Происшествия

Перетонировка слишком темных стекол автомобиля обойдется в двести долларов, максимальный же штраф за это нарушение не превышает семнадцати гривен

0:00 — 22 октября 2004 eye 251

Гаишники наказывают за превышение норм затемненности, даже если показать им сертификат, выданный тюнинговым центром Третью неделю ГАИ повально штрафует за излишнюю тонировку стекол. Никакого нового положения по этому поводу не принято. Просто инспектора начали ретиво исполнять давным-давно существующий норматив, про который мало кто из водителей знал или же помнил. Штраф невелик -- от восьми до семнадцати гривен. Но где гарантия, что завтра вас снова не оштрафуют?

Все мы каждые два года проходим обязательный техосмотр (платим деньги за диагностику!)и получаем талончик, которой означает, что автомобиль технически исправен. Теперь оказывается, что он нормативам не отвечает! Выходит, сотрудники МРЕО, выдавшие талончик, выпустили на дорогу машину, не соответствующую требованиям безопасности? К тому же во всех приличных фирмах, предлагающих тонировку, на пленку выдается сертификат в соответствии с украинским законодательством. На официальном бланке, с подписями и печатями. Но оштрафовавшие несколько моих знакомых гаишники заявили, что сертификат для них не указ. Где же правда?

-- Нарушение требований тонировки приобрело повальный характер, -- пояснил нам причины активности проверяющих начальник отдела профилактики ДТП Департамента ГАИ МВД Украины Геннадий Грибнев. -- Из-за этого происходит множество ДТП.

Правда, каких-либо статистических данных, подтверждающих «небезопасность» тонированных стекол, в Департаменте ГАИ нам показать не смогли.

-- Информации такой нет, как нет и данных о ДТП по вине мобильных телефонов, — признал старший инспектор отделения профилактики ГАИ Киева Евгений Кравец. -- Но лично я по своему опыту знаю, что тонировка мешает безопасно управлять машиной.

Приборчик, который выдали инспекторам для проверки светопропускания, называется «Люкс-2» и выпускается в Луганске. По словам милиционеров, у сотрудника ГАИ обязан быть на него соответствующий документ. А вот талончик техосмотра вину с проштрафившегося водителя не снимает. Вдруг вы затонировали машину уже после его получения? Не помогает чувствовать себя в безопасности и сертификат — в департаменте ГАИ водителям порекомендовали разбираться с производителем пленки и тюнинговой фирмой самим. Правда, сертификат и в самом деле составлен весьма любопытно. На лицевой стороне указывается, что пленка проверена и отвечает требованиям ГОСТа: «Светопропускание ветровых стекол автотранспорта и трамваев должно быть не менее 75%, прочих стекол -- не менее 70%, если стекла не играют важной роли для обзора водителя, например, стеклянная крыша, светопропускание может быть менее 70%». Однако на обратной стороне документа, куда впечатывается тип пленки и ее показатель пропускания света, вы с удивлением можете узнать, что у пленки светопропусание может быть 57,7%! Менеджеры одного уважаемого тюнингового центра Киева, где мне дали на память один такой сертификат, были этому «несоответствию» поражены. До начала «облавы» на тонировку никто на подобную несуразицу внимание не обращал. Теперь перед автомобилистами стоит вопрос: если официальный сертификат — это «липа», то где можно проверить тонировку машины на светопропускание, чтобы избежать штрафа?

-- Приезжайте на техстанцию в МРЕО, — посоветовал Геннадий Грибнев, -- там вам могут бесплатно проверить степень светопропускания стекол. Если откажут, звоните к нам, в Департамент ГАИ.

Замена избыточной тонировки на допустимую обойдется владельцу легковушки в двести долларов. Затонироать машину качественной пленкой в приличном СТО стоит гривен семьсот. Растонировка составляет треть этой суммы, то есть двести тридцать гривен.

-- И еще не всякую машину легко растонировать, — посетовал Олег, менеджер «Хаммер-центра». -- Если на заднем стекле пленка легла на «ниточки» обогрева, то, чтобы аккуратно ее отодрать, придется потратить немало времени и нервов (и денег. -- Авт. ). А вообще-то, тонировочная пленка, которой объявили войну, обладает массой полезных свойств. Благодаря ей стекло при ударе не разлетается на острые мелкие кусочки, которые могут не только поранить лицо, но и лишить человека глаз. Во-вторых, пленка мешает бликами: в зеркалах заднего вида слепит водителя во время вечерних и ночных поездок. В-третьих, летом при затонированных стеклах меньше нагревается и выгорает салон. Зимой же пленка служит в качестве утеплителя.

Кстати, Олег посоветовал внимательней следить за сохранностью пленки. Ведь даже фирменная она может царапаться песком, который попал между уплотнителями стекол. После чего на пленке остаются весьма неприглядные вертикальные бороздки, портящие весь внешний вид автомобиля. Чтобы этого не происходило, попросите на мойке, чтобы щели между уплотнителями продули сжатым воздухом.

А вот борец за права водителей адвокат Вадим Володарский советует не спешить снимать с машины затемнение.

-- Ни мне, ни моим коллегам еще ни разу не приходилось иметь дело с ДТП, произошедшим из-за тонировки автомобиля, — говорит Вадим Володарский. -- Статья о степени светопропускания перекочевала в Правила дорожного движения из старых нормативов еще советского времени. Кстати, в самих правилах ничего о 70 процентах не сказано. Правила отсылают к ГОСТу. Но здесь есть нюанс — государственные стандарты (те же ГОСТы. -- Авт. ) по закону распространяются лишь на юридических лиц и частных предпринимателей. Поэтому к водителям-частникам эту норму применять нельзя, как нельзя заставлять людей готовить у себя на кухне в соответствии с правилами, установленными для общепита. В любом случае, чтобы хоть как-то защититься, просите сотрудника ГАИ предъявить документ, подтверждающий, что данный измерительный прибор стандартизирован и прошел обязательную регулярную проверку точности измерений.