Спорт

Олимпийская чемпионка по вольной борьбе ирина мерлени: «во время схватки соперницы порой даже… Кусаются! »

0:00 — 9 сентября 2004 eye 705

22-летняя спортсменка из Хмельницкого стала первой в истории обладательницей «золота» Игр по женской вольной борьбе

Ирина Мерлени (девичья фамилия -- Мельник) выиграла в своем виде спорта все возможные титулы. Она трехкратная чемпионка мира, чемпионка Европы, многократная победительница международных турниров. На олимпийских Играх в Афинах сбылась самая главная мечта спортсменки -- Ира поднялась на высшую ступень пьедестала почета. Кадры слез и криков радости украинской чемпионки обошли весь мир, тронули сердца миллионов болельщиков.

«За два дня до финала ничего не ела и не пила — похудела на пять килограммов»

Хорошо, что, когда я ранним утром приехала в родной город чемпионки, меня встретили на вокзале родители Иры. Сама я бы вряд ли нашла их дом, стоящий на холмистом песчаном поле без единого деревца на самой окраине города. Весь дом в строительных лесах, повсюду доски, банки с краской… Вещи -- в нераспакованных коробках. Вдоль стен, прямо на полу, -- больше десятка роскошных букетов, подаренных Ире по возвращении из Греции.

-- Еле отошла от поездки на Олимпиаду, все никак выспаться не могу, -- уставшим голосом начала беседу Ирина Мерлени, занимаясь приготовлением завтрака. -- Вы не удивляйтесь такой обстановке, мы с родителями строим дом уже лет восемь. Все никак до ума не доведем… Последние несколько лет нам с папой и братом вообще не до ремонта было -- все силы и средства ушли на подготовку к Олимпиаде. Раньше я как-то не обращала внимания на бытовые неудобства. Главное, чтобы зал был, тренер нормальный и спарринг-партнеры. Жила где придется. Но, если честно, я устала жить в общежитии. Так хочется иметь свою квартиру!

-- Но теперь-то, после завоевания олимпийского «золота», ты уже наверняка сможешь осуществить свою мечту?

-- Вы про обещание обеспечить наших чемпионов квартирами в столице? Да не верю я никаким обещаниям! Мне уже столько раз обещали дать квартиру! Давали, но только на словах. «Подожди три месяца, подожди до конца года», -- говорили. Прямо как прикалывались надо мной чиновники.

-- Подожди, тебе же еще полагаются приличные призовые.

-- Ой не знаю… Если будут давать так же, как после сиднейской Олимпиады, то, боюсь, ждать их придется долго. Да еще, наверное, налоги снимут. Нет, что-то, конечно, дадут. Но все уйдет на ремонт, мебель купить надо. Видите, что творится в доме…

-- Ирочка, не переживай, все у тебя будет! Обязательно! Давай лучше не будем о грустном. А поговорим о главном, самом приятном событии в твоей жизни.

-- Да-да, у меня до сих пор мороз по коже, как вспомню решающую схватку за «золото» с японкой! -- говорит Ира. Настроение ее быстро меняется. -- В тот день на улице жара была такая -- почти 40 градусов! Но в зале, слава Богу, работали кондиционеры. Нервы и силы на пределе, да еще пришлось накануне сгонять пять килограммов. Два дня ничего не ела, не пила… Во время финальной схватки на табло даже не глянула, до последней секунды не знала счет. После завершения девятиминутного поединка судья сначала пожал руку моей сопернице, а потом мне.

Смотрю на табло -- 2:2. «Ну, все, моя судьба в руках судей», -- пронеслось у меня в голове. За те мгновения я столько всего наговорила Богу!.. У нас, как правило, судьи первой пожимают руку победительнице. Я опустила голову… И вдруг поднимают мою руку! Я была в шоке! Голова закружилась от счастья! Все поверить не могла, кричала, визжала! На радостях чуть не задушила в своих объятиях Анатолия Харитонюка (старший тренер национальной сборной по вольной борьбе. -- Авт. )!

-- Видели-видели! Наверное, в Афинах никто не радовался победе так бурно, как ты.

-- «Серебро» меня не устраивало! Я бы не пережила, если бы заняла второе место. Мечтала только о золотой медали… Когда пришла на свою первую тренировку в секцию вольной борьбы, а мне тогда лет 15 было, и я, честно говоря, и не знала толком, что это такое -- Олимпиада. Но сказала тренеру: «Буду очень много работать и обязательно выиграю олимпийское «золото». С самого начала занятий борьбой настраивала себя: ничего невозможного нет, я буду чемпионкой.

