Происшествия

«когда женя прыгнул впервые, у него не раскрылся основной парашют. Но тогда ему удалось обмануть смерть»

0:00 — 10 сентября 2004 eye 626

Во время тренировочного полета перед праздничным шоу ко Дню авиации на аэродроме «Коротич» под Харьковом разбился бывший тренер сборной Украины по высшему пилотажу Евгения Прозорова

«Летчик-испытатель от Бога», «талантливый инженер-конструктор», «невосполнимая потеря»… Вот строки из телеграмм-соболезнований, пришедших после гибели Евгения Прозорова в Запорожское машиностроительное КБ «Ивченко-Прогресс». Этому предприятию он отдал более 45 лет своей насыщенной жизни. Люди, знавшие Прозорова, говорят о нем как о личности, разносторонне одаренной. Метко стрелял, хорошо рисовал, писал книги, сочинял серьезные и смешные стихи, был очень коммуникабельным человеком. Но многочисленные предметы обстановки -- литература об авиации, модели и фотографии самолетов, настоящий, прикрепленный к стене винт самолета Z-466, почетная грамота за развитие авиации, свидетельствуют, что самой большой страстью хозяина дома было небо.

«Он был фанатично увлечен небом и всех вовлекал в круг своих интересов»

Школу Прозоров окончил с серебряной медалью. В 1952 году поступил в Харьковский авиационный институт, учебу в котором сочетал с занятиями в парашютной секции местного аэроклуба. Там же начал летать на планерах. Приехав по распределению в Запорожье, первым делом пошел на аэродром у села Широкое, где записался в «самолетное» отделение. С тех пор налетал более 3 тысяч часов, освоил все типы спортивных и неспортивных самолетов, стал мастером спорта СССР, заслуженным тренером УССР по самолетному спорту, судьей всесоюзной категории, 23 года тренировал сборную Украины по самолетному спорту. Здесь же, в Широком, познакомился с будущей женой Ниной, которая работала в аэроклубе летчиком-инструктором.

-- Он был фанатично увлечен небом и всех хотел вовлечь в круг своих интересов, -- рассказывает Нина Ивановна Прозорова. -- В КБ, где работал, создал парашютный кружок. В начале 60-х при районном отделении ДОСААФ организовал школу юных космонавтов и несколько лет руководил ею на общественных началах. Сумел даже в подвал, где размещалась школа, перевезти корпус Ил-18 без крыльев. Десятки прошедших через его школу мальчишек пошли в авиацию и летают на больших самолетах. Все выходные и отпуска на протяжении многих лет он проводил на аэродроме, не упуская случая подняться в воздух. Даже будучи в командировке в Англии ухитрился слетать на двухместной учебно-тренировочной «Сессне». Я не могла запретить, потому что это была его жизнь. Знаете, только в нынешнем году всей семьей нам впервые удалось съездить на Азовское море.

Свой богатый опыт Прозоров обобщил в книгах «Самолетный спорт на Украине» (1995 год) и «Земля над головой» (2003). Сверстан сигнальный экземпляр пособия для начинающих летчиков-спортсменов «Советуют мастера высшего пилотажа». Какой будет судьба рукописи после гибели Прозорова?

-- Несколько раз Жене удавалось обмануть смерть, -- вспоминает Нина Ивановна. -- Когда он впервые в жизни прыгнул, у него не раскрылся основной парашют, и только благодаря самообладанию и навыку он смог воспользоваться запасным.

В 1970-м под Севастополем у чешского самолета Z-466, который пилотировал Прозоров, отказал мотор. По рации передали, что нужно срочно, воспользовавшись парашютом, покинуть машину. Но пилот приказ нарушил: завел-таки двигатель и посадил машину. Восхищенные мастерством и самоотверженностью запорожского летчика чехи подарили Евгению винт от спасенного самолета.

