Адвокат Вадим Володарский утверждает, что лазейки в правилах дорожного движения позволяют засудить даже невиновного автолюбителя, однако избежать наказания можно, если знать несколько нехитрых правил
Попав в аварию первый раз, очень скоро понимаешь, что правды на белом свете нет. Если человек ехал по правилам, трезвый, ничего не нарушал и сшиб ринувшуюся под колеса бабулю, значит виноват не он, а старушка. Но следователь вдруг делает вывод, что водитель мог «избежать аварии», если бы вовремя затормозил. Судья с его выводами соглашается! И подобные ситуации -- не редкость. Что же, спрашивается, делать? Прежде всего, не быть тютей и не идти слепо на поводу у инспекторов ГАИ, экспертов, следователей и судей, а бороться. Сотрудник старокиевского объединения «Адвокат» Вадим Володарский не так давно выпустил на эту злободневную тему несколько любопытных пособий.
-- Вадим, говорят, вы советуете клиентам готовиться к аварии заранее.
-- Не готовиться, а знать, как следует поступать в аварийной ситуации, чтобы юридически себя подстраховать. Ведь житейская логика не всегда совпадает с юридической. По нашим правилам, очень часто виноватым бывает не тот, кто создал аварийную ситуацию, а втянутый в нее помимо своей воли. Один из самых «коварных» в этом смысле пункт 12. 3 Правил дорожного движения. Он гласит, что при возникновении препятствия водитель должен принять меры для безопасного его объезда либо снизить скорость вплоть до полной остановки транспортного средства. На первый взгляд, все логично. Однако наши судьи и эксперты-автотехники трактуют это правило так: при появлении объекта, движущегося поперечно к траектории движения вашей машины (например, кинувшаяся под колеса бабуля -- Авт. ), маневрировать нельзя! Можно только тормозить! Что, естественно, противоречит инстинкту любого водителя.
-- А если, понимая, что затормозить не успею, я попытался объехать бабулю, а она с перепугу рванула назад и угодила прямо под колеса. Тогда что?
-- Вас вполне могут сделать виновным. Такое случается нередко. Если сложилась подобная ситуация, в своих показаниях следует указать, что аварийную обстановку создала бабушка. А в этом случае водитель имеет право действовать на свое усмотрение. Даже увеличить скорость. Правда, никто на эти разъяснения внимания не обратит. Но если занести их в протокол, то впоследствии вы сможете подать ходатайство, и тогда появится хоть какой-то шанс на успешный исход дела. Однако кроме негласного правила о наказании за маневрирование есть множество несправедливостей, на которые вы повлиять никак не можете.
-- Например?
-- Время реакции водителя. Тот факт, что у людей, находящихся за рулем, время реакции от природы может быть хуже или лучше, в судебном разбирательстве вообще не учитывается. Эксперт-автотехник, определяя возможности избежать ДТП, будет руководствоваться «средними» значениями из справочника. Сколько водителей из-за этого было осуждено -- не сосчитать!
-- Какую скорость реакции принято считать средней?
-- В различным ситуациях она составляет от 0,6 до 1,4 секунды. Часто эксперт берет среднее значение: 0,8 секунды. А если за рулем пожилой водитель? Или уставший? Ведь скидку на это в суде не сделают, а человека объявят виновным, утверждая, что он имел возможность затормозить, и не сделал этого вовремя. Но это полбеды. Очень важным для определения виновности является расстояние, на котором водитель заметил перебегавшую улицу бабулю. Как правило, инспектора ГАИ при оформлении ДТП просят водителя дать пояснения на месте. А ведь у большинства людей глазомер не очень хороший. И в пояснениях расстояние указывается, что называется, от фонаря. Часто во вред себе.
-- Потом нельзя изменить показания?
-- Изменить можно, но в качестве наиболее достоверных и следователь, и судья будут рассматривать первичные показания. Так принято, хотя законного основания этому нет. Если дело дошло до суда, судья сам решает, на основании каких показаний выносить приговор. Это называется «оценкой доказательств по своему внутреннему убеждению». То же самое, кстати, касается и скорости движения. Часто люди, даже ничего не нарушая, в протоколе на всякий случай занижают скорость, с которой двигались. И делают себе хуже. Ехал человек по городу шестьдесят километров в час, а сказал, что не более сорока. И его признают виновным в наезде, поскольку на той скорости, которую он назвал, он имел достаточно времени, чтобы затормозить, хотя реально такой возможности могло не быть.
-- Что же делать, звонить адвокату, консультироваться?
-- С адвокатом успеете встретиться. А пока, на основании статьи 63 Конституции Украины, вам лучше отказаться давать показания, сославшись на плохое самочувствие, стресс. Но если вы решились давать показания, не указывайте точных цифр -- это материал для вашего будущего обвинения. Пишите так: «Пешехода в свете фар увидел на незначительном расстоянии, не дающем возможности своевременно среагировать на его появление». Конкретные цифры укажете, когда проконсультируетесь с экспертами.
-- Отказ давать показания сразу не настроит против судью?
-- Если сослаться на статью Конституции, все должно пройти нормально.
-- По мнению бывалых людей, суд может разжалобить тот факт, что водителя увезли в больницу на скорой помощи.
-- У меня в практике случалось, что люди, искренне верившие в свою невиновность, уезжали в больницу. Думали, это поможет «выбить» из виновника аварии компенсацию. А в итоге виновными «назначали» их самих. Ведь другая сторона оставалась на месте ДТП и активно помогала инспекторам в составлении протокола и схемы места аварии. Поэтому место происшествия покидайте только в исключительном случае. Пусть бригада скорой помощи лишь зафиксирует ваши телесные повреждения.
-- Сотрудники ГАИ -- люди опытные, поэтому сразу делают для себя выводы о том, кто виноват. И это мнение немаловажно в дальнейшем разбирательстве.
-- По неписаной традиции инспектора часто просят виновника аварии помочь подержать рулетку при составлении схемы ДТП. Мол, нашкодничал -- помогай органам. Но даже если сотрудники ГАИ настроены не в вашу пользу (это отразится в отчете о ДТП), вы тоже можете доставить им неприятные моменты. Маленькая хитрость: осмотр места происшествия должен происходить в присутствии понятых. Но их ищут, как правило, в последний момент, остановив две случайные машины и попросив водителей подписать готовый протокол. Это нарушение нужно обязательно отметить!
-- Многие водители жалуются, что часто бывает такая ситуация: после аварии договорились разойтись по хорошему, съехали на обочину, а виновник моментально забыл о своих обещаниях расплатиться. Жаловаться в милицию уже поздно, ведь покидать место аварии запрещено.
-- Ничуть не поздно. Ведь с места ДТП никто не скрывался, ГАИ дождались. Перемещение транспортных средств в пределах места ДТП -- это малозначительное нарушение. Можно объяснить ГАИ, почему вы так поступили, сославшись на «крайнюю необходимость». Вам ведь нужно было разблокировать движение на дороге. Хорошо, покидая место аварии, записать имена водителей, просивших вас освободить проезжую часть. Если в протоколе все грамотно изложить, можно пробовать доказать перед судом свою невиновность. Однако поступать таким образом все-таки нежелательно, поскольку это может помешать при определении истинного виновника аварии.