Украина

Глава ветдепартамента украины петр вербицкий: «мы больше не будем считать мертвых паразитов в несъедобной части рыбы»

0:00 — 16 октября 2004 eye 536

О своих подходах к осуществлению санитарного контроля над рыбой и рыбопродуктами глава ветдепартамента рассказывает читателям «ФАКТОВ»

В Украине подорожали основные продукты питания -- это видно невооруженным глазом. Достаточно посетить рынок либо магазин, чтобы убедиться в том, что цены на мясо, рыбу и даже овощи поползли вверх. Конечно, этому можно найти объяснения, и они находятся. В частности, подорожание рыбы и морепродуктов председатель Государственного департамента ветеринарной медицины Министерства аграрной политики Украины Петр Вербицкий считает сезонным явлением.

-- Через неделю-другую в Украину с открытием нового сезона вылова должны прийти большие ее партии, -- сообщил председатель ветдепартамента. -- А ведь в последнее время в прессе (и «ФАКТЫ» не были исключением) именно ветеринарную службу Ассоциация украинских рыбопромышленников обвиняла в создании кризиса на потребительском рыбном рынке.

Сегодня Петр Вербицкий разъясняет читателям нашей газеты свою позицию.

«Сейчас запрета или ограничения ввоза рыбы, пораженной мертвыми паразитами, не существует»

-- Петр Иванович, просветите, из каких стран и на основании каких документов в Украину ввозится океаническая рыба?

-- Основные поставщики рыбы -- конечно Норвегия, Исландия, Дания, США, Канада, Аргентина, страны Балтии и другие. Предприниматели, работающие с этими странами, ввозят рыбу согласно ветеринарным требованиям, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины. Выполнение этих требований подтверждается международным ветеринарным (санитарным) сертификатом страны-экспортера. В наши же функции входят изучение документов, сопровождающих груз, его осмотр и проверка на соответствие этим документам. Если все обстоит нормально, то комиссия, в состав которой входят ветврач региональной службы госветконтроля на государственной границе и транспорте, ветврач государственной лаборатории ветеринарной медицины, представители таможни и владельца груза, отбирает пробы для проведения лабораторных исследований, на основании которых выписывается экспертное заключение. Только после этого выдается ветеринарное свидетельство, и на его основании проводится таможенное оформление. Около 40 процентов ввозимой рыбы наша служба по результатам проведенных исследований предписывает направить на промышленную переработку. По разным причинам.

-- Например, каким?

-- В подавляющем количестве случаев это происходит по причине наличия в рыбе повышенного содержания мертвых личинок, в частности, анизакид. С большинством поставщиков у нас по этому поводу не было никаких недоразумений.

-- Но не со всеми. Вот и разъясните, пожалуйста, свою позицию. По утверждению ведущих специалистов-паразитологов, рыба, содержащая мертвых (замороженных) анизакид, абсолютно безвредна для человека, употребляющего ее в пищу. По международным нормам, количество анизакид в замороженной рыбе не подсчитывается. В то же время, украинская ветеринарная служба лимитирует количество анизакид в любом виде. Значит ли это, что украинский потребитель рыбной продукции -- самый защищенный в мире?

-- Сегодня запрета или ограничения ввоза на территорию Украины рыбы, даже пораженной личинками анизакид (мертвыми, конечно), не существует. Запрет же на ввоз рыбы, пораженной живыми паразитами, существует во всем мире. Различие во взглядах нашей и, к примеру, норвежской ветеринарной службы касается лишь дальнейшего использования рыбы внутри нашего государства. До недавнего времени мертвых личинок анизакид считали индифферентными для человека. Но сейчас в научных трудах появились утверждения, что белок мертвых личинок анизакид вызывает аллергические реакции. Поэтому контроль степени поражения рыбы мертвыми личинками является актуальным с целью гарантирования попадания на потребительский рынок безопасной для здоровья людей рыбной продукции. Живые личинки анизакид обеззараживаются замораживанием при температуре минус 30оС в толще рыбы на протяжении 10 минут; при минус 24оС -- в течение суток, а также путем применения высоких температур (проварка, жарение, автоклавирование).

