Происшествия

Серийное производство первого украинского «народного джипа» ценой всего около четырех(! ) тысяч долларов на луцком автомобильном заводе может быть сорвано из-за отмены инвестиционной программы предприятия

0:00 — 29 октября 2004 eye 271

Под угрозой не только судьба отечественного внедорожника ЛуАЗ 1301, но и малотоннажных грузовиков на его базе, а также всего завода, на котором собирается самый популярный сейчас в стране автомобиль -- ВАЗ 2107

О планах по выпуску первого отечественного джипа на ЛуАЗе объявили около двух лет назад. Очень симпатичная трехдверная машинка с моторчиком мощностью 70 лошадиных сил была похожа на маленький корейский внедорожник. При всей своей простоте полноприводный джип радовал глаз современным дизайном, а главное ценой -- около четырех тысяч долларов! Начало производства нового автомобиля наметили на 2004 год. Однако своего «народного джипа» мы можем не дождаться и в 2005-м. Всю свою историю ЛуАЗ выпускал народные машины, доступные среднему украинскому автомобилисту. И сейчас специалисты завода на базе своего нового автомобиля ЛуАЗ 1301 разработали целое семейство полноприводных мини-грузовиков грузоподъемностью до 800 кг, которые просто необходимы фермерам и мелким предпринимателям. Аналогов ЛуАЗ 1301 на украинском рынке нет. Эта машина на 80 процентов состоит из отечественных комплектующих, включая кузов, двигатель, подвески. ЛуАЗ даже нашел инвестора, готового вложить в программу развития завода почти полмиллиарда гривен!

Почему же заводу так и не утвердили инвестиционную программу, и стоит ли нам ждать появления первой партии отечественных джипов, спросили «ФАКТЫ» у генерального директора ОАО «Луцкий автомобильный завод» Владимира Гунчика.

-- Владимир Петрович, кто согласился стать инвестором ЛуАЗа?

-- В прошлом году совместно с японской компанией Isuzu Motors мы решили осваивать новые сегменты рынка и начать серийное производство грузовиков и автобусов. Была разработана инвестиционная программа, которая предусматривала самую большую иностранную инвестицию в создание полномасштабного производства грузовиков и автобусов в Украине. В рамках этой же программы планировалось и серийное производство первого отечественного джипа -- ЛуАЗ 1301. Уже готовы и прошли испытания опытные образцы. Стоимость машины базовой конфигурации составляла всего около четырех тысяч долларов. Конечно, в отношении комфортабельности до тойотовского «Лэнд Крузера» ей далеко, однако высокая проходимость, дешевые запчасти, возможность самостоятельного ремонта, низкий расход топлива -- это именно то, что нужно на нашем бездорожье.

-- Почему же программа не заработала?

-- С программой начали происходить странные вещи. Сначала ее одобрили, а спустя две недели отменили. В результате инвестирование приостановили, несмотря на то, что треть денег уже была вложена. При этом ЛуАЗ сравнили с производителями легковых автомобилей, в то время как инвестпрограмма предприятия предусматривала производство исключительно грузовиков и автобусов!

-- Но ведь у нас принят замечательный закон, стимулирующий украинские автомобильные заводы!

-- На сегодняшний день предоставление льгот и преференций предприятиям украинского автопрома регламентируется двумя нормативными актами: законом «О стимулировании производства автомобилей в Украине» и законом «О развитии автомобилестроения в Украине», которые во многом совпадают. Одновременное действие двух законов вызывает изрядную путаницу. Одни автомобилестроительные заводы получают льготы по двум законам сразу, а другие их вообще не имеют.

-- Именно вы, похоже, остались вне игры?

-- В течение года, с момента отмены инвестпрограммы, мы всячески пытались ее восстановить. Вместо этого Кабмин утвердил аналогичную инвестиционную программу Кременчугского автосборочного завода. В результате дело дошло до протестов рабочих нашего завода -- ведь инвестиционная программы означала для них повышение зарплаты, для региона -- пополнение местного бюджета, который уже сейчас ЛуАЗ обеспечивает на треть, а для украинского автопрома -- создание равноправных условий. Теперь наши инвесторы (в частности, британская компания SV Motors Ltd) обратились в международные суды.

-- Неужели все так плохо, и завод может остановиться, а мы останемся без ЛуАЗ 1301 и, возможно, без ВАЗовских моделей?

-- За 9 месяцев 2004 года мы выпустили 17 тысяч автомобилей, в то время как за весь 2003 год -- 12 тысяч. Однако теперь конкурировать с остальными автомобильными заводами, которые имеют полномасштабные льготы, нам будет просто не под силу.

-- Но, как я понял, инвестиции касалась, прежде всего, грузовиков?

-- ЛуАЗ предполагал работать во всех сегментах рынка. Мы просчитали, что потребность в грузовиках составляет 20 тысяч машин в год. При этом доля отечественной продукции на украинском рынке грузовых автомобилей не дотягивает даже до пяти процентов. Если бы инвестпрограмма была принята, предприятие выпускало бы ежемесячно 250--300 грузовиков.

-- Выходит, пока ЛуАЗ обречен на сборку российских легковушек?

-- После отмены нашей инвестпрограммы серийное производство ЛуАЗ 1301 оказалось под большим вопросом, как и развитие целого направления в украинском автопроме. Завод планировал занять 25--30 процентов рынка коммерческих автомобилей. А это требует серьезных производственных мощностей. Построить их без инвестиций нашему заводу будет очень непросто…