Происшествия

Вскоре после гибели парома «эстония» был убит детектив, незадолго до трагедии записавший телефонный разговор капитана с неким наркодельцом

0:00 — 28 сентября 2004 eye 1624

А за пять дней до катастрофы ее вероятность предсказал, находясь в Таллинне, российский астролог Павел Глоба

Вечером 27 сентября 1994 года огромный, побольше трех пятиэтажек, если их сдвинуть в ряд, автомобильно-пассажирский паром «Эстония» вышел из порта Таллинн в очередной рейс на Стокгольм. После развала СССР Швеция и другие скандинавские страны стали для бывших советских прибалтов таким же ближним зарубежьем, как Турция для Украины и России, а эта морская линия обрела для эстонцев статус дороги жизни. По ней в Скандинавию хлынули челноки, металлолом, скот, прочее сырье. Назад -- различная заморская продукция, в основном технологический и потребительский секонд-хэнд, дешевые продукты питания.

Особой популярностью у перегонщиков подержанных иномарок и других мелких бизнесменов пользовался упомянутый лайнер. Он был способен брать на борт до двух тысяч пассажиров, 370 легковушек и 45 трейлеров-фур. Расписание рейсов тоже было удобное: отправлялся паром вечером, прибывал утром.

Увы, в тот день, вернее в полночь, те, кто не загулял в судовых барах, проснулись от ужаса. Как рассказывали выжившие, раскачивающееся среди штормящего моря судно вдруг дало резкий крен, легло на бок и в течение 5-10 минут затонуло. Это случилось в ста километрах от финского города Турку, где на глубине 54 метров паром покоится и поныне (по некоторым другим оценкам, глубина моря в этом месте 84--87 метров). В послевоенное время таких катастроф на Балтике не было.

Родственники погибших получили по 200 тысяч долларов компенсации

Из 1026 пассажиров и членов экипажа 852 человека (по другим оценкам -- 912 человек) погибли. Это примерно вдвое больше, чем в 1986 году на печально известном черноморском пароходе «Адмирал Нахимов», столкнувшемся с другим судном. По количеству погибших катастрофа «Эстонии» явилась крупнейшей в мире среди морских ЧП современности и уступает лишь катастрофе «Титаника». Прибывшие к месту трагедии суда и вертолеты вытащили из воды всего 137 живых…

Комиссия, расследовавшая обстоятельства, приведшие к трагедии, сделала заключение, что ее причиной стала слишком высокая скорость парома во время шторма, из-за чего некоторые жизненно важные конструкции и узлы не выдержали перегрузок. Очевидцы рассказывали, что высота волн в ту ночь достигала шести метров.

Но с этим выводом согласны не все. Специалисты-судостроители считают, что судно, сошедшее со стапелей в Германии в 1980 году, было достаточно надежным, его построили в соответствии с современными требованиями безопасности судоходства, и оно могло выдержать даже более мощный шторм. О его неплохой прочности и живучести говорит и то, что ранее, в 1984 и 1988 годах, паром, кстати, называвшийся сначала «Викинг Салли», затем «Силья Стар» и «Ваза Кинг», дважды попадал на подводные камни, а в 1987 году столкнулся с рыболовецким судном. В последнем рейсе экипажем «Эстонии» командовал опытный, с 25-летним стажем судовождения, капитан. Судно было застраховано на сумму, позволяющую в случае чего не только возместить судовладельцу его стоимость, но и выплатить солидную компенсацию за ущерб, нанесенный пассажирам и экипажу. Родственники погибших на «Эстонии» получили по 200 тысяч долларов США.

Одни пассажиры и члены команды слышали шум двигателей грузовиков, другие -- удары, напоминающие взрывы

В отличие от катастроф «Титаника» и «Нахимова», причины гибели которых известны, тайна «Эстонии», похоже, ушла в пучину. Версии до сих пор гуляют разные -- от теракта до политических и бандитских разборок, флюидами которых в те годы был переполнен воздух всего постсоветского пространства. Эти флюиды достигли даже звезд, с которыми общается известный астролог Павел Глоба. А те, естественно, поведали своему посвященному информацию, о которой он сообщил в своем выступлении во Дворце профсоюзов Таллинна 23 сентября 1994 года: «Очень опасные дни для Эстонии 28-29 сентября, катастрофы вблизи островов, возможность гибели большого судна, название которого будет как-то связано с самой Эстонией». Увы, нет пророка в своем отечестве. И тем более -- в чужом.

Водолазы, спускавшиеся после аварии к лежащему на грунте морскому гиганту, увидели, что у парома оторвана носовая часть -- аппарель, по которой автомобили въезжают с причала в грузовое отделение. После погрузки она поднимается, фиксируется специальным замком-визиром и выполняет роль фрагмента борта.

