой проблемой успешно справился Дмитрий Мелконов.
-- Это был руководитель от Бога, -- говорит бывший конструктор Луганского автосборочного завода, один из создателей «Старта» Аркадий Сидорович. -- Не проходило и дня, чтобы он не предложил очередное новаторство.
-- У отца было множество всяких задумок, которые он записывал в специальную тетрадь, озаглавленную «Мои фантазии», -- вспоминает Леонид Дмитриевич. -- Другое дело, что многие идеи были в то время просто не востребованы в силу определенных экономических условий в СССР.
Внешний облик «Старта» был срисован с легендарной советской «Чайки» и адаптирован под микроавтобус. Кузов делали на Северодонецком заводе «Стеклопластик».
-- Для изготовления цельного кузова специально создали так называемую контрформу, -- продолжает Аркадий Сидорович. -- На ее внутреннюю сторону наносили пять-шесть слоев стеклоткани, соединяя их специальными смолами и клеем. Затем кузов извлекали из формы, зачищали, шпаклевали и красили.
Ходовую часть, коробку и двигатель взяли от 21-ой «Волги». Вся остальная «начинка» изготавливалась уже на самом заводе. Там же производили и сборку. К концу 1966 года было произведено двадцать таких автомобилей. Местные жители ласково прозвали микроавтобус «Луганчик».
-- На областном телевидении было несколько таких машин, -- вспоминает звукорежиссер Луганской областной государственной телерадиокомпании Владимир Соха. -- Мало того, что автомобиль похож на «Чайку», но и задумывался он был таким образом, что передок у него был немного приподнят, создавалось впечатление: еще чуть-чуть, и он взлетит.
-- А по дорогам «Старт» действительно летал, -- добавляет режиссер областной телерадиокомпании Анатолий Мельник. -- При таком мощном двигателе и столь легком кузове машина легко, чуть ли не со старта, развивала огромную по тем временам скорость -- до 120 километров в час.
-- Но тогда существовала негласная политика: все лучшее должно быть в России, -- рассказывает Дмитрий Мелконов. -- А развивать промышленность в Украине центральные власти не считали нужным. Сколько же отцу пришлось обить начальственных порогов, чтобы ему наконец-то разрешили выпуск «Старта»! В особой рекламе этот автомобиль не нуждался. Узнав, что в Луганске производят такую машину, в город ринулись ходоки. Однако купить ее без большого блата было практически невозможно. Даже меня, еще школьника, вылавливали и предлагали немалые деньги, чтобы я уговаривал отца продать им машины. По особому указанию из Москвы на «Мосфильм» было отправлено три «Старта». Один из них и сняли в «Кавказской пленнице».
К сожалению, вскоре производство в Луганске «Стартов» было приостановлено. Существует несколько версий, объясняющих причину этого. Первая -- автомобиль был якобы аварийно опасный: мол, из-за своего малого веса легко переворачивался. Хотя этот вопрос весьма спорный.
-- Как-то обкомовские работники везли на «Старте» делегацию из Чехословакии. На одной из трасс в Донецкой области автобус столкнулись с грузовиком и опрокинулся, -- рассказывает Аркадий Сидорович. -- Но что интересно: кузов не пострадал. От удара он только самортизировал и вернулся в исходное положение. Соответственно, и пассажиры в нем получили незначительные травмы.
По другой версии, причина была в следующем: микроавтобусов уже достаточно производится на двух заводах -- в Ереване (ЕрАЗ) и в Риге (РАФ) (правда, там они были металлические, а не из стеклопластика).
Существовала и финансовая причина. Дело в том, что практически весь процесс создания автомобиля проходил вручную, механизировать его тогда было невозможно. Поэтому только изготовление кузова обходилось в 5--6 тысяч рублей (новая «Волга» продавалась по 7--8 тысяч). Общая же стоимость машины перевалила за 10 тысяч рублей.
Однако основная причина закрытия проекта -- в другом.
-- Именно в этот период проходило становление московского предприятия «ЗИЛ», -- поясняет Аркадий Сидорович. -- Тут выпустили уникальный по тем временам автомобиль «ЗИЛ-130». Им практически сразу же заинтересовался внешний рынок. Но в Европе поставили условие: автомобиль должен быть с прицепом. Поэтому Советскому Союзу требовалось в кратчайшие сроки наладить их выпуск. И одним из трех предприятий, выполняющих правительственный заказ, стал Луганский автосборочный завод. Луганчанам надлежало в срочном порядке провести реконструкцию завода и приступить к выпуску автоприцепов. А работы, связанные с производством микроавтобуса «Старт», решено было приостановить как неперспективные.
-- В конце семидесятых последний в Луганске «Старт», эксплуатировавшийся на областном телевидении, попал в аварию, перевернулся и утонул в Донце, -- рассказывает звукорежиссер Владимир Соха. -- К счастью, обошлось без жертв. Машина была списана, а извлеченный из воды кузов забрал себе на дачу один из кинооператоров. Там он, наверное, и по сей день стоит. Ведь материл, из которого он сделан, практически вечный.
А вот за рубежом разработанной в Луганске технологией заинтересовались. В конце 60-х и начале 70-х годов таким же способом делали кузова автомобилей в США. Правда, корпус машины, созданный американцами, оказался недолговечным. Смолы (а секрет заключался именно в них, и этой тайны советские изобретатели не раскрыли), которые наносили на стекловолокно, под действием солнечных лучей в течение двух-трех лет испарялись, и автомобиль просто разваливался Более живучим оказался проект восточногерманских автомобилестроителей, создавших одиозный «Трабант». Немцы предлагали именно в Луганске начать производство этих машин. Но советское правительство отказалось.
Вновь в Луганске заговорили о «Старте» в начале 80-х, когда в кинотеатрах города показывали французскую кинокомедию «Жандарм и инопланетяне». Жандарм Крюшо в исполнении Луи де Фюнеса ловил пришельцев, разъезжая на небольшом джипе, который, по словам специалистов, был выполнен именно из стекловолокна. Когда на экране появилась французская машина, в зале раздались крики: «Так это же придумка нашего Мелконова! »