Так шутят бывшие армейские генералы, проходящие переподготовку на мирную профессию в Национальном координационном центре адаптации военнослужащих, уволенных в запас или отставку
На днях журналисты «ФАКТОВ» пригласили в редакцию председателя Национального координационного центра адаптации военнослужащих, уволенных в запас или отставку, и конверсии бывших военных объектов Александра Шикалова, который рассказал немало интересного и полезного для тех, кому еще предстоит сменить военную форму на гражданскую одежду.
-- Александр Степанович, сколько военнослужащих в нынешнем году сокращается или уже запланировано сократить из Вооруженных Сил Украины?
-- За первое полугодие нынешнего года из армии уволены 3150 человек. Цифра вышла меньше планируемой в связи с тем, что государство должно гарантировать этим людям социальную защиту. Чтобы не вышло как в 1961 году, когда Хрущев в одночасье уволил миллион двести военнослужащих. Тогда некоторым офицерам до выслуги не хватило буквально нескольких дней. Были поломаны судьбы многих семей. И поэтому, учитывая горький исторический опыт, Президентом и правительством Украины приняты меры, позволяющие проводить процесс реформирования армии на цивилизованном уровне.
Во-первых, каждому уволенному надо предоставить квартиру. А ведь со времен Советского Союза у нас накопились более 32 тысяч бесквартирных офицеров. Уволенные в запас, они становились людьми второго сорта -- без жилья, с крохотной пенсией. Заместитель командира части, к примеру, получает пенсию размером в 330 гривен! Обиженные государством люди начали объединяться в «Союз бездомных офицеров».
Президент Украины поручил разработать государственную программу решения этой проблемы. Начиная с 2000 года наш координационный центр взялся за обеспечение жильем уволенных военнослужащих. Сегодня количество бездомных бывших офицеров сократилось почти вдвое. На 1 января их было 18043 человека. В первую очередь, конечно, квартирный вопрос решается в отношении тех, кто достиг 60-летнего возраста, и семей погибших или умерших военных. До конца этого года очередь на жилье должна сократиться еще на две тысячи человек. И это реально: если сейчас в столице живет 668 бесквартирных офицеров, то раньше (до начала работы нашего центра) их было более трех тысяч!
Второй нашей важной задачей стало трудоустройство бывших военнослужащих. Например, когда была расформирована дивизия 43-й ракетной армии, стоявшая в Белокоровичах, в лесном городке в двухстах километрах от Киева остались жить две с половиной тысячи жителей. Около 700 взрослых здоровых людей лишилось работы. Что им было делать? В свое время, чтобы привлечь внимание к своим проблемам, они даже перекрывали киевскую трассу.
Поверьте: если военнослужащий не умеет ничего другого, кроме как держать оружие, и оставлен на произвол судьбы державой, он может представлять опасность не только для своей страны, но и для других. Он пойдет в наемники или, того хуже, окунется в мир криминала.
Широко известен пример, когда в 90-х годах в Нагорном Карабахе украинский военный летчик, не нашедший у нас работы после увольнения, был сбит и приговорен к расстрелу.
-- А как вы решаете эту проблему?
-- Каждый офицер, который увольняется или подлежит увольнению, получает от нашего Национального координационного центра (НКЦ) приглашение на приобретение гражданской специальности, а в дальнейшем мы помогаем и в трудоустройстве. Каждый желающий может пройти курсы переподготовки, финансируемые государством. Многие, например, заканчивают курсы иностранных языков по линии НАТО. Между НКЦ и Экономическим директоратом НАТО существует договор, согласно которому альянс финансирует преподавание четырех иностранных языков. Офицеры, вышедшие оттуда -- нарасхват! Хочу подчеркнуть, что затраты на переподготовку офицеров окупаются многократно.
-- Мы предлагаем десятки тысяч вакансий на рынке труда в Киеве. Есть примеры, когда в экономике Украины целые ниши заполняют офицеры -- например, в телерадиокоммуникации. На конвертируемой бывшей военной базе в Белокоровичах мы открываем большую фабрику по изготовлению лака и красок! А это в ближайшее время добавит 200 рабочих мест с приличной зарплатой!
-- А сколько генералов попали под сокращение в ходе реформы Вооруженных Сил?
-- Я не знаю этой цифры То есть знаю, конечно, но не скажу.
-- Десятки?
-- Да, десятки. Многие из них также проходят у нас переподготовку.
-- И на кого же они переобучаются?
-- На руководителей большого и малого бизнеса. Интереснейшая программа! Там собраны лучшие преподавательские кадры. Генералы сами шутят: перекуем мечи на орала, сделаем человека из генерала.
Еще одной задачей нашего Национального центра является конверсия бывших военных объектов. Сейчас мы готовим большую комплексную программу утилизации боеприпасов, к реализации которой привлекли бывших военных специалистов -- саперов, минеров. Разработана уникальная технология, когда снаряды и мины с помощью бактерий превращаются, образно говоря, в гумус! Думаю, применение этой технологии очень пригодится и в Новобогдановке, которая сейчас, по сути, представляет собой минное поле с пятнадцатью тысячами невзорванных снарядов.
Кроме того, в рамках переобучения мы готовим специалистов-саперов. Немногие знают о том, что севастопольская мина, угрожавшая всему городу и стоившая жизни двум людям, «разоружалась» нашими спецами из числа ветеранов вооруженных сил: Александром Поторгиным, Геннадием Лясковцом, Георгием Барановым Увы, их даже не оказалось в списке награжденных.
-- Мы слышали много нареканий со стороны офицеров о том, что под сокращение попадают самые боеспособные армейские подразделения. Например, Бердичевская авиационная бригада вертолетчиков.
-- Давать оценку действиям Министерства обороны с моей стороны было бы некорректно. Но всем этим людям либо предлагают новый вид службы, либо переподготовку непосредственно в Бердичеве. По живому не режем.