«Папа не разрешил мне заниматься в шахматном кружке, потому что там были одни мальчики»

-- Я в спорте с самого детства, -- продолжает Ирина. -- Ходила на спортивную гимнастику, даже выиграла областные соревнования. Потом занималась шахматами. Но там были одни мальчики, и отец не разрешил мне ходить туда. Ничего не доводила до конца. Похожу, похожу в секцию и брошу.

Борьбу выбрала сознательно. Правда тогда, в 15 лет, думала, что борьба -- это что-то вроде драки. На первой тренировке мне показали приемы, я все путала, забывала, да еще и побросали меня хорошенько. Подумала: «Боже, куда я пришла, это не мое, я, наверное, снова ошиблась в выборе». Через пару тренировок стало что-то получаться, мне уже стало нравиться, постепенно втянулась. Первые полтора года меня тренировал отец.

Помню, когда я первый раз приехала на первенство мира, а это были всего лишь третьи в моей жизни соревнования, до этого я участвовала в двух чемпионатах Украины, то так боялась иностранных соперниц! Даже смешно теперь вспоминать…

-- Никогда не жалела, что выбрала не совсем женский вид спорта?

-- Поначалу многие отговаривали меня от занятий борьбой. Но я уже поставила перед собой цель. Точно знала, чего хочу в спорте -- достичь вершин. Шла как танк. Никто не мог меня сбить.

«Спортивные чиновники настоятельно просили меня ничего не рассказывать ни про Грецию, ни про смену фамилии»

-- Откуда у тебя рассечение над бровью?

-- Так ведь я ж борьбой занимаюсь. Стукнулась с партнером на тренировке лбами. У меня и уши сломаны… Бывает, во время схватки соперницы кусаются. Судьи за это баллы снимают. Синяки, травмы -- всякое бывает. Иногда так наполучаю, что прихожу домой, плачу от отчаяния: «Ну сколько можно, только дубасишься и дубасишься… ». Но приходит новый день, и начинаешь с новыми силами делать то же самое. Что и говорить, вид спорта очень жесткий.

-- Ира, я что-то не пойму: ты представляешь Хмельницкий или Львов?

-- Вообще-то, родилась я в Каменец-Подольском. Вскоре наша семья переехала в Хмельницкий, где я жила и тренировалась до 2001 года. Выиграла тогда три чемпионата мира — среди кадетов, молодежи и взрослый. Потом поступила во Львовское училище физической культуры, проучилась там три года. Был период, когда я полтора года боролась за Грецию. Но выступала не на официальных соревнованиях, а только на международных коммерческих турнирах. Потом все-таки вернулась на родину, стала выступать под флагом Украины. В 2003 году выиграла женский чемпионат мира в Нью-Йорке и завоевала олимпийскую лицензию.

-- Можно поподробнее о «греческом периоде»? И откуда такая фамилия -- Мерлени? Ты вышла в Греции замуж?

-- Спортивные чиновники настоятельно просили меня ничего не рассказывать ни про Грецию, ни про смену фамилии.

-- Это что, прямо такая уж секретная информация? Неужели в наше время кто-то имеет право запретить олимпийской чемпионке рассказывать о себе?

-- Ну, не запретили, а порекомендовали. Да и рассказывать мне особенно нечего. В Греции женская вольная борьба развита слабо. У нас в Украине самая сильная в мире школа, лучшие тренеры. Так что я без сожаления вернулась домой. Никакой романтической любовной истории в Греции у меня не было. Сплошная проза жизни. Это был фиктивный брак. Сейчас я не замужем.

-- А почему оставила греческую фамилию?

-- Накануне Олимпиады у меня просто не было времени заниматься переоформлением документов. Да и какая разница — Мельник, Мерлени… Иногда меня по привычке объявляют как Мельник. А вообще, в Греции осталось много друзей. Они болели за меня на Олимпиаде.

-- Ты приехала из Афин в таких потрясающих босоножках -- на высоченном каблуке!

-- Да это мои старые босоножки! Купила… в Хмельницком на базаре. Очень люблю туфли на высоких каблуках. Я ведь маленькая, всего 150 сантиметров. Очень хочется быть повыше. Мне сказали, что всех украинских медалистов пригласят в Киев на встречу с Президентом. А у меня и платья-то вечернего нет. Ни разу в жизни не одевала. Надо пойти купить на базаре новые туфли и красивое платье…