В Симферополе состоялась встреча старейшего в мире гроссмейстера с самым молодым -- Сергеем Карякиным
В шахматном клубе Симферополя произошло уникальное событие -- встреча самого пожилого гроссмейстера планеты Андрэ Лилиенталя и Сергея Карякина, который вошел в Книгу рекордов Гиннесса как самый молодой гроссмейстер. Одним из организаторов этой встречи стал Василий Онищук -- отец Александра Онищука, чемпиона США по шахматам, олимпийского чемпиона, тренера-секунданта Анатолия Карпова. «Андрюша -- давний друг нашей семьи, -- говорит Василий Онищук. -- Он часто приезжает к нам в Севастополь, его очень любят мои дети. Когда они были маленькими, Андрэ с ними много возился».
Интеллигентный, элегантный, в светлом костюме, Андрэ Лилиенталь вошел в аудиторию, где собрались крымские поклонники древней игры, под аплодисменты. Шахматный рыцарь XX века, как часто его называют, сел за стол, пододвинул поближе чашечку кофе, достал из пачки (в глаза бросились его красивые руки с длинными пальцами, на одном из которых красовался фамильный перстень) сигарету. Стряхнув пепел, предложил собравшимся построить встречу в форме вопросов и ответов. Глядя на него, не верилось, что этому жизнерадостному мужчине уже 93 года. Поблагодарив за приглашение на встречу, Андрэ Лилиенталь рассказал присутствующим некоторые подробности своей жизни.
-- Мы жили в Будапеште, начал рассказ Андрэ Арнольдович. -- Моя мама была оперной певицей, а отец инженером. Когда началась Первая мировая война, отец был интернирован и несколько лет провел в лагерях. Мама очень переживала, в результате чего потеряла голос и не могла больше давать концерты, лишилась работы. Для нас наступили очень тяжелые времена. Я учился в школе, но был страшным хулиганом, избивал всех детей. Учитель вызывал маму и говорил ей: «Ваш сын такой хулиган, что наверняка когда-нибудь будет повешенным. Но видите, я до сих пор живу (смеется. -- Авт. ). Учился отвратительно.
Как-то в поисках работы я зашел в одно кафе. Там один из посетителей играл в шахматы, а я нечаянно задел фигуры. Этот мужчина сначала очень разозлился, а потом говорит: «Ты очень некультурный человек, но давай я научу тебя играть в шахматы. Мне было тогда 16 лет. Научил. Но, как это часто бывает, со временем ученик превосходит своего учителя. Однажды я ему сказал: «Я отдам тебе ферзя и все равно выиграю». Он возмутился: «Ты что, с ума сошел?!» Но когда я выиграл, он схватил свою палку и хотел побить меня. Я бросился бежать, он кинулся за мной. Слава Богу, одна нога у него была короче, и он не смог меня догнать! Вот так я начал свою шахматную карьеру. Однажды моя мама пошла в профсоюзы и спросила: «Почему вы не пошлете моего сына на работу?» А ей ответили: «Так ваш сын с утра до вечера в шахматы играет и не хочет на работу идти».
-- Жизнь Андрэ напоминает приключенческий роман, -- рассказал «ФАКТАМ» Василий Онищук. -- Он учился в школе для бедных вместе с будущим венгерским лидером Яношем Кадаром. Сидели за одной партой. Впоследствии именно Кадар настоял на том, чтобы Лилиенталь возвратился из Москвы (у него — двойное гражданство) в Будапешт, назначил ему пенсию, дал квартиру. В ней Андрэ проживает до сих пор. В семейном альбоме сохранилась фотография, на которой Лилиенталя, прибывшего в Будапешт, встречает почетный караул. Так получилось, что Андрэ жил в Москве в сложные годы, был оклеветан и стал невыездным. Только после письменного обращения к всесильному тогда Лаврентию Берии его оставили в покое.
-- Но я всегда считал и считаю Россию (под Россией Лилиенталь подразумевает СССР. -- Авт. ) своей второй родиной и люблю ее всем сердцем, -- вступает в разговор Лилиенталь. -- Очень рад, что и сейчас имею возможность бывать в Крыму и в Москве.
Супруга Андрэ -- москвичка, вместе они живут почти тридцать лет, -- продолжает Василий Онищук. -- Уже четвертый год подряд неизменно отдыхают в Каче (город под Севастополем. -- Авт. ). Андрэ Арнольдович очень любит плавать в море, лихо управляет автомобилем. Когда знакомые приезжают к нему в Будапешт, встречает их лично и на своей «Мазде» с ветерком катает по городу. Словом, несмотря на возраст, живет полноценной жизнью, если надо и сто граммов выпьет. Очень внимательно следит за шахматными новостями.
-- И все же, Василий Ильич, по-вашему, почему Лилиенталь так рано ушел из больших шахмат?
-- Международный гроссмейстер, 6-й чемпион мира по шахматам Михаил Ботвинник о нем сказал так: «Андрюша — единственный, кто никогда не злорадствовал, если я проигрывал. Он не способен держать камень за пазухой. Второго такого шахматиста я не встречал». Лилиенталь всегда был и остается человеком интеллигентным и скромным. Обыгрывая соперника, он всегда чувствовал себя виноватым и просил прощения. А Василий Смыслов (7-й чемпион мира по шахматам. -- Авт. ) когда-то, комментируя ранний уход Лилиенталя из больших шахмат, сказал: «Он слишком много думает за других, о других и вообще жалеет соперников. Такой человек не может быть чемпионом. Он никогда никого не обидел ни за шахматной доской, ни в жизни »
-- Как вы восприняли известие об аресте в Токийском аэропорту экс-чемпиона мира Роберта Фишера? -- интересуюсь у Лилиенталя.
-- Он мой друг, некоторое время жил у меня в Будапеште. Роберт -- очень сложный, интересный, для многих непонятный человек. Я очень переживаю и сожалею, что не могу чем-либо ему помочь.
Присутствовавшая на встрече мама самого молодого гроссмейстера планеты Татьяна Карякина сообщила:
-- На сайте Книги рекордов Гиннесса появилась информация о том, что Сережа официально занесен в Книгу рекордов как самый молодой гроссмейстер, ставший им в 12 лет и 7 месяцев. Сейчас ему 14 с половиной, и он уже не является самым молодым в мире гроссмейстером, но этот рекорд до сих пор не побит. Из редакции мы уже получили поздравление и соответствующий сертификат.
-- Я видел Лилиенталя в 2002 году на матче «Россия против остального мира», -- сказал после встречи Сергей Карякин. -- Но тогда мы с ним даже не беседовали. Конечно, я потрясен, что 93-летний человек в курсе всех шахматных событий. Он, оказывается, даже смотрел все мои партии! Сегодня мы о них говорили. Для меня это -- огромная честь.