Препятствуя судоходству по украинскому каналу, румынские суда свозят в очищенное русло грунт и провоцируют аварийные ситуации
После того, как по украинскому каналу Дунай -- Черное море пошли первые суда, на границе участились стычки с румынами, которые делают все возможное, дабы сохранить свою монополию на выход плавсредств из реки в море. Ровно год назад такая же напряженность была на границе с Россией, строившей дамбу от берегов Таманского полуострова к украинскому острову Тузла. Корреспонденты «ФАКТОВ» отправились на Дунай.
Одесская область. Пограничный город Вилково. Вопрос к местным жителям о конфликте с румынами вызывает некоторое недоумение: «Какой конфликт? А, насчет канала?.. Что-то слышали». Впрочем, тут же вспоминается прошлогодняя поездка на Таманский полуостров, откуда строили дамбу к Тузле: местное население тогда также «что-то слышало, но не в курсе».
Отправляемся к пограничникам -- они-то уж точно знают, что происходит.
-- На границе все спокойно, -- уверяет исполняющий обязанности начальника заставы Александр Горобец. -- Сейчас готовим встречу пограничных уполномоченных Украины и Румынии, которая на днях состоится здесь, на заставе.
Украинские пограничники рекомендуют обратиться в Дунайский филиал компании «Дельта-Лоцман», которая занимается строительством канала и обеспечивает прохождение судов. Офис предприятия с центром координации движения судов находится здесь же, на заставе.
В ожидании встречи с начальником Дунайского филиала государственной компании «Дельта-лоцман» Василием Прокопенко, отправляемся гулять по Вилково, который называют украинской Венецией. Только центральная улица и, может, несколько прилегающих, находятся на твердой земле. Все остальные -- «судоходные», по ним иначе как на лодке передвигаться невозможно.
Однако наше стремление побывать в Венеции, не выезжая за пределы Украины, наталкивается на препятствие: в ериках (так называются улочки-канальчики) почти нет воды -- «жары стоят», говорят местные жители. Все ждут ветра с моря, который принесет воду. Впрочем, экскурсионный бизнес продолжает функционировать: Белгородское гирло, проходящее через город, неширокое, но глубины для прохода лодки хватает. На подходах к каналу местные пацаны предлагают «лодочные» услуги:
-- Дядя, хотите на лодке покататься? Недорого! 60 гривен в час.
Впрочем, можно найти лодку и за 30--40 гривен. Но в «сухие» реки ни один лодочник сейчас идти не рискнет. Зато можно проехаться к морю. Нам такая экскурсия еще предстоит, потому осматривать город решили в пешем порядке.
В Вилково больше, чем в других малых городах и селах, выражено «классовое расслоение»: одни имеют большие хозяйства, огороды, лодки Другие -- наемные работники. Володя, встреченный нами на улице, относится ко второй категории. Впрочем, он не в обиде:
-- У нас даже малолетний пацан может легко заработать себе на жизнь. Можно устроиться на лодку, пойти в помощники, самому ловить и продавать рыбу. Работа находится всегда: и летом, и зимой. А если есть лодка -- так никогда не пропадешь! И рыбу ловить можно, и грузы возить, и туристов катать.
Лодки здесь действительно незаменимы. Спрос на них гораздо выше, чем на автомобили. Цена новой сравнима со стоимостью подержанного «жигуленка».
Вряд ли еще найдется место, где существует столько возможностей для приложения сил. Ранней весной начинается нерест -- все рыбаки мобилизуются на вылов дунайской селедки. Наиболее высоко котируется селедка, пойманная в устье: чуть выше, где-то в районе Рени, она уже совсем не такая жирная и вкусная. Каждой весной здесь, согласно официальным данным, вылавливают 700 тонн «дунайки». Но реальная цифра раза в полтора больше. Кроме селедки, естественно, ловят и другую рыбу -- вплоть до белуги, занесенной в Красную книгу, но продающейся из-под полы местными жителями.
Еще один способ заработка вилковцев -- огороды, где выше грядок с клубникой разбиты виноградники. Самый распространенный сорт -- Изабелла. Именно здесь рождается знаменитый «Венок Дуная».
Когда весь урожай собран, многие отправляются на возникший совсем недавно промысел -- сбор тростника. Сушеный тростник очень популярен в странах Европы в качестве стройматериала -- на Дунае его не просто много, а очень много. Самое привлекательное в тростнике для европейцев то, что он экологически чист -- заповедник все-таки.
Утром следующего дня вместе с начальником филиала «Дельта-лоцман» мы поднимаемся на борт катера в вилковском порту.
-- На Быстрое? -- спрашивает капитан. -- Судя по всему, маршрут в гирло Быстрое, по которому теперь ходят суда, в последнее время стал самым привычным.
Дельта самой мутной европейской реки -- Дуная -- находится здесь: ее основное русло расходится на рукава -- так называемые гирла. Левая сторона (если смотреть с моря вверх по течению) -- румынская. Правая -- украинская. Раньше, чтобы выйти в море, необходимо было подняться вверх по течению чуть ли не на сотню километров, минуя Измаил, войти в Тульчинское гирло, продолжающееся на румынской территории. Из него -- в Сулицкое, и только потом -- в море.
Украинская часть Дуная перестала быть судоходной еще в 50-е годы прошлого века. Причина тому -- наносы реки: вместе с водой она несет ил, который не только приращивает территорию суши, но и делает русло непроходимым.
Граница между Украиной и Румынией проложена по Килийскому гирлу, уходящему левее. Его воды считаются международными: пользоваться ими могут как румынские, так и украинские граждане. Однако линии берегов -- уже территории суверенных государств. Впрочем, если вдруг заглохнет мотор, допустимо уткнуться носом лодки в чужой берег. По крайней мере, так было до недавнего времени. С учетом последних событий сейчас этого лучше не делать.