Токсичность исчезает после обеззараживания методом замораживания или жарения, а вот аллергические свойства белка личинок анизакид снижаются до безопасной степени только после кипячения в течение 20 минут с момента закипания. Поэтому мороженая рыба, которая будет направлена на промышленную переработку методом соления или копчения, обязательно проходит ветеринарно-санитарный контроль степени поражения мертвыми личинками анизакид.

Эти правила контроля действуют во всем мире, как того требуют рекомендованные международные стандарты Кодекса Алиментариус и другие нормативные и стандартообразующие международные документы.

-- С чем же тогда связаны жалобы импортеров на то, что ваша служба задерживает грузы с рыбой, пораженной мертвыми паразитами?

-- Если Вы говорите о тех партиях рыбы, о которых уже писала ваша газета (статьи по поводу корабельной партии норвежской сельди в количестве трех тысяч тонн), то я могу уточнить, что мы эту рыбу не задерживали, а только отправили на промышленную переработку. То есть контроль за количеством мертвых анизакид был перенесен на более поздние стадии переработки. Это тоже предусмотрено международными регламентами.

Необходимо отметить, что последняя партия направленной на промпереработку рыбы из России составила не 10 тысяч тонн, как писалось в вашей газете, а всего 36 тонн. Согласитесь, разница есть, и существенная.

«Вряд ли можно со стопроцентной уверенностью говорить, что мертвые личинки безвредны для человека»

-- Объясните все же, опасны мертвые личинки для здоровья человека или нет?

-- Личинка внутри заглотившей ее рыбы созревает, перфорирует стенку кишечника, попадает в брюшную полость. Наличие мертвых личинок в несъедобной части рыбы не может быть причиной каких-либо ограничений, хотя вряд ли можно со стопроцентной уверенностью говорить, что они совсем безвредны для человека, как это утверждают некоторые представители нашей системы здравоохранения. Ведь когда паразитирует масса гельминтов, сама рыба становится нездоровой -- паразитирующие личинки выделяют в нее свои продукты жизнедеятельности, обнаружить которые практически невозможно. Кроме того, как я уже рассказывал, белок гельминта отличается от белка мяса других видов животных или рыбы, что может вызывать у людей аллергические реакции, дерматиты.

-- Такие случаи зафиксированы?

-- На эту тему защищены диссертации, опубликованы научные работы. Тем не менее, чтобы привести наше законодательство в соответствие с международной практикой, о которой вы говорили, мы внесли изменения в некоторые законодательные акты, в том числе и в так называемый обязательный минимальный перечень. Они согласованы с Министерством здравоохранения и зарегистрированы в Министерстве юстиции.

-- В чем суть этих изменений?

-- В том, что количество мертвых анизакид в несъедобной части рыбы лимитироваться не будет. До этого мы их считали: рыба с незначительным количеством паразитов во внутренних органах шла без ограничения в розничную торговлю, со средним -- на промпереработку без потрошения, с большим -- на промпереработку с обязательным потрошением. Теперь же количество мертвых анизакид не должно превышать пяти штук на один килограмм в съедобных частях рыбы (мясе, икре или молоках).

Есть еще один вопрос, который касается сроков хранения рыбы и рыбной продукции. У нас в Украине существуют стандарты, определяющие сроки хранения рыбы для разных ее видов, способов заморозки и разделки. В функции государственной ветеринарной службы входит только контроль за исполнением этих стандартов. В случае сертификации производства импортной замороженной рыбы и рыбной продукции государственной системой УкрСЕПРО и при подтверждении санитарно-эпидемиологической экспертизой Минздрава, Государственный департамент ветеринарной медицины будет контролировать те сроки хранения, которые они установят.

-- Насколько мне известно, у нас нет собственной океанической рыбы, к тому же ограничение сроков хранения до таких, которые меньше возможных на современном уровне развития технологий, тормозит прогресс и выталкивает тех же украинских торговцев рыбой на обочину мировой экономики. Вам не кажется? Может быть, именно поэтому в адрес Государственного департамента ветеринарной медицины высказывались нарекания по поводу того, что введенная им новая форма ветеринарных сертификатов не согласована с основными мировыми экспортерами рыбы?

-- Я уже говорил, при выполнении каких требований возможен ввоз в Украину продукции животного происхождения. Приказом государственного департамента ветеринарной медицины N 24 от 2 марта 2004 года, который, кстати, не регистрировался в Минюсте, и положения которого, в отличие от «Ветеринарных требований… », не являются обязательными, введен только образец ветеринарного сертификата.

