Происшествия

Запорожский преподаватель утопил в днепре «титаник» и удивил жителей города собственноручно созданным «парком юрского периода»

0:00 — 21 октября 2004 eye 605

Студентам очень нравятся показательные семинары умельца Владимира Гордийченко, и на одном из них ребята согласились изображать неандертальцев

Год назад преподавателя кафедры философии Запорожского национального технического университета Владимира Гордийченко одна из местных газет назвала «чудаком года». В этом году у Титаника -- под этим прозвищем Владимир известен даже за пределами Запорожья -- есть все шансы на повторный успех.

Копия легендарного корабля оказалась удивительно плавучей

-- Однажды смотрел телевизор, показывали сцену, как «Титаник» идет ко дну, -- рассказывает Владимир Гордийченко. -- Возникло ощущение, что нахожусь в каюте тонущего корабля. И меня перемкнуло. Начал собирать материалы о той трагедии: публикации, схемы, выписки из книг. Изучил все аспекты проблемы: технический, исторический, философский. В итоге подготовил целую рукопись, где «Титаник» -- собирательный образ, символ цивилизации ХХ века, ее легкомыслия, чувства превосходства над силами природы. В наше время мало что изменилось: тонут корабли, взрываются реакторы.

Со временем Владимир решил создать уменьшенную в сто раз внешнюю копию корабля. Взял картонные коробки из-под бытовой техники и в течение полугода, в основном по вечерам, с помощью ножниц, клея и краски сделал в своей комнатушке мини-»Титаник» длиной 2,7, шириной 0,3, высотой 0,53 метра. Посмотреть красивую игрушку пришел завкафедрой философии. Он был поражен: «Тебе за одно это профессора давать нужно!»

В апреле 2002-го, в память о 90-летии трагедии, Гордийченко провел занятие философско-эстетического клуба технического университета (он его председатель), на котором со студентами по косточкам разобрал причины, приведшие к гибели корабля. Картонные «Титаник» и айсберг были наглядными пособиями. Почти трехчасовое мероприятие, превратившееся в настоящий спектакль, прошло на «ура».

После того как макет выполнил свою просветительскую миссию, Владимир повесил его над своей кроватью в общежитии. Но, поударявшись о него пару месяцев головой, решил, что модель должна повторить судьбу оригинала. Четырехтрубный макет привезли на берег Днепра, где в присутствии пляжников, журналистов и сбежавшейся детворы Владимир отправил свое детище ко дну. Сделать это было непросто: легкая картонная конструкция оказалась удивительно устойчивой и плавучей. После этого поступка студенты прозвали своего преподавателя-чудака Титаником.

-- Пришлось объяснять, что я не «Титаник», а Титан философской мысли, -- шутит Владимир. -- И чтобы увлечь ребят еще чем-нибудь, решил провести занятие, посвященное происхождению жизни на земле. Что говорят об этом библия, наука, философия? А в качестве экспоната сделать огромный макет одной из доисторических рептилий, пернатого дракона кецальткоатля. Такое прозвище студенты вряд ли осилят.

Ложась спать, Владимир желал доисторическим животным доброй ночи, а просыпаясь, говорил: «Доброе утро»

По иллюстрациям и описаниям в научной литературе Гордийченко изготовил десять чудовищ эпохи мезозойской и палеозойской эры. Оказалось, из газетной и туалетной бумаги, пропитанной клеем ПВА, можно создавать самые причудливые фигуры. Затвердевая, они становятся легкими и прочными. В ход шли лоскуты материи, марля, упаковочный картон, специальные краски, а также спички -- из них делались зубы хищников. Студенты охотно помогали преподавателю в реконструкции древних существ. Целый год Владимир жил в своей 12-метровой комнате, населенной доисторическими животными, -- ни пройти было, ни повернуться. Ложась спать, желал им доброй ночи, просыпаясь, говорил: «Доброе утро». Приглашенные Гордийченко преподаватели технического университета и биофака Запорожского госуниверситета одобрили идею проведения выставки под открытым небом «Парк юрского периода». Посмотреть, как четырехметрового дракона на веревках спускают с балкона четвертого этажа общежития, собралось немало народу. Даже мимо проходящие трамваи останавливались. Остальные обитатели комнаты спокойно прошли через лестничные пролеты.

На машинах, выделенных вузами, экспонаты привезли к Днепру в район Красной речки, где ландшафт и красный песок напоминают доисторическую природу. Было бы неинтересно просто выстроить рептилий в ряд. Поэтому из макетов сделали композицию: выныривающий из воды миксозавр спешит за добычей -- гигантской стрекозой палеодиктиоптером. В засаде в кустах застыли археоптерикс и абелизавр, представители юрского и мелового периодов. Чтобы не растерзали хищники, в воздух «поднимается» кецальткоатль, самая гигантская летающая рептилия того времени… Зрителями выставки под открытым небом стали, в основном, студенты. В этой необычной обстановке Гордийченко прочитал лекцию, понравившуюся всем, особенно китайским ребятам, которые учатся в Запорожском госуниверситете. После экспонаты отправились в музей зоологии госуниверситета, где их сегодня могут увидеть все желающие. А «история с динозаврами» попала на экраны ТВ и страницы газет. Тогда-то журналисты и «назначили» Владимира чудаком года.

