Происшествия

«у меня уже ночуют шестеро приезжих демонстрантов, а теперь я приглашаю еще шестерых, только уже из другого политического лагеря»

0:00 — 30 ноября 2004 eye 248

Тысячи киевлян предоставляют кров пикетчикам из других городов, независимо от того, какие они -- «оранжевые» или «голубые»

Приезжие демонстранты, независимо от их политических убеждений, в один голос заявляют, что киевляне относятся к ним на редкость доброжелательно, а многие оказывают действенную помощь: предоставляют кров, приносят продукты, чай, одежду, медикаменты.

… На склоне парка возле стадиона «Динамо» мы увидели, что люди с оранжевой и бело-голубой символикой стоят вперемешку. Многие спорят, но без агрессии, вместе фотографируются на память.

«Многие шахтеры принципиально отказываются от помощи киевлян»

-- Отношение к нам пока, слава Богу, хорошее, если не считать отдельных эксцессов: вчера, например, нас выгнали из кафе, когда узнали, что мы приехали поддерживать Януковича, -- говорит шахтер из города Селидово Донецкой области Алексей Мовченко. -- Киевляне, которые голосовали за Ющенко, подходят побеседовать. Некоторые предлагают ночлег. Я благодарю, но отказываюсь. У нас есть где ночевать -- в поезде, на котором мы приехали. Да и ребята будут переживать, что со мной, если пойду к кому-нибудь на квартиру. Я даже не знаю, когда мы отсюда уедем. Представьте, каково вернуться утром к железной дороге и не обнаружить свой поезд. К тому же здесь я почти как на работе: в Киев меня командировали от шахты. А в дискуссиях с киевлянами консенсус мы находим -- у нас общая страна, и все мы хотим работы и достойной зарплаты.

В другой группе людей человек с оранжевой повязкой громогласно рассказывал, как он покажет Феофанию (курортная зона на окраине Киева) своим собеседникам с бело-синими повязками на рукавах.

-- У меня уже ночуют шестеро приезжих -- «оранжевых», а теперь я решил взять еще шестерых, на этот раз из противоположного политического лагеря. Ведь места достаточно -- у меня трехкомнатная квартира на Теремках, -- заявил «ФАКТАМ» киевлянин Александр Когутенко. -- В том, что все двенадцать человек найдут общий язык, не сомневаюсь. Ведь я уже несколько дней общаюсь с «бело-голубыми» и ни разу до ссоры не дошло. Мы с женой еще в первый день после выборов решили: приютим иногородних пикетчиков. Наши двое детей полностью с нами солидарны. Постояльцы -- денег с них я, конечно, не возьму, -- спят на полу. Я не пожалел для них даже семейной реликвии -- пуховой перины, которую собственноручно сшили мои родители. Завтраком кормлю их дома, а обедают они на Крещатике, в Украинском доме или Доме профсоюзов. Туда многие киевляне приносят горячую еду, бутерброды…

В это время к входу на стадион «Динамо» двигался микроавтобус «Газель» с надписью «Горячее питание». Когда мы туда протолкались, несколько мужчин в иудейских ермолках разносили подносы с котлетами, по пластиковым стаканам были разлиты бульон, рыбный суп, чай.

-- Сразу скажу: наша синагога решила помогать всем, кто стоит здесь, на холоде, независимо от цвета их повязок, -- пояснил «ФАКТАМ» Эдуард, не захотевший назвать свою фамилию. -- Началось с того, что попросили помочь горняки: мол, горячую пищу им не всегда подвозят вовремя, а предлагаемые киевлянами продукты многие шахтеры не берут принципиально. Так что мы уже несколько дней круглосуточно развозим еду в оба политических «лагеря». Посмотрите на тех двоих мужчин, уминающих котлеты: повязки у них разного цвета, но это не мешает им что-то вполне мирно обсуждать.

-- Только не думайте, что нам нечего есть -- штаб организует горячее питание, привозит еду в полевой армейской кухне, в военных термосах, -- заявил «бело-голубой» шахтер из города Украинск Донецкой области Александр Могилевич. -- В вагонах, где мы ночуем, тепло, всегда можно получить горячий чай.