Сегодня импорт рыбы и рыбной продукции осуществляется по сертификатам, согласованным в двустороннем порядке с Данией, США (с этим государством подписано четыре формы этого документа), Финляндией, Норвегией, Канадой, Фарерскими островами.

Такие страны, как Испания, Исландия, Китай, страны Балтии, Чили, Шотландия, Уругвай, Франция взяли предложенный образец за основу своих сертификатов. Но и страны, с которыми новая форма сертификата еще не согласована, продолжают поставлять продукцию по «старым», и это абсолютно им не мешает импортировать в Украину свою продукцию. С Норвегией же международный ветеринарный сертификат был подписан еще в 2003 году (Петр Вербицкий демонстрирует подписанный и скрепленный печатями документ. -- Авт. ).

«На сегодня мы привели наше законодательство в максимальное соответствие с международным»

-- О чем же тогда идет речь в утвержденной вашим первым заместителем Владимиром Горжеевым и главой Норвежской пищевой контрольной службы Гейром Вялсетом протокольной записи последней встречи в норвежском Бергене? Цитирую: «Норвежская сторона подтвердила, что вопрос, касающийся временной системы утверждения сертификатов может быть решен в рамках Меморандума о взаимопонимании». Разве эти слова не означают, что вопрос согласования сертификатов считается открытым?

-- Повторяю, сертификат согласован с Норвегией и еще со многими странами. А в протоколе встречи от 16 сентября 2004 года речь идет о создании системы подтверждения выдачи ветеринарных сертификатов норвежской стороной техническими средствами. Утвержденная же ранее форма ветеринарного сертификата по взаимному согласию сторон остается без изменений.

-- На днях в редакцию обратились украинские импортеры рыбы, которые жаловались, что вы запрещаете ввоз рыбы из Аргентины по старым сертификатам. Может, ваши подчиненные на местах что-то перемудрили?

-- В последнее время на территорию Украины все чаще завозят рыбу неизвестного происхождения, качество которой никем не гарантируется.

Не так давно одна из фирм-импортеров ввозила рыбу якобы из Аргентины по сертификату, вызвавшему подозрение у специалистов нашей службы. Вернее, сам сертификат был вполне нормальным, но вместо оригинала приложения к нему была подколота ксерокопия. Как раз в это время я находился в Аргентине в составе украинской делегации и, встречаясь на границе с моим коллегой, руководителем ветеринарной службы Аргентины, показал ему этот документ. Так и выявили подделку. В оригинальном приложении значились совершенно другие виды рыбы и другое ее количество. И это не единичный случай. После этого мы проверили функционирование своих служб на границе и транспорте и освободили от работы начальника Юго-Западной региональной службы госветконтроля и надзора на госгранице и транспорте, начальника Николаевского пограничного пункта госветконтроля и директора Николаевской областной государственной лаборатории ветеринарной медицины. На сегодняшний день стоит вопрос о соответствии занимаемой должности начальника Одесской региональной службы.

Вернувшись недавно из Норвегии, мои помощники подтвердили, что и норвежские грузы сопровождались ветеринарными документами, которые норвежские компетентные органы не выдавали. Во время визита в Норвегию была проведена легализация двадцати двух международных сертификатов, предъявленных в Украине ООО «Международная группа морепродуктов», и семи сертификатов ООО «Атолл», относительно которых ранее мы уже получали от норвежской организации безопасности продуктов питания подтверждение, что эти сертификаты в Норвегии не выдавались.

Эти 29 сертификатов были выявлены за короткий период времени (с ноября 2003 по март 2004 года). Кто виновен в их подделке, выяснят компетентные органы (Государственная налоговая администрация и СБУ), которым мы сообщили об этом факте, и установит суд.

Я хочу заверить: мы абсолютно доброжелательны ко всем импортерам рыбы и на сегодня привели наше законодательство в максимальное соответствие с международным, а свои «Ветеринарные требования… » -- в соответствие с Кодексом Алиментариус и Санитарным кодексом наземных животных Международного Эпизоотического Бюро. Поэтому никаких проблем с импортом рыбы и рыбной продукции на территорию Украины у импортеров, которые не нарушают ветеринарное законодательство, нет.