Культура и искусство

Андрей жолдак: «работая над солженициным, мои актеры жили в клетках, как собаки. Правда, выдержали только три дня»

0:00 — 7 сентября 2004 eye 290

Сегодня в Харьковском драматическом театре им. Т. Шевченко состоится очередная премьера скандального режиссера «Гольдони. Венеция»

Чтобы попасть на спектакль украинского режиссера Андрея Жолдака «Один день Ивана Денисовича», гостям 36-го Международного театрального фестиваля в Тампере пришлось выстоять двухсотметровую очередь! Старожилы мирового форума такого успеха спектакля режиссера из стран бывшего Союза не помнят. Да что там старожилы! Посмотреть Жолдака из Хельсинки приехала сама президент Финляндии Тарья Халонен. Более того. Чтобы попасть в зал, она покорно, как и организаторы фестиваля, всемирно известные критики, и, ясное дело, зрители, выстояла огромную очередь. Скандальный украинский режиссер Андрей Жолдак и Харьковский академический театр были специальными гостями фестиваля в Тампере…

После спектакля «Один день Ивана Денисовича» президенту Финляндии Тарье Халонен подарили жестяную кружку

Жесткий, со множеством натуралистических сцен спектакль «Один день Ивана Денисовича» финнов не смутил. Ни обнаженные мужские и детские тела, ни сцены насилия и «расстрела» актера сырыми яйцами не заставили уйти со спектакля ни одного зрителя! Кстати, пять тысяч яиц для «Одного дня» везли из Хельсинки, а пять огромных сторожевых овчарок, бросавшихся на зрителей, привели из местного кинологического клуба.

После спектакля по финской традиции прошла встреча режиссера со зрителями. Вопросы Андрею Жолдаку задавала и президент страны, признавшаяся, что не ожидала такого потрясения от спектакля, хотя хорошо знакома с творчеством Солженицина. Затем Тарья пожелала поговорить с украинским режиссером наедине. Беседа затянулась на полтора часа, потом Тарья познакомилась с ведущими актерами театра. Украинцы угостили президента горилкой, которую разливали в… жестяные кружки -- реквизит «Одного дня… » Они до того понравились первому лицу государства, что она свой «бокал» она решила взять на память. «На самом деле финны очень стеснительны, -- призналась Тарья Халонен. -- И расслабляются только театром или… водкой».

На пять фестивальный дней Тампере становится культурной столицей. Причем не только Финляндии. Этот театральный форум входит в десятку самых престижных в мире и собирает множество продюсеров со всех стран. В этом году на сценических площадках города прошло около восьмидесяти спектаклей из более чем тридцати театров Германии, Финляндии, Швеции, Голландии и Эстонии. Кульминацией театрального форума считается «Ночь фестиваля», когда представления идут всю ночь напролет, в городе не смолкает музыка и работают некоторые магазины. Финны любят театр и ходят в него целыми семьями. В основном на нынешнем фестивале показывали классику. Финны представили «Три сестры» Чехова, где каждая из сестер была далеко уже не молодой дамой, немцы -- «Стеклянный зверинец» Теннеси Уильямса. Во время спектакля франкфуртского театра «Зербомб» случился конфуз. Зрительница, не выдержавшая слишком натуралистических сцен насилия и крови, упала в обморок. Благо ее быстро привели в себя, и спектакль продолжили.

В Тампере театральных площадок великое множество. Раньше город был в основном индустриальным. Теперь же все фабрики закрыты, а в их помещениях из красного кирпича работают театры, выставки, музеи, дорогие бутики. Кстати, о музеях. В Тампере находится единственный в мире действующий музей Владимира Ильича Ленина. Причем довольно популярный среди туристов. У входа в обычный жилой дом красуется бюст вождя пролетариата. Под мемориал отведено две комнаты. В них -- личные вещи Ильича того периода, когда он прятался от преследования царской охранки в Финляндии…

Гостей фестиваля пригласили в настоящую деревянную парилку, угощали супом из осетрины, сосисками на гриле и традиционным черным финским хлебом со шпиком

Харьковский театр привез на фестиваль два спектакля -- «Один день Ивана Денисовича» и «Месяц в деревне» И. Тургенева. Играли их на разных площадках. Солженицина -- в одном из бывших заводских цехов, Тургенева же -- в самом большом театре Тампере «ТТТ». На монтировку декораций «Месяца в деревне» ушло три дня. Финны позволили себе настоящую роскошь -- привезти спектакль со всеми декорациями. А это две фуры! Ни один фестиваль, на котором до этого побывала постановка Тургенева, не рискнул транспортировать сложные сценические конструкции последнего, четвертого, действия. Слишком дорогое это удовольствие. Дело в том, что в конце спектакля Жолдак решил поместить актеров в большую комнату, стены которой меняют свое положение. Пол оказывается на потолке, стены меняются местами, а из окон периодически стеной льет дождь. Спектакль идет четыре часа. Он стал самым длинным фестивальным представлением в Тампере. Но и самым резонансным. На следующее же утро после показа газеты написали об украинском режиссере, назвав его гением и новым Феллини.

Андрей Жолдак буквально купался в славе. Он традиционно не появлялся перед зрителями после спектакля на сцене, зато был желанным гостем на всех банкетах. Деловой костюм, а уж тем более фрак Андрей по-прежнему не носит. Весь спектакль он был в «толстовке» с рюкзаком за плечами. Специальный прием после показа «Месяца в деревне» устроил посол Украины в Финляндии Александр Майданик, приехавший из Хельсинки с супругой. «Честно говоря, за время работы во многих странах и посольствах ничего подобного я не видел, -- признался Александр Михайлович, поднимая бокал шампанского за здоровье актеров. Тост поддержал Андрей Жолдак, переполошив сдержанных финнов криком «Будьмо гей!», который подхватили все пришедшие на званый прием актеры.