-- … Какое тебе дело, есть у нас врач или нет? -- заявил другой, не очень доброжелательно настроенный шахтер в ответ на мой вопрос о медицинском обслуживании приезжих. -- Что тебе не скажи, все перекрутишь… Слушал я вчера радио… Народ нами пугаете: пьяные, мол, кроме матерных слов, от нас ничего не услышишь… Ну ты же видишь, что мы трезвые. А если вечером граммов по 100--200 выпьем, то это никого не касается. Мы ведь в вагонах…

-- Да вы его не слушайте -- нервы, -- вмешался в разговор еще один шахтер. -- Врача с нами нет, но вот вчера вечером у одного из наших эпилептический приступ случился, так «скорая» быстро приехала, киевские медики оказали помощь…

Оказались здесь и православные верующие. Одна из них, дама с бело-голубым флажком, подарила нам с фотокорреспондентом по пластмассовому крестику, взяв слово, что мы будем носить их возле сердца.

«Розовое» впечатление от добрых взаимоотношений демонстрантов из противоположных политических лагерей начало понемногу угасать, когда к стадиону с ревом приблизилась колонна с плакатами, извещавшими, что партия Наталии Витренко за мир. Сторонники Ющенко перегородили путь витренковцам. Началась жесткая сутолока, поднялся сильнейший крик -- подобный можно услышать разве что на полном стадионе. Я уж грешным делом подумал, что драки не миновать. Но «оранжевые» вдруг освободили проход, и под лозунгом «Схiд i захiд -- разом!» пропустили колонну оппонентов.

Вскоре со стороны Кабинета министров Украины прошествовала еще одна колонна сторонников Януковича. Этот «отряд» как-то не заметил потери одного из своих «бойцов», парня лет 20--22-х. Он оказался в окружении «оранжевых». Паренька (как затем выяснилось, харьковчанина), конечно же, сразу начали агитировать, но прежде всего заявили, что ему ничего не угрожает, не тронут не только его, но даже синюю повязку на рукаве. Впрочем, на другой рукав ему повязали оранжевую ленточку, предложив пойти пообедать. «Да я девчонку свою в толпе потерял», -- досадовал харьковчанин. «Ничего, мы тебе другую кралю найдем», -- пошутили двое парней его же возраста с оранжевыми шарфами. «Нет, мне моя нужна». «Вот за это уважаем, ну, иди, ищи свою девушку».

«Ни за что бы не поверил, что девчата с оранжевыми ленточками будут встречать нас с цветами»

Увлеченные другим потоком демонстрантов, мы направились к Украинскому дому, где сейчас разместился один из штабов «оранжевых». У бокового входа как раз шла разгрузка машины с теплыми вещами. «Это помощь киевлян», -- пояснил нам водитель. В здании, из-за многолюдья напоминающем пчелиный улей, вовсю кипела работа: носили ящики с продуктами, канистры с водой, тюки с одеждой… У людей, сидящих за длинным столом, можно взять адрес квартиры для ночлега, бани. Здесь же желающие сдают для демонстрантов деньги, продукты, медикаменты, одежду, предлагают свое жилье…

-- Видите, на мне даже нет ленточки, поскольку мы готовы помочь любому, независимо от того, за Ющенко он или за Януковича, -- заявил координатор хозяйственного штаба «оранжевых» Богдан Кмить. -- Мы благодарны киевлянам -- тысячи из них приходят к нам, чтобы взять на ночлег приезжих. Киевляне даже предлагают развозить их по квартирам на своих автомобилях. Приносят массу нужных вещей, деньги, порой довольно крупные суммы. Один бизнесмен предложил кормить в своем ресторане по 400 человек в день. У него в зале 40 мест, так что он организует 10 смен для демонстрантов.

Здесь же, в Украинском доме, у столика с надписью «Донецкая область» нам также сообщили, что помогают всем, независимо от политических убеждений.

-- Вчера, например, мы устроили на ночлег 12 шахтеров, приехавших автобусом на демонстрации за Януковича, -- сообщил сторонник «оранжевых», горняк из города Доброполья Донецкой области Михаил Хованский. -- Шестерых разместили на квартирах киевлян, еще шестерых -- в Доме профсоюзов. Кому из наших земляков нужна помощь, приходите в Украинский дом. Мы обеспечим бесплатным питанием, жильем, а если понадобится, то и небольшой суммой денег… Кстати, в Киев шахтеры едут не с пустыми карманами -- по их словам, на шахте им выдали по 200 гривен суточных, а срок командировки -- неделя.

Затем мы направились на железнодорожный вокзал, где также шло активное общение «бело-голубых» и «оранжевых». Наше внимание привлекло вдохновенного лицо немолодого мужчины, державшего в одной руке флажок за Януковича, в другой -- розу.

-- Я был готов к любым неожиданностям, но чтобы симпатичные девчата с оранжевыми ленточками встречали нас с цветами -- в жизни бы не поверил. Нас ведь пугали оголтелыми националистами, а тут -- нормальные и добрые люди.