После того как хищники Гордийченко поселились в более комфортном месте, его комнатушка в общежитии не долго пустовала. На столе, где «жил» абелизавр, через полгода уже стоял макет легендарного лайнера ХIХ века «Грейт истерн» размером два с половиной метра.

-- Этот корабль спустили на воду в 1860 году, -- продолжает Владимир. -- Он был построен безошибочно, однако люди на судне гибли раз за разом, говорят, даже в его обшивке нашли скелет «забытого» рабочего. Гребные колеса этой махины были занесены в Книгу рекордов Гиннесса как самые большие. На премьерный рейс «Грейт истерн» продали всего 34 билета. В числе смельчаков были братья Поль и Жюль Верны. Впечатления от путешествия французский писатель-фантаст описал в романе «Плавающий город». Заинтересовавшись историей мистического корабля, я решил сделать его макет из картонных коробок и деревянных дощечек. По-моему, вышло красиво: 6 мачт, 5 труб, 20 шлюпок, 2 катера у бортов, все в точности с историческим прототипом. На паруса пожертвовал две собственные белые рубашки. Некоторое время макет стоял в помещении кафедры философии, где его могли видеть преподаватели и студенты. В реальной жизни на «Грейт истерн» когда-то произошел взрыв. Поэтому летом на Днепре мы сымитировали на моем корабле аналогичную аварию: заложили в одну из труб порох и подожгли. Палуба загорелась, корабль по-настоящему пришлось спасать. Все было зрелищно, при большом количестве зрителей-пляжников. Позже хотел передать макет посольству Англии в Украине, написал письмо: мол, приезжайте и забирайте. Но ответа не получил.

В комнате общежития, в завалах книг и журналов, кроме «Грейт истерн», громоздится еще один законченный проект Гордийченко, получивший название «Ноев ковчег». Взяв за основу графическую иллюстрацию к Библии Гюстава Доре, преподаватель сконструировал трехметровый макет ковчега специально для лекции по истории религии, посвященной легенде о всемирном потопе. Так он продолжил свою методику создания наглядных объектов к философским семинарам.

«Я мог бы и самолет из картона сделать. Но куда это все девать?»

«Кораблестроительная» эпопея Владимира Гордийченко не закончена. За лето он сделал большой макет английского корабля «Лузитания», погибшего от взрыва торпеды в мае 1915 года. Макет нужен для практического занятия по теме «Диалектическое развития транспорта». После и эту работу постигнет участь мини-»Титаника». «Как же иначе, если никому мои макеты не нужны? -- говорит Гордийченко. -- Я бы мог и трактор из картона сделать, и самолет. Но куда все это девать? И так живу, как в кунсткамере».

У Владимира просто неистощимый запас идей. Недавно провел занятие по боди-арту (роспись на теле). С обнаженным разрисованным торсом говорил со студентами о культуре татуировок и пирсинга. Сейчас готовит семинар о мировоззрении Григория Сковороды. Хочет загримироваться под странствующего поэта-философа и с торбочкой на плече, с посохом и стопкой старинных книг в руках прийти на занятия. Нужную для этого длинную черную рясу уже одолжил у знакомого священника. Следующий долговременный проект неугомонного Гордийченко -- «Парк Ледникового периода», населенный неандертальцами. На одной из своих лекций преподаватель спросил в шутку студентов, кто хотел бы ему позировать для облика первобытного человека. Поднялся лес рук. Студентам нравятся живые изобретательные семинары Владимира.

Кроме преподавания философии, религиоведения, психологии и педагогики на кафедре философии, Владимир ведет занятия по основам рисования и художественной лепке на кафедре «Машины и технология литейного производства». Говорит, очень устает в университете, ведь каждый день проводит не менее пяти пар. А дома, где большую часть свободного времени отнимают «кораблестроительные» заботы, ждет еще и незаконченная работа над диссертацией по творчеству Тараса Шевченко. С философско-эстетической точки зрения Владимир рассматривает не поэзию Шевченко, а его живописное наследие. Говорит, эта тема мало изучена, ощущается нехватка исследовательского материала. Через год-полтора кандидатская должна быть завершена.

Гордийченко родился и вырос в селе Юрковка Ореховского района Запорожской области. Историей и рисованием увлекался с детства. Поэтому первое высшее образование -- художественное -- получил на факультете живописи и станковой графики Московского университета искусств. Потом окончил филфак Запорожского педагогического института, после чего преподавал в школе и техникуме украинский язык и рисование. Но полученных знаний показалось мало, и Владимир получил третье высшее образование -- философское -- в Киевском национальном университете. После окончания вуза в 1998 году работает на кафедре философии Запорожского национального технического университета.

Его методические новации на кафедре охотно поддерживают. Студентам тоже по душе нетрадиционные формы изучения философии. Но панибратства между ними и преподавателем нет. Титаник в работе строг и за незнание материала запросто может поставить «неуд».

Владимиру Гордийченко 42 года. Его 19-летний сын живет в селе с Володиной мамой. Парень считает отца неудачником: мол, что у него есть, кроме тесной комнаты в общежитии и никому не нужных картонных макетов? Володя не спорит, у каждого свои ценности. И продолжает думать о том, чем еще удивить своих студентов.