Происшествия

«когда я уже думал, что умру от жажды, с неба упали первые капли дождя»

0:00 — 1 сентября 2004 eye 341

Пролежав пять суток в болоте без еды и воды (!), 76-летний житель Волынской области Максим Мороз чудом остался в живых

Подобного ЧП со счастливым финалом в Ратновском районе Волынской области еще не было. 76-летний житель села Краска Максим Мороз, заблудившись в лесу, забрел на болото и самостоятельно выбраться оттуда уже не смог. Бедняга пролежал на кочках без еды и воды более пяти (!) суток. Лишь на утро шестого дня его, совсем обессилевшего, но в сознании, нашла двоюродная сестра…

«Я увидел среди деревьев людей, закричал, но они… испугались и убежали»

Село Краска расположено далековато от райцентра -- оно рядом с Белорусской границей. Но если раньше найти село было непросто, то в последние дни Краска прославилась на всю округу -- благодаря невероятной истории, случившейся с Максимом Морозом.

Деда Максима мы разыскали у него дома -- если можно так назвать полуразвалившийся сарай на окраине села. Старик живет один. Его опекает двоюродная сестра Евдокия Тусюк, а также социальный работник Василий Бидзюра, который и за хозяйством присматривает, и еду готовит, и в магазин ходит. Впрочем, дед и сам пока еще в состоянии о себе позаботиться: достаточно подвижный, хотя ноги, жалуется, уже не те, что в молодости. Особенно после недавнего приключения. Но о происшествии, едва не стоившем ему жизни, вспоминает с явным удовольствием и даже юмором…

-- Я пошел в лес, потому что хотел прогуляться по местам, где когда-то хозяйничал мой отец и дед, -- рассказывает Максим Мороз. -- Там были наши земли, большое хозяйство. А заодно решил и грибочков с ягодками насобирать. Встал пораньше, позавтракал, оделся в фуфайку и резиновые сапоги, прихватил клеенку и отправился в путь. Кто бы мог подумать, что заблужусь! Возвращаясь домой, пошел не в ту сторону. Не успел сообразить, что к чему, как оказался посреди болота. Ноги больше не слушались. Я свалился на кочки и стал ждать помощи, уповая на Господа. Кричал, но, наверное, никто меня не услышал. Страшно было -- от неизвестности и безысходности. С собой -- ни еды, ни воды. Грибов и ягод тоже не насобирал. Когда стемнело, укрылся клеенкой и заночевал прямо на болоте. Оказывается, так и пролежал пять суток -- подумать только! Правда, времени я не ощущал. Есть сильно хотелось только сначала. Потом чувство голода притупилось, а на второй день и вовсе исчезло. О еде я попросту забыл. Даже вернувшись домой, не сразу вспомнил. Зато мучительно хотелось пить. Я молил Господа послать дождь. И когда уже думал, что умру от жажды, слава Богу, с неба упали первые капли. Укрывшись клеенкой, я собирал в складки воду и пил. Какая же она была вкусная! Утолив жажду, крепко уснул. Вообще, старался побольше спать, чтобы сохранить силы. Время от времени собирался с духом и звал на помощь. Однажды, помню, увидел вдалеке между деревьями людей. Закричал. Но они, вместо того чтобы повернуть в мою сторону, испугались и убежали. И все-таки я не сомневался: рано или поздно меня найдут. Поэтому, когда на болоте появилась Дуня (моя двоюродная сестра), не очень-то и удивился, лишь поблагодарил Господа за милость. Видать, не пришло еще мое время помирать…

-- В лес еще пойдете?

-- Конечно. Интересно же побродить по родным местам!

Заметив пропажу деда Максима, в Краске забили тревогу. Бросились искать всем миром. Даже обратились к местной знахарке, которая сообщила, что старик жив и скоро даст о себе знать.

