Происшествия

«сколько раз повторять: инвалиды мне не нужны! И не лезь в мою жизнь! « -- услышал от родной матери александр дорошенко

0:00 — 1 октября 2004 eye 281

На Паралимпиаде в Афинах 21-летний луганчанин завоевал две золотые и бронзовую медали. Свои рекорды он посвятил тренеру Римме Старостиной. Если бы не она, быть бы парню одним из горьких пациентов… Дома престарелых

Здесь, на Паралимпиаде в Афинах, мне часто приходилось слышать от украинских спортсменов: «Спорт дал мне все!» Причем для одних «все» -- это прежде всего материальная стабильность, для других -- возможность увидеть мир. А вот для 21-летнего украинского спортсмена Александра Дорошенко «все» -- это СЕМЬЯ. Если бы не цепочка случайностей, приведшая его в секцию легкой атлетики, которой руководила Римма Федоровна Старостина, у Саши не было бы ни квартиры, ни возможности увидеть мир, ни мамы…

«Увидев впервые Сашу, я поняла, что Бог дал мне метателя»

День, когда Римма Федоровна впервые увидела Сашу -- такого большого и нескладного! -- она помнит до мельчайших подробностей. Как будто это было вчера.

-- Большинство моих воспитанников -- сироты, -- говорит Римма Федоровна Старостина. Кстати, она единственный в Украине тренер, инвалид I-й группы, передвигающийся на коляске. -- Я не могу отказать ни одному ребенку, поэтому у меня всегда занимается так много ребят. Как можно сказать «нет» ребенку-инвалиду, стремящемуся к спорту! Ведь к детям, страдающим церебральным параличом, нужен особый подход. И методику к ним особую применяешь: ведь то, что здоровый схватывает на лету, им приходится по десять раз объяснять и повторять. Но, ничего, у меня терпения хватит на всех! Они для меня как родная семья. Но роднее всех, конечно, Саша. Познакомились мы с ним шесть лет назад, он тогда поступил в Луганское ПТУ для инвалидов. Ребята из училища шли на стадион, увязался за ними и Сашка. До этого мальчик в Знаменке закончил школу-интернат. А родился Саша в Чернигове. Мать оставила его еще в роддоме. И первые годы своей жизни он провел в черниговском Доме малютки.

Что такое материнская любовь, Саша узнал, когда встретился со Старостиной. У Риммы Федоровны к тому времени была уже взрослая дочь.

-- Очень часто таких детей приходится обучать всему: читать, писать, ухаживать за собой, -- рассказывает Римма Федоровна. -- Вот и Саше пришлось засесть за букварь. Когда мы встретились, он разговаривал на чудовищном суржике. Понять его можно было с большим трудом. Так что пришлось осваивать с ним школьную программу. Физически мальчик попал ко мне более или менее подготовленным. Раньше он играл в футбол. Правда, был таким худеньким… Посмотрите, какой красавец сейчас! Я тогда посмотрела на его длинные руки, на размер ноги и поняла, что у парня все данные, чтобы стать хорошим толкателем и метателем. Мне просто Бог его дал! Кстати, здесь, в Греции, два дня искали для Саши кроссовки -- размер-то не маленький -- 50-й. Слава Богу, нашли, а то босиком пришлось бы на старт выходить…

Действительно, подобрать для Саши обувь -- проблема не из легких. О том, чтобы купить кроссовки такого размера в Украине, и речи не может быть. Вот и просит Римма Федоровна знакомых баскетболистов привезти обувку для ее воспитанника из-за границы. Старостина с теплотой отзывается о людях, которые помогают ей растить чемпионов. Ведь бюджетных денег, выделяемых на спортсменов-инвалидов, явно не хватает. Вот и крутится тренер, как может. Очень благодарна губернатору Луганской области Александру Ефремову и мэру Луганска Евгению Бурлаченко, которые не отмахиваются от проблем инвалидов-спортсменов, а стараются их решить. Поддерживает материально Старостину и ее воспитанников луганская фирма «Протон».

«Просто не могла отпустить моего мальчика в Дом престарелых»

-- Когда Саша вернулся как-то из зарубежного турнира с медалью, его прямо с вокзала хотели забрать в Дом престарелых, -- вспоминает Римма Федоровна. -- К тому времени Саша уже закончил училище по специальности пошив верхней одежды и был выписан из общежития. А родным домом государство определило ему Дом престарелых. Саша был ошарашен! Он повернулся к людям, которые должны были сопровождать его в Дом престарелых, показал на меня и сказал: «А моя мама этого не допустит!» И это была правда. Я просто не могла отправить моего мальчика в Дом престарелых! Помню, однажды Саша сказал мне: «Римма Федоровна, знаете, ведь у меня где-то есть мама. Когда я стану известным спортсменом, и у меня будут брать интервью, я спрошу у нее с экрана: «За что ты меня бросила?» Вот с того самого дня и с той самой минуты он называл меня только «мама» и «мамочка». В тот день Саша переночевал у меня, а наутро попросился погулять… И вдруг звонит с вокзала: «Мама, ты прости меня, но я все-таки поеду к той женщине. Найду ее и спрошу, почему она меня бросила».