Специалисты предполагают, что во время шторма замки не выдержали ударов гигантских волн, аппарель оторвалась и через огромный проем вода хлынула в грузовой отсек. Под ее напором сместившийся плохо закрепленный груз нарушил центровку судна, оно легло на борт и затонуло. Но только ли превышение скорости в штормящем море стало причиной выхода из строя креплений?

Весной 1995 года немецкая телекомпания «Шпигель-ТВ», а за ней и российское телевидение, показали сенсационный материал, рассказывающий, что якобы на пароме находился контрабандный груз -- крупная партия героина и два грузовика с 40 тоннами незадекларированного кобальта. Конкуренты наркодельцов сообщили шведской полиции, и та по прибытии судна в Стокгольм готовилась арестовать команду. Об этом от своих людей узнал капитан «Эстонии» и решил сбросить контрабанду в море, открыв носовую часть. Но закрыть из-за шторма не смог. Спасшиеся пассажиры рассказывали, что незадолго до случившегося слышали доносившийся из трюма шум двигателей грузовиков. А судовой инженер, хорошо знающий бортовое оборудование, поведал экспертам, что слышал звуки работающей гидравлической системы, открывающей-закрывающей упомянутые ворота носовой части парома.

По свидетельству некоторых выживших пассажиров, перед началом катастрофы было два мощных удара, напоминающих взрывы. От них судно содрогнулось. А один из спасшихся утверждал, что, отплывая в ледяной воде от парома, в районе ватерлинии якобы четко видел огромную черную дыру.

Одни эксперты, исследовавшие поднятые со дна фрагменты судна, осторожничают: «Данный кусок металла не соприкасался со взрывчатым веществом, но полученные повреждения очень похожи на последствия взрыва». Другие -- более категоричны: «Массивные структурные повреждения двух металлических фрагментов произошли в результате взрыва».

Объявленного погибшим сменного капитана видели живым, а взявший след детектив погиб

Подводные исследования затонувшего парома осложнены еще и тем, что Финляндия, Эстония, Швеция, Дания, Латвия, Великобритания и Россия подписали договор, которым район затопления корабля объявлен «местом последнего упокоения экипажа и пассажиров». Напомним, что во время спасательной операции из воды удалось выловить, кроме живых людей, только 42 окоченевших трупа. Тела большинства погибших (около 500 человек) находятся внутри парома. Вообще же официально признанная цифра погибших может быть неточной.

Пять лет назад корреспондент «Российской газеты» Николай Черкашин прошел по маршруту «Эстонии» на другом таком же пароме. И увидел, что на борту было много «зайцев», к которым экипаж относился вполне лояльно. Попасть на борт очень легко -- достаточно показать вахтенному конверт, не вынимая билет. А что в том билете, какой рейс, дата -- мало кого интересовало. Автомобили и багаж, утверждает журналист, не досматривались или досматривались весьма условно. Так что на самом деле погибших может быть больше, а причиной катастрофы мог стать незаконный груз.

Российский писатель Олесь Бенюх, автор бестселлера «Удар «Триады», посвященного событиям вокруг гибели «Эстонии», в процессе подготовки к написанию книги встречался со многими свидетелями. По его версии, самая страшная наркомафия мира -- гонконгская «Триада» -- прокладывала новый маршрут переправки наркотиков в Европу Сингапур--Дели--Москва--Таллинн--Стокгольм, и в багажниках трех легковушек находилось 500 килограммов чистого героина. Но произошел сбой, и курьеры, находившиеся в сговоре с членами команды, решили замести следы…

Через три года в газете «Невское время» появилась информация о том, что якобы жив сменный капитан парома, которого объявили погибшим. Что нашлись люди, видевшие его -- мокрого и закутанного в плед сразу после трагедии, а через год -- в одном из баров Гамбурга, еще спустя некоторое время -- на одном из курортов Франции.

В расследование пытался включиться сотрудник частной охранной фирмы, бывший заместитель руководителя таможенного комитета Эстонии. По сведениям российской аналитической группы «Феликс», в которой работают отставные офицеры госбезопасности, этому детективу в свое время удалось подслушать и записать телефонный разговор капитана парома с неким наркодельцом. Он также обладал информацией о причастности к перевозке наркотиков, нелегальной торговле оружием и крупной растрате денежных средств высокопоставленных эстонских военных чиновников. Одному из них пришлось уйти в отставку. Вскоре взявший след сыщик был убит в центре Таллинна.

Неужели эта тайна так и останется в морской пучине? Мнения насчет того, надо или не надо поднимать со дна останки погибших и продолжить расследование, разделились. Кое-кто считает, что погибшему судну и людям пора дать покой. Другим хочется похоронить покойников по-христиански и узнать истинную правду. А третьих пугают необходимые для этого огромные финансовые затраты. И, возможно, эта самая правда.