-- Максим ушел, никому ничего не сказав, -- вспоминает двоюродная сестра Мороза Евдокия Тусюк. -- Люди видели, как он направлялся к лесу, но не придали этому значения. А с ним такая вот беда случилась… -- разволновавшись, женщина смахнула слезу. -- Где мы его только не искали! Прочесывая лес, заходили далеко вглубь, а он, оказывается, совсем рядом лежал: от села меньше километра!

«Сельчане слышали странные завывания, доносившиеся с болота, но не догадались, что это кричит дед Максим»

На шестое утро одна из жительниц Краски услышала крик, доносившийся с болота. Рассказала об этом Евдокии. Та решили проверить: а вдруг это Максим на помощь зовет? И не ошиблась, хотя к тому времени надежда увидеть двоюродного брата живым практически иссякла.

-- Позже люди рассказывали, что и раньше слышали странные завывания, доносившиеся с болота, но никто и подумать не мог, что эти, похожие на волчий вой, звуки принадлежат нашему деду, -- продолжает свой рассказ Евдокия Тусюк. -- Я пошла на крик, зашла на болото, а он там лежит. Живой! Подхожу, спрашиваю: «Ты чего здесь лежишь?!» А он: «Сам не знаю!» Ноги его не слушались, поэтому я побежала обратно в село за Василием Бидзюрой -- у него есть лошадь. Василий уложил Максима на подводу и отвез домой…

-- О том, что пропал Максим Мороз, я узнал от людей на следующий день, -- рассказывает социальный работник Василий Бидзюра, обслуживающий в Краске одиноких стариков. -- Накануне утром я к нему наведывался, застал за завтраком. Старик заверил меня, что у него все в порядке. А о запланированном походе в лес -- ни слова. Не думал я, что он на такое решится, ведь ноги у него слабые. Бросились мы на поиски. Я исколесил на велосипеде все окрестности -- нет деда Максима! Кричал изо всех сил, у грибников и ягодников спрашивал -- никто не видел. Надежда найти его живым таяла с каждым часом. Все-таки возраст, да и упасть мог, ушибиться…

Утром третьего дня Василий Бидзюра сообщил о пропаже в сельсовет. Там его направили в райцентр Ратно, где он подал заявление в милицию.

-- О том, что в селе Краска пропал человек, нам сообщил местный социальный работник, -- говорит исполняющий обязанности первого заместителя районного отдела внутренних дел Анатолий Жерж. -- Мы тут же направили туда участкового и сотрудника уголовного розыска, которые осмотрели дом пропавшего, его приусадебный участок, поговорили с местными жителями. Один из соседей сказал, что видел деда Максима идущим в направлении леса. Стало ясно, что он, скорее всего, заблудился. Совместно с населением начали активные поиски. К счастью, старик нашелся. Конечно, ему повезло -- не каждый молодой останется в живых после стольких дней, проведенных в болоте без еды и воды…

-- Мы хотели отвезти Максима в больницу, но он категорически отказался, -- сетует Евдокия Тусюк. -- Он у нас и так худой, а за эти дни совсем отощал. Вернувшись домой, Максим еще несколько дней отказывался от пищи. Мы кормили его по чуть-чуть, очень осторожно, чтобы не навредить. Сейчас силы к нему потихоньку возвращаются, даже ходить начал.

-- Что, по-вашему, помогло ему выжить в столь экстремальных условиях?

-- Он у нас оптимист по жизни, никогда не унывает. А еще, наверное, его спас крепкий, выносливый от рождения организм. Ноги у Максима слабые, а в остальном здоровье его никогда не подводило. Не помню, чтобы он когда-либо кашлял или чихал.

-- Когда деда Максима привезли домой, я первым делом его осмотрела, -- говорит местный фельдшер Екатерина Бащук. -- Он был очень ослаблен. А спас его дождь. Без воды он долго не протянул бы. Это без еды можно не одну неделю прожить. Ни в уколах, ни в таблетках дед не нуждался. Теплый чаек, умеренная пища сделали свое дело. Сейчас он в полном порядке. Старику повезло, что он заблудился летом, а не зимой, и не свалился в яму.