С собой в Чернигов Саша взял выигранную медаль. Первым делом отправился в Черниговский дом малютки. Слава Богу, там работают не бездушные люди. Парню дали записанный в его документах адрес. Так Саша познакомился со своим родным дядей. Вместе они пошли к Сашиной маме. Но, увы, чуда не произошло. Им не открыли дверь. Эта женщина даже не захотела взглянуть на своего ребенка. На сына, который, несмотря на тяжелый недуг, стал известным спортсменом. «Сколько раз повторять: он мне не нужен! И пусть не лезет в мою жизнь!» -- услышал Саша из-за закрытой двери…

-- Все это время я просто не находила себе места, -- продолжает Римма Федоровна. -- А Саша был в шоке. Когда он позвонил мне из Чернигова, я не узнала его голос. Очень боялась, что он с собой что-нибудь сделает. Думала, что назад не вернется. «У тебя есть я, у тебя есть команда, тебя здесь любят и уважают. Приезжай!» -- кричала я в трубку. Умоляла его вернуться в Луганск. А когда приехал, на нем просто лица не было.

-- Мне ведь ничего не надо было от нее! Я просто хотел, чтобы она увидела, что я не калека. Что я все умею делать, что сам себя обеспечиваю… Почему она просто не сказала мне: «Саша, у тебя своя жизнь, у меня -- своя… Прости меня!» Теперь я понял, что у меня мама -- только ты. И больше мне никто не нужен! -- сказал он в тот вечер Римме Федоровне.

Старостина добилась, чтобы Сашу оставили в Луганском училище учиться еще по одной специальности, которую выбрал он сам: пошив обуви. Так решались сразу две проблемы: во-первых, с обувью, а самое главное -- с жильем. Чуть позже, благодаря опять же стараниям тренера, городские власти пошли навстречу и дали спортсмену однокомнатную квартиру.

«Саша в новой квартире сам поклеил обои, поставил розетки, покрасил окна и двери»

-- Как Саша радовался этой квартире! -- продолжает Старостина. -- Ребята по команде кто стул притащил, кто -- полку, кто -- цветок… Всем миром мебель собирали! Купили ему на премиальные за чемпионат мира телевизор и музыкальный центр. А потом Саша попал в больницу с язвой желудка. Сказали, что из-за переживаний, связанные с поездкой к матери. А за это время его квартиру ограбили. Вынесли все! Это было для Саши большим ударом. Три дня не мог зайти к себе домой -- ночевал у меня. Снова я пошла на поклон в фирму «Протон». Мне дали кредит, и мы заново обставили квартиру. Саша сам поклеил обои, поставил розетки, покрасил окна-двери… Он умница большая! А перед поездкой в Афины сына зачислили в Луганский университет на отделение «Олимпийские виды спорта».

Все воспитанники Риммы Старостиной -- личности. Большинство из них достигли больших успехов в спорте. Но главное -- эти ребята не чувствуют себя беспомощными: сами себе стирают, шьют, пекут блинчики… И есть в этой дружной команде традиция: возвращаясь с соревнований, они всегда звонят тренеру и делают заказы. С вокзала -- прямиком к Римме домой! А там уже накрыт стол. Кто-то попросил окрошку, кто-то -- борщ, кто-то -- «Любительскую» колбасу… А для кого-то Старостина припасла чупа-чупс.

У Саши Дорошенко нет любимого блюда -- он ест все подряд. Считает, что спортсмену важно питаться разнообразно. А вот на питание в олимпийской деревне он жаловался. Вроде бы все есть, но не такое. Наше, украинское -- со вкусом, с запахом…

-- Друзья, которые остались дома, тебя уже поздравили? -- спрашиваю Сашу.

-- Первой позвонила сестра, потом пришел факс от губернатора.

-- Вы уже встречались с сестрой дома?

-- Да, она очень удивилась, что я такой… большой.

-- И красивый…

-- И красивый, -- соглашается Саша. -- Ее зовут Аня, ей 19 лет. Мы вообще часто с ней созваниваемся. Она смотрела мои выступления на Паралимпиаде в Афинах. Я так обрадовался, когда она позвонила и поздравила с победой!

-- Конечно, приятно -- родной человек все-таки. И девушки, конечно, звонили!..

-- Я понял, к чему вы клоните (смущенно). Конечно же, подумываю о семье. Одному-то скучно. Да и, чего скрывать, хотелось бы прийти после тренировок домой, а там все убрано, ужин вкусный приготовлен… Нет, мы с женой будем все делать вместе: и стирать, и убирать, и готовить. Тем более что у меня есть мечта: научиться петь пироги и консервировать овощи. Но пока готовился к Паралимпиаде, было не до девушек. Очень хотелось всем доказать, что мои европейские рекорды и победы -- не случайность. И я сделал это…

Уже прощаясь, Саша попросил: «Пожалуйста, напечатайте, что все свои рекорды и медали я посвящаю только одному человеку -- моей мамочке Римме Федоровне Старостиной! И я прошу у Бога только об одном: чтобы он дал ей здоровья».