Культура и искусство

Народная артистка россии елена соловей: «пора привыкать к тому, что скоро стану старенькой и… Беззубой»

0:00 — 19 октября 2004 eye 348

Впервые за пятнадцать лет знаменитая русская актриса приехала в Украину из США

Говорят, когда знаменитая актриса советского кино Елена Соловей покидала Родину, уезжая в заманчивые американские дали, режиссер Никита Михалков изрек: «Все, пропала актриса». И в чем-то он оказался прав. Вот уже около пятнадцати лет Соловей не видно на экране. В Россию она приезжала лишь раз, а в Голливуд не ступала даже ногой. Не потому, что не приглашали, -- не хотела. Сделала исключение лишь для Русского театра США и Канады им. Л. Варпаховского, приняв приглашение сыграть главную роль в комедии «Семейный ужин». С этим театром Елена Соловей иногда гастролирует. Впервые за пятнадцать лет приехала и в Украину…

«Самым сложным в Америке для меня было сесть за руль»

-- Я так давно не была здесь! Естественно, я очень волнуюсь. Как воспримет меня зритель, примет ли? Не в смысле, понравлюсь я или нет, но узнает ли он меня?

-- Вы комплексуете?!

-- Нет-нет! Просто я понимаю, что очень изменилась. Не хочу говорить страшное слово «постарела», скажем, повзрослела. Поэтому мне не хочется обмануть зрителей, которые меня помнят и любили. Не хочу, чтобы они изменили мне. Уверяю, я такая же, какой была двадцать лет тому назад. Конечно, я не Ольга Вознесенская, и мне не 28 лет. Но… в глубине души я все та же Лена Соловей. Меняется все вокруг меня, меняюсь и я физически, но внутри остаюсь прежней.

-- Такое впечатление, что вы пытаетесь в чем-то оправдаться.

-- Просто я очень давно здесь не была и редко встречаюсь со зрителями. Я даже испугалась такого количества камер и корреспондентов, встречавших меня в аэропорту. Такого не было никогда! Даже когда я была молода и полна надежд. Видимо, таки что-то изменилось. Не знаю, хорошо это или плохо…

-- Будем надеяться, что к лучшему. Сейчас, по большому счету, вы не жалеете о том, что уехали из страны?

-- Я не понимаю, что значит по «большому счету». В жизни не бывает ничего случайного. Все, что с тобой происходит, это твоя жизнь. И если так должно быть, то ничего не поделаешь. Мне кажется, что я очень многое приобрела за границей. Даже несмотря на то, что не работала актрисой. Понимаете, для этой профессии очень важен жизненный опыт. И все, что произошло со мной за это время, лишь мне в плюс. Значит, так было необходимо. И пусть какое-то время ТАМ мне было тяжело, но все равно эти годы пошли на пользу. Потому что они мои.

-- Что оказалось для вас самым сложным в Америке?

-- Сесть за руль. Мне пришлось себя переломить. В Союзе я и представить себя не могла гоняющей по дорогам со скоростью 80 миль в час! Это же у-ужас!

-- Какая у вас машина?

-- Старенький «Форд», который мы купили, как только приехали в Штаты. Так на нем и езжу. У мужа машины нет, ему проще из Нью-Джерси в Нью-Йорк добираться автобусом. Я же исправно каждое утро привожу его на автобусную станцию. Потом еду домой, занимаюсь хозяйством, вечером встречаю мужа с работы…

-- Не скучно?

-- Я работала на русском радио и получала от этого большое удовольствие. Сейчас у меня есть маленькая студия, в которой дети от четырех до двенадцати лет занимаются русским языком, театром, музыкой, живописью. И это тоже приносит мне радость. Но, конечно, я тоскую по своим детям и внукам, которые волею судеб разлетелись по разным городам и странам. Старшей внучке уже 13 лет, маленькой будет два годика -- они сейчас с мамой, моей дочерью Ирой, в Бонне. Маленькому Ванюше -- пять месяцев. Я не вижу, как они растут, меняются, и это ужасно! Потому что ничего дороже детей у меня нет!

«Я вообще редко плачу. И ностальгии у меня нет… »

-- Ведь вы из-за них в 1991 году уехали из страны?

-- Это правда. Мне было страшно оставаться здесь -- я не была уверена в будущем своих детей. Тогда было довольно сумбурное время. В стране происходило что-то непонятное. А после событий в Степанакерте мы с мужем кинохудожником Юрием Пугачем однозначно решили уехать из страны.

-- Без страданий и слез в подушку?

-- Я вообще редко плачу. Слава Богу, засыпаю и просыпаюсь счастливой!

-- А как же ностальгия?

-- Ее нет. К сожалению…

-- Может быть, к счастью?

