Происшествия

Самая большая очередь на международном авиакосмическом салоне в киеве выстроилась у самолета, оборудованного для важных персон

0:00 — 23 сентября 2004 eye 224

На «Авиасвите-XXI» был показан новейший украинский реактивный лайнер АН-148, который впервые поднимется в воздух уже в октябре

Первые два дня работы четвертого международного авиакосмического салона «Авиасвит-XXI» стали без преувеличения народным праздником: публику пускали без ограничений и бесплатно. Разве что желающие посмотреть демонстрационные полеты в Гостомеле (он расположен в 40 минутах езды от столицы) платили две гривни за проезд в автобусах, курсировавших весь день. А на вторую площадку салона -- аэродром «Киев-Святошин» -- тысячи людей добирались пешком: от станции метро 15 минут. Публика фотографировалась возле самолетов и в кабинах пилотов, имела возможность опробовать многие экспонаты, например, шлемы для летчиков-истребителей, предназначенные для наведения ракет, или улечься на спецкровать для отдыха пилотов, матрас которой раскачивается, словно на волнах. Несмотря на то, что на выставку пришли тысячи людей, толкотни не было даже возле биотуалетов, которых было в достаточном количестве.

«Беспилотные самолеты будет охранять государственную границу»

Внушительную очередь мы увидели только у трапа одного из самолетов. Оказалось, что ажиотаж вызвал салон лайнера, полностью переделанный для обслуживания VIP(очень важных)-персон.

Выстояв в длиннейшей очереди, чтобы попасть в VIP-салон, мы увидели… ряды кресел. Они шире обычных, а к потолку самолета прикреплены несколько телевизоров.

-- В Украине создаются гораздо более комфортабельные салоны -- все зависит о финансовых возможностей и вкусов заказчика, -- рассказал нам специалист по дизайну авиасалонов, просивший не называть его имени. -- Нередко, например, устанавливают дорогие диваны для отдыха. А в обычный набор VIP-салона входят столы и кресла (как правило, кожаные) для проведения совещаний, бары, видео- и аудиотехника. Салоны часто разделяют на несколько частей -- непосредственно для VIP- персон, сопровождающих их лиц, а в одной из частей размещают кухонные блоки. Бывает, что дизайн отдельных элементов убранства -- мебель, аксессуары (например, пепельницы, пресс-папье) и даже шторы на иллюминаторах разработчики защищают государственными патентами.

В ряду малых самолетов и вертолетов больше всего людей толпилось возле выкрашенного в красный, словно пожарная машина, цвет биплан, очень похожий на аэропланы, выпускавшиеся в двадцатые годы прошлого столетия.

-- Это наша версия американского ретро-самолета «Питт Стешл», -- с гордостью пояснил корреспондентам «ФАКТОВ» конструктор крылатой машины Игорь Стаховский. -- Я более десяти лет занимался в антоновском КБ конструированием огромных транспортных самолетов. Но это коллективный труд, в котором ты отвечаешь за какие-то отдельные узлы и детали. А тут предприниматель, большой любитель старинной техники Андрей Гнашук предложил мне спроектировать самолет самостоятельно. Хотя за основу была взята американская модель, многое пришлось рассчитывать заново. Ведь «Питс Стешл» делали из фанеры и специальной авиационной ткани, а мы создали его металлический вариант. Эта модель привлекла нас тем, что она необычайно маневренна и надежна. Скажем, на похожем советском самолете ПО-2 (»кукурузник») запросто летали 18-летние девушки. Им это давалось легко, поскольку разбить этот самолет почти невозможно.

Нашу машину из-за ее малых размеров -- 5,12 метра -- назвали «Горобец». Мы намеренно оставили кабину, как и в оригинальном варианте, открытой чтобы в полете можно было переживать то, что ощущали в воздухе пилоты 20--30-х годов, например свист ветра в ушах (машина развивает скорость 250 километров в час). Для полетов на «Горобце» есть кожаный шлем, очки и даже длинный белый шарф, который красиво развевался в воздухе. Интересно, что двигатель, установленный на самолете, разработан еще в 1926 году в Чехословакии. Модификации этого мотора выпускаются до сих пор.

В павильоне «Укрспецпроекта» корреспондентам «ФАКТОВ» продемонстрировали несколько моделей миниатюрных самолетов, которые планируется использовать для охраны сухопутных и морских границ.

-- Представьте, радары зафиксировали нарушения морской границы Украины, -- говорит главный конструктор авиационного конструкторского бюро из Харькова Игорь Авилов. -- Посылать на перехват погранкатера дорого. Гораздо дешевле направить минисамолет (он весит лишь 50 килограммов) с видеокамерой, который передаст «картинку» нарушителя на мониторы пограничников и, если понадобится, пролетит возле борта, чтобы сфотографировать название и номер судна. Бортовая автоматика самолета укажет на фото координаты и время съемки. Такой снимок может рассматриваться в суде в качестве доказательства вины браконьера. Наш бесплотный самолет может летать без дозаправки два с половиной часа, а топлива он потребляет лишь один литр в час.

Серийный выпуск АН-148 начнется в Киеве и Воронеже

В демонстрационных полетах на авиакосмическом салоне участвовали известные самолеты «Мрия», «Руслан», АН-74ТК300, АН-3 и ряд других. Не исключено, что в полетах участвовал бы и первый экземпляр новейшего украинского реактивного пассажирского самолета, рассчитанного на авиалинии средней протяженности, -- АН-148, однако к началу выставки не успели провести его наземные испытания.

-- Уже сейчас можно утверждать, что машина получилась удачной, -- заявил на пресс-конференции генеральный конструктор Авиационного научно-технического комплекса имен Антонова Петр Балабуев. -- Вскоре первый экземпляр АН-148 будет покрашен и уже в октябре состоится его первый полет. Машина будет летать со скоростью 870 километров в час на расстояния до 5100 километров. Весь комплекс испытаний мы планируем завершить к концу будущего года, используя три опытных самолета (строительство второй и третьей машин уже идет). По оценкам зарубежных коллег, проект создания такого самолета, как АН-148 обходится приблизительно в 640 миллионов долларов. Мы вложили меньше -- благодаря тому, что в создании машины участвуют наши партнеры из Украины и России. Важно, что мы опережаем своих основных конкурентов на два-три года. Серийный выпуск АН-148 начнется в Киеве и Воронеже. О готовности купить первые пять машин заявил «Аэрофлот».

А в присутствии журналистов представители украинской авиакомпании «Аэросвит» подписали протокол о намерении закупить десять реактивных АН-148. Петр Балабуев сообщил о том, что АН-148 стал первым в Украине самолетом, сконструированным с помощью компьютерных программ -- это значительно сократило сроки разработки машины. Генконструктор пожаловался, что зарубежные фирмы в открытую переманивают молодых специалистов антоновского КБ. «Недавно перешли на работу в Москву сразу 31 человек. Я не могу им дать такую зарплату, которую предлагают за рубежом, -- посетовал Балабуев. -- Чтобы удержать молодежь, мы приняли радикальное решение -- за год построить для них 240 квартир».