-- Помню, как отец зашел домой, счастливо улыбаясь, с винтом на плече. Потом надежно закрепил этот трофей на стене своей комнаты, -- вспоминает дочь летчика Маргарита. -- В следующий раз он перехитрил судьбу в августе 1998 года на аэродроме в Широком, когда, выполняя на Як-55 парный полет, отделился от ведомого самолета и врезался в землю. От удара двигатель отлетел от машины на восемь метров, отец же получил компрессионный перелом позвонков.

-- Несколько лет назад во время тренировочных полетов за неделю до Дня авиации на моих глазах произошла авария, -- рассказывает заслуженный военный летчик СССР, начальник украинского центра летной подготовки Фарид Акчурин. -- Евгения вытащили из кабины в бессознательном состоянии. Потеря сознания в полете -- ситуация, после которой летать нельзя. Я запретил Прозорову даже появляться на нашем аэродроме. Он отличный человек и хороший летчик, но ведь он пренебрег собственным здоровьем. Когда я узнал, что он продолжает летать, сказал: «Мужики, кончайте рисковать, ведь «первый звонок» прозвенел. Меня не послушали. Кто теперь ответит за происшедшую трагедию?

Через четыре месяца Прозоров действительно вернулся в небо. Не мог он без него жить! Раза в два в месяц ездил на выходные в Харьков, за 300 километров. Совершал полет и в воскресенье вечером возвращался домой. Последнюю медкомиссию, дававшую разрешение на полеты, прошел в марте этого года. Когда на аэродроме «Коротич» в честь Дня авиации и закрытия 32-го чемпионата Украины по вертолетному спорту задумали провести воздушный праздник «Небо зовет», на облет самолета По-2 пригласили Евгения Викторовича Прозорова. Как классного и опытного специалиста .

По-2 воссоздали по чертежам и уцелевшим остаткам самолета

По-2 был создан авиаконструктором Николаем Поликарповым в 1927 году. В период с 1930 по 1953 годы авиазаводами СССР их было выпущено более 30 тысяч штук. Модель предназначалась для массового обучения летчиков в минимальные сроки, но нашла широкое применение в санитарной, почтовой и сельхозавиации, а во время Великой Отечественной войны использовалась в качестве легкого ночного бомбардировщика. В середине 50-х годов прошлого века По-2 заменили Ан-2 -- «кукурузником», а устаревшие самолеты, сделанные из фанеры и перкалевой ткани, сожгли. Поэтому в СНГ, а, возможно, и в мире, нет ни одного летающего По-2, только модели.

Экземпляр, на котором разбился запорожской пилот, воссоздан коллективом энтузиастов Харьковского национального аэрокосмического университета (ХАИ) всего два года назад по сохранившимся чертежам и уцелевшим остаткам найденного на старом школьном дворе самолета. Первым ставил По-2 на крыло харьковчанин Георгий Чуб, бывший летчик, а впоследствии, как и Прозоров, авиаконструктор. Эти два человека дружили, были фанатами одного дела. Когда в прошлом году (в день своего 65-летия) Чуб умер, доводку самолета продолжил Прозоров. На аэродроме «Коротич» он хотел показать зрителям, на что способна чудо-машина.

Утром 28 августа, за несколько часов до начала праздника, Евгений, тренируясь, выполнял фигуры высшего пилотажа. При заходе на посадку, когда до полосы оставалось метров 70, самолет резко снизился, ударился о землю шасси, затем крылом, корпусом и развалился на части. По мнению заместителя начальника Харьковского аэроклуба Виктора Выходцева, выполнявшего в тот день функции руководителя полетов, пилот мог на какое-то время потерять сознание, что случилось при сердечном приступе.

Окончательную причину должна назвать специальная комиссия.

-- Муж никогда не жаловался на сердце, -- говорит «ФАКТАМ» вдова Прозорова Нина Ивановна. -- Наверное, деревянный По-2 не предназначен для выполнения фигур высшего пилотажа. Но Евгений не мог не испытать на прочность себя и свой самолет. Хотя, если б ему запретили, он бы этого не делал.

Как сообщил на траурном митинге один из соратников Прозорова, изувеченный самолет будет восстановлен. Небо не может жить без людей, так же как и люди без неба.