Чтобы получить страховку, аферисты скупают «мертвые души» -- разбитые машины престижных марок, на скорую руку их ремонтируют, страхуют словно целые, а потом снова разбивают
Методы страхового мошенничества из года в год остаются прежними, но география преступных схем в последнее время меняется. Еще пару лет назад, до введения закона о запрещении ввоза в страну старых автомобилей, наши мошенники активно сотрудничали с добропорядочными немецкими гражданами. Подержанный автомобиль вместе с документами продавался за треть цены, затем перегонялся в Украину. А по прошествии месяца, когда на машине уже ездили новые владельцы, хозяин-немец, хватаясь за сердце, бежал в страховую компанию и заявлял о том, якобы автомобиль у него угнали. В итоге получал возмещение ее стоимости. Об угоне заявляли в Интерпол, и частенько украинских хозяев автомобиля ожидал неприятный сюрприз: отъездив на машине год, а то и несколько лет, они вдруг узнавали, что «любимец» семьи числится в международном розыске.
С появлением у нас своих богатеньких «бюргеров» и крупных страховых компаний необходимость сотрудничества с немцами отпала. С недавних пор в Интернете появилось немало объявлений о покупке дорогих престижных авто двух- и трехлетнего возраста по «немецкой схеме». Суть сделки все та же: застрахованная машина покупается примерно за треть, затем бесследно исчезает с территории Украины. Поговаривают, что автомобили перегоняются на Кавказ, где местные джигиты весьма охотно берут «джипы» и «мерседесы». А «несчастная жертва» получает страховку, ведь, как уже писали «ФАКТЫ» в одном из последних выпусков «Автосалона», доказать, что угон подстроен, почти невозможно. Страховые компании подозревают подвох, но вынуждены платить, иначе клиент потребует компенсацию через суд и наверняка выиграет дело. Правда, по информации людей, близких к руководству страховых компаний, последние иногда сознательно закрывают глаза на явные аферы, если речь идет о корпоративных клиентах, страхующих целый парк автомобилей.
-- Часто машину угоняют у сотрудников, ответственных за страхование автопарка, или у директора предприятия, -- пояснил сотрудник одной страховой компании. -- Это как бы их комиссионные за то, что они застраховались именно в нашей компании.
«Немецкая схема» стала столь распространенной, что под подозрение попадают почти все, у кого угнали автомобиль. Недавно российский суд отказался возвращать угнанную в Украине машину ее настоящему владельцу. Россияне потребовали у нашего соотечественника справку о том, что он не получил от страховой компании возмещения за пропажу машины. Но в Украине несколько сотен страховых компаний! И общей базы данных клиентов пока не существует, поэтому и справок таких никто не выдает.
Еще одна «модная» преступная схема, ставшая в последнее время очень популярной в Москве (думается, скоро она заработает и у нас). Преступники покупают в российской столице разбитые «Ауди», «мерседесы» и «БМВ» последних годов выпуска (часто за копейки эти авто выкупаются у самих страховых компаний). Затем «мертвые души» переправляют в Литву, где за очень небольшие деньги машины кое-как ремонтируют, красят и возвращают в Москву. Продать такие автомобили очень непросто. Любая диагностика покажет, что машина -- наспех склеенная липа. Гораздо проще застраховать автомобиль по его рыночной цене (как правило, несколько десятков тысяч долларов). И тут наступает очередь каскадеров, которым платят по нескольку тысяч долларов за аварию. Риск и в самом деле велик: обычно «мертвую душу» таранит грузовик, за рулем которого сидит другой опытный водитель. Виновник аварии с места происшествия исчезает. Автомобиль восстановлению не подлежит, и страховая компания выплачивает его полную стоимость.