Новое руководство Кременчугского НПЗ намерено уже в ближайшие месяц-полтора снизить цены на заправках на 5--10 процентов
В нашей стране начался процесс создания крупнейшей вертикально интегрированной нефтяной компании (ВИНК) на базе НАК «Нефтегаз Украины». Мировой опыт свидетельствует, что в нефтяной отрасли именно такие компании наиболее эффективны. Все крупнейшие российские и транснациональные компании обеспечивают полный цикл производства топлива -- от нефтяной скважины до бензоколонки. По этому же пути пошла и Украина.
В состав ВИНК войдут отечественные компании, добывающие нефть и производящие нефтепродукты. В частности, в уставный фонд НАК «Нефтегаз Украины» переданы 43 процента акций акционерного общества «Укртатнафта», принадлежащие государству. Отныне государство в лице НАК «Нефтегаз Украины» сможет гораздо эффективнее влиять на наполнение топливного рынка и стоимость горючего.
Как заявил исполняющий обязанности председателя правления АО «Укртатнафта» Сергей Глушко, сегодня компания обеспечивает до 35 процентов поставок горючего на рынок нефтепродуктов. Кроме бензина и дизельного топлива, Кременчугский НПЗ производит парафин, масла, битум, мазут, серу. Предприятие также обеспечивает горючим авиацию.
По словам Сергея Глушко, после создания вертикально интегрированной нефтяной компании на базе НАК «Нефтегаз Украины» АО «Укртатнафта» получит шанс выйти на качественно новый уровень. И для этого есть все основания. Кременчугский НПЗ находится вблизи крупных промышленных центров и на пересечении трех магистральных нефтепроводов, поставляющих нефть с восточноукраинских месторождений, а также из Сибири, Казахстана и Татарстана.
Предыдущее руководство «Укртатнафты» допустило ряд существенных упущений в стратегии развития компании. В первую очередь, недостаточно внимания уделялось развитию собственной сети автозаправочных станций. В то время, как основные конкуренты (крупнейшие российские нефтяные компании) ушли далеко вперед, «Укртатнафта» только сейчас начинает серьезно работать над созданием собственной сети АЗС. Это связано с тем, что ранее компания ориентировалась на экспорт. Однако после передачи 43-процентного пакета акций в уставный фонд НАК «Нефтегаз Украины» «Укртатнафта» будет нацелена на внутренний рынок.
Для эффективной работы Кременчугский НПЗ требует серьезной реконструкции. В последний раз оборудование на заводе обновляли еще в период управления компанией Юрием Бойко, который сегодня является председателем правления НАК «Нефтегаз Украины». По словам Сергея Глушко, новая реконструкция будет проводиться в два этапа. На первом этапе в основные работы по повышению эффективности производства и качества продукции предполагается вложить около 100 миллионов долларов. После этого можно будет определить, сколько потребуется инвестировать в предприятие для его полного переоборудования.
После передачи пакета акций АО «Укртатнафта» в собственность НАК «Нефтегаз Украины» появилась реальная возможность получить средства для реконструкции Кременчугского НПЗ. Для этого НАК «Нефтегаз Украины» может использовать средства, полученные от размещения пятилетних корпоративных еврооблигаций на сумму 500 миллионов долларов. Этот выпуск стал крупнейшим в истории корпоративных заимствований Украины за годы независимости.
Новый руководитель АО «Укртатнафта» признает, что ситуация на предприятии непростая. После смены руководства некоторые партнеры приостановили поставки нефти на Кременчугский НПЗ, несмотря на полученную предоплату. Сергей Глушко связывает это с желанием определенных бизнес-структур блокировать политику нового руководства предприятия по обеспечению государственного регулирования цен на нефтепродукты. Подобная ситуация, по словам Сергея Глушко, явление временное. Что же касается поставок сырья на Кременчугский НПЗ, то в нынешнем месяце они составят от 420 до 520 тысяч тонн нефти.
Сегодня завод в состоянии покупать нефть максимум по 317 долларов за тонну. От стоимости сырья будет зависеть и цена продаваемого горючего. Сергей Глушко заверил, что «Укртатнафта» будет реализовывать свою продукцию по цене, согласованной в меморандуме, подписанном правительством и нефтетрейдерами. Для этого предприятие готово пойти на снижение собственной рентабельности. Более того, по его словам, в связи с созданием ВИНК топливо на заправках может подешеветь на 5--10 процентов уже через месяц-полтора.
Кстати, как заявил вице-премьер-министр Украины Иван Кириленко, АО «Укртатнафта» сегодня выполняет свои договоренности с правительством о поставках аграриям дизельного топлива по льготным ценам. Напомним, что согласно меморандуму, подписанному между Кабмином и нефтетрейдерами, АО «Укртатнафта» обязано поставить сельхозпредприятиям 130 тысяч тонн недорогого дизельного топлива.