Буквально сразу за Вилково река опять расходится в стороны, неся в Румынию гораздо меньше воды, чем в Украину. В общей сложности 60 процентов воды Дуная течет на нашу территорию и лишь сорок -- на румынскую. Раньше это соотношение было 65 к 35 -- титанические усилия румын по разрытию суши и превращению ее в каналы позволили отнять у Украины эти пять процентов
-- Основные работы по углублению канала ведутся в гирле Быстром на первых километрах, -- рассказывает Василий Прокопенко. -- Если на остальных участках гирло достаточно глубокое для прохода судов, и необходимо лишь немного подчистить фарватер, то здесь, где воды реки впадают в море, раньше можно было ходить по колено в воде.
По словам начальника Дунайского филиала «Дельта-лоцман», суть постройки канала сводится к углублению реки именно в этом месте. Однако только углубить дно недостаточно: оно все равно будет заиливаться. В задачи строителей, кроме углубления дна, входит поддержание его в «судоходном состоянии». Ил вывозят за десять километров, в открытое море, где по обе стороны от фарватера возведут защитные дамбы. Одну уже строят и до осени должны закончить. Очередь второй придет через пару лет.
-- Тендер на эти работы выиграла немецкая фирма «Мебиус». Именно ее техника сейчас работает здесь, -- объясняет Прокопенко. -- Если бы работали наши, то и десятой части за это время не сделали!
Хоть первая очередь работ еще не закончена, украинским каналом уже воспользовались больше трех десятков судов. Ходили и иностранцы. Был, например, один турок, который, следуя из Стамбула, прошел мимо Сулицкого канала и вошел в Дунай через Быстрое. Еще одно судно под флагом какого-то оффшорного государства, но с русским экипажем, прошло на территорию Румынии через украинский канал.
-- За проход одного судна мы берем 2 тысячи долларов, -- поясняет Прокопенко. -- А румыны -- 10 тысяч. Такая ставка нами принята на первое время для того, чтобы привлечь суда.
Не удивительно, что румынская сторона недовольна появлением альтернативного канала -- убытки можно считать уже сейчас. И если публичные заявления румынских чиновников о негативном влиянии строительства канала на экологию, апеллирование к международным организациям еще можно отнести к инструментам честной конкурентной борьбы за место под солнцем, то инциденты, происходящие непосредственно на границе, иначе как мелкими пакостями не назовешь.
В настоящий момент, по словам пограничников и Василия Прокопенко, зафиксировано несколько фактов нарушений со стороны румын. Перед тем как пустить по украинской части Дуная корабли, буями обозначили фарватер. Несколько румынских лодок под прикрытием пограничных катеров захватили навигационный буй с отметкой «36 км», расположенный со стороны фарватера, находящейся ближе к румынскому берегу, и оттащили в сторону. Украинское МИД мгновенно отреагировало на это событие, обвинив румынскую сторону в несанкционированном перемещении буя, которое вполне могло закончиться посадкой какого-то судна на мель. И если бы это судно было иностранным, слава о таком «судоходстве» разлетелась бы моментально. Оправдания и кивки в сторону рыбацких лодок румын выглядели бы, наверное, не очень убедительно.
Но этим дело не ограничилось. В течение нескольких недель в районе 113--116 километров реки, возле начала румынского судоходного канала, стали появляться суда, которые вываливали в русло грунт. Таким образом, судя по всему, румыны нашли еще один способ препятствовать судоходству по украинскому фарватеру: расчищая свои каналы, они везли грунт сюда. И даже если учесть, что в месте, куда сбрасывались «отходы», Дунай достаточно глубок, мусор течением несет дальше. И оседает он как раз в местах, расчищенных во время строительства украинского канала. Кстати, именно подобные выбросы в русло в середине минувшего века -- как с советской, так и с румынской стороны -- привели к заиливанию Быстрого и прекращению здесь судоходства.
Несмотря на последовавшие после этих событий протесты украинского внешнеполитического ведомства, румыны активизировали свои действия, перейдя в открытое наступление. 16 сентября, неподалеку от того места, где румыны оттаскивали навигационный буй, произошла стычка между украинской и румынской сторонами.
Здесь, как и в некоторых других местах, «Дельта-лоцман» проводит расчистку фарватера для пропуска больших судов. Работают так называемые земкараваны -- огромные машины, углубляющие дно. Одним из условий их безопасной работы являются якоря, брошенные вблизи противоположных берегов. По мере необходимости земкараван перемещается от одного берега к другому. Когда наше судно таким образом пыталось закрепиться, и произошла стычка. По свидетельству командира земкаравана, после того, как от левого борта в сторону румынского берега отошло специализированное судно -- «завозня» -- к нему подошла румынская пластиковая лодка с надписью «Policia de frontera», преградив движение. Столкновения удалось избежать, только дав резкий задний ход.
Обо всех этих событиях мы узнали из уст очевидцев -- самим за время путешествия наблюдать активность румын не пришлось. Они даже перестали вывозить грунт в русло. Временное затишье, судя по всему, было связано с предстоящей встречей пограничных уполномоченных, на которой настаивала украинская сторона.
Встреча наконец состоялась 22 сентября. В Вилково на заставу прибыла делегация из Румынии во главе с тамошним пограничным комиссаром Кристиану Рогожану. По завершении многочасовых переговоров командующий Южного округа Государственной пограничной службы на вертолете отправился в Одессу, сообщив лишь, что встреча была продуктивной. Насколько продуктивной, думается, мы сможем понять уже в ближайшие дни -- по тому, каковыми будут действия румынских рыбацких лодок и катеров с надписью «Policia de frontera».