-- Может быть. Знаете, все почему-то хотят, чтобы я сказала: Боже мой, я не могу без своей страны, как мне горько… Но дело в том, что у меня сейчас совсем другое мироощущение. О ЧЕМ жалеть? О прошлой жизни?! Так она у меня есть. Она никуда не делась! И потом, никто ведь не знает, как сложилась бы моя жизнь ЗДЕСЬ. Какое количество актеров просто ПОГИБЛИ, потому что у них не было денег, работы. У меня, слава Богу, все это было, но ведь могло и не быть.

-- Но ведь вас даже из Америки вызывали на пробы в сериале «Московская сага».

-- Да, и чем это закончилось? Ничем. Сделали пробы, я уехала домой, и обо мне забыли. Нет, я не в претензии. Я все понимаю. В России сейчас действительно снимается огромное количество сериалов. Здорово! Я завидую актрисам. Но почему-то на себя все это не примеряю. Потому что ведь никто не знает, снималась бы я или нет.

Никто же не рвет на себе волосы оттого, что замечательная артистка Татьяна Самойлова огромный кусок своей жизни не работает. О ней просто забыли. А когда Владимир Ивашов, который был лицом советского кинематографа, умирал от язвы желудка, открывшейся из-за того, что он таскал кирпичи на стройке, всем было наплевать! Я не хочу такой судьбы… Поэтому моя радость -- в сегодняшнем дне.

-- Но ведь вы, знаменитая российская актриса, обладательница приза за лучшую женскую роль Каннского фестиваля, могли попробовать себя и в Голливуде.

-- Это было исключено изначально. Я понимала, что еду в страну, где никто не говорит по-русски и никому не нужны русские актрисы. В страну, где ТАКОЕ количество замечательных актрис… Кому я там нужна? Поэтому у меня не было претензий и надежд, что я вообще когда-нибудь буду работать актрисой. При этом я еще… ленивая. Чтобы сделать карьеру в Голливуде, надо приложить много энергии, искать агентство. Я же по натуре рыба -- куда течение меня несет, туда и плыву.

«На сценарии «Неоконченной пьесы для механического пианино» Никита Михалков написал: «Рабе любви к детям»

-- Значит, вы вполне комфортно обходитесь без сцены.

-- Конечно!

-- Вы уникальны.

-- Смешная… Есть просто ЖИЗНЬ, которая гораздо важнее моих личных амбиций. Потом, как у всякой актрисы за 50, у меня есть комплексы. Я уже не так молода, как хотелось бы, не так красива. Увы, слишком редко занимаюсь своей внешностью. Порой могу просто на себя наплевать. И это плохо! Вдруг смотрюсь в зеркало и хватаюсь за голову: «Боже, неужели это я?» А потом себя успокаиваю: «Да, я, Лена Соловей. И пора привыкать к тому, что скоро буду старенькой и беззубой».

-- На крайний случай есть пластическая хирургия.

-- Может, я и подумаю об этом.

-- Надо же держать марку образа недоступной красавицы Ольги Вознесенской из картины «Раба любви».

-- (Смеется. -- Авт. ). Знаете, была одна интересная история с Никитой Михалковым. Ведь вначале я отказалась от работы в его картине «Неоконченная пьеса для механического пианино». В это время у меня как раз родился сын. Я уехала за город, и за несколько недель до начала съемок ко мне приехал помреж со сценарием и установкой увезти меня на съемки. Никита Сергеевич согласился на все мои условия. Так вот, на этом сценарии было написано: «Рабе любви к детям».

-- Вы остались дружны с Михалковым?

-- Нас связывала только работа. Мы уже давно не перезванивались. В какой-то момент я просто перестала быть ему нужной.

-- Ваш партнер по «Рабе любви» Родион Нахапетов тоже уехал в Штаты. Вы там общались?

-- На самом деле бывшие советские актеры в Америке живут довольно обособленно. Год я вела на радио программу «Кулисы», куда приглашала наших знаменитостей. В том числе и Родиона. По-моему, он не жалел, что уехал из Союза. Часто общалась с Борей Сичкиным -- совершенно замечательным, милейшим человеком. У нас были трогательные отношения. Часто мне звонит Олег Видов. Он всегда горел желанием покорить Голливуд.

-- У вас по-прежнему нет своего дома в Америке?

-- Увы, нет. Все никак не соберемся купить. Так и живем в квартире, которую снимаем со времени своего приезда в страну. Просто нам с мужем хочется быть вместе с детьми, жить всем под одной крышей. Мы же русские люди, нам нужно…

-- … гнездо.

-- Вот-вот. Чтобы детки были, внуки бегали, собачки… Но пока так не получается.

-- И тем не менее вы -- счастливая женщина?

-- (Не задумываясь. -- Авт. ). Да! Дайте только по дереву постучу.