Неофициальное закрытие фестиваля состоялось, конечно же, в… сауне. Ну как без нее в Финляндии! Гостей фестиваля пригласили за город, в настоящую деревянную роскошную парилку рядом с огромным озером. Подавали суп из осетрины, сосиски на гриле и традиционный черный финский хлеб со шпиком. Из спиртного -- только пиво. Кстати, в Финляндии вместе с алкогольной идет и активная антиникотиновая пропаганда. Курящий на улице города -- большая редкость. Фейерверка в честь закрытия не было, но, похоже, и гости, и организаторы остались довольны…

«Художник должен ненавидеть свою страну, чтобы ее любить»

-- Я счастлив, что попал со своим театром на такой престижный фестиваль, -- сказал «ФАКТАМ» Андрей Жолдак. -- Хорошо, что мы привезли сюда именно эти два спектакля. Пьеса Тургенева посвящена тому, что Сальвадор Дали называл загнивающей красотой. Прекрасный мир, который еще красив, но уже болен. «Один день» -- это агония смерти, в которой прорастает новая жизнь.

-- Слишком запутанно.

-- По-моему, все понятно… Это то, что произошло со славянской культурой за двести лет. «Месяц в деревне» -- это природа снов, наших скрытых, подсознательных тайн и желаний. «Один день» -- эксперимент над актерами. Я хотел понять, могут ли они опуститься до уровня животных, без национальных и социальных признаков. Но у меня это не получилось.

-- Актеры сопротивлялись?

-- Конечно! Первоначально мы договаривались, что на время репетиций они будут месяц жить в клетках. Как собаки. Добровольно. Есть прямо из тарелок, ползать на четвереньках. Выдержали только три дня. А потом начали затягивать меня в свой нормальный театр. Поэтому для меня «Один день» -- в чем-то старый театр. Хотя критики видят в нем скрытые фрейдистские мотивы.

-- Не надо было раздевать всех поголовно…

-- Просто не надо смотреть на все однобоко. Ведь это не просто голые тела, это образы, символы. Я практик, не теоретик. Хирург. Я хочу, чтобы театр активно вмешивался в жизнь. Скоро буду ставить спектакль в Берлине. Два месяца поживу в Германии, попытаюсь прочувствовать город и его проблемы. Думаю, чтобы творить красоту, нужно чувствовать и уродство.

-- Это вы о спектакле по Солженицину?

-- И об этом тоже. Думаю, проблема современного театра -- не деньги, а актеры. Если мне удастся перевернуть восприятие актера, то он поднимет самый сложный по форме спектакль. «Один день» -- это маленький удар по спящим театрам и актерам. Билеты на него в Харькове проданы на три месяца вперед. «Месяц» же стабильно собирает свои семьдесят процентов зала.

-- А вы все жалуетесь на непонимание в родной стране…

-- Художник всегда должен быть в оппозиции к государству. Живя, например, в Финляндии, я бы тоже находился в оппозиции. Художник должен ненавидеть свою страну, чтобы ее любить. «Один день… » бьет по рабской памяти, он против колоссальной несвободы. Я люблю кодировать спектакли. Театр -- это часть большого искусства, который воздействует на нашу психику. Он для избранных. Это обман, когда говорят, что театр для народа. Для народа -- телевидение и кино.

-- Есть люди, которых вы считаете своими учителями?

-- У меня три учителя, из трех разных направлений. Известный режиссер Анатолий Васильев в Москве со школой эдакого русского монашества. Сергей Параджанов, гений кино. У него я научился быть варваром. И третий -- интеллектуал, польский кинорежиссер Кшиштоф Занусси. Во мне соединились три разных школы -- Востока, Запада и Византии.

-- Теперь понятно, почему ваши спектакли имеют мало общего с первоисточниками.

-- Знаете, как я работаю? Беру первоисточник и… ложусь с ним в постель. Мне надо переспать с пьесой, а потом начать работать. Я читаю, перечитываю, что-то зачеркиваю, что-то вырезаю. Книгу потом не узнать. Хожу «беременным» спектаклем девять месяцев, а потом рождаю его. Как дитя…

Сегодня Харьковский академический театр открывает новый сезон. Играют премьеру «Гольдони. Венеция». Еще один шедевр творчества Андрея Жолдака, который приедут посмотреть продюсеры ведущих фестивалей мира -- Венского, Берлинского, Чеховского. Артисты в спектакле не говорят. Играют лишь цифрами. А зритель перед спектаклем получает словарь, где написано: «2» -- мужчина, «333» -- я хочу тебя и так далее. Жолдак говорит, что его новый спектакль -- протест против слов. «Я пришел к кризису слова, -- признается режиссер. -- И в жизни, и в театре. Поэтому в нашем театре сейчас мораторий на слова». Правда, судя по тому, что следующей премьерой харьковчан станет «Ромео и Джульетта» Шекспира, где без слов никак, Андрей, возможно, и отменит свой мораторий.

P. S. Самый гастролирующий украинский театр уже 13 сентября отправится на фестивали в Любляну и Загреб. Затем покажет «Гольдони» в Питере на фестивале «Балтийский дом» и «Гамлета» в Барселоне. В декабре у харьковчан запланированы гастроли в Москве…