Украина

Пытаясь снять по газетным объявлениям дешевую квартиру «у хозяев», люди в итоге попадают в агентство и платят за информацию о жилье, которого… Не существует

0:00 — 6 апреля 2004 eye 218

Прежде чем рассчитаться с посредниками, следует внимательно прочитать договор

«Русановка. 2-комнатная квартира, одна комната закрыта, мебель, холодильник, телефон, 60 долларов, срочно». Если вы соблазнитесь подобным предложением, то не только не получите никакого жилья, но и лишитесь 50--70 гривен. Причем, как принято писать в подобных объявлениях, гарантия -- 100 процентов. Старо? Зато надежно. И если бы кому-нибудь пришло в голову составить список самых эффективных и при этом самых безопасных для мошенников способов наживы, то махинации, связанные с арендой квартир, заняли бы в нем первое место. Тысячи пострадавших за год только в Киеве и абсолютная безнаказанность организаторов -- более благодатное для мошенников поприще найти трудно.

«ФАКТЫ» попытались нанять по объявлению дешевую квартиру. Вот, что из этого вышло.

В документе было написано, что деньги исполнитель не возвращает ни при каких обстоятельствах

Как и положено частному лицу, меня прежде всего интересовали варианты аренды квартиры без посредника. Интересных предложений на страницах рекламной прессы было довольно много. Однако выяснилось, что все бесплатные объявления поданы агентствами.

К примеру, вот объявление: «Ст. метро Святошин, 1-комн. кв-ра, 4/16-эт. , комн. 21 м, кух. 10 м, необходимая мебель, TV, холод. , телеф. , стир. маш. , бронедвери. Посредников не беспокоить. Срочно. Михаил. Телефон… «

Звоню и попадаю… в агентство. Трубку подняла барышня, которая объяснила, что сейчас Михаил в отъезде и она его заменяет. Девушку звали Кариной, она поговорила со мной, как с родной:

-- Ой, как я вас понимаю! Сейчас так сложно найти дешевую квартиру! А сколько мошенников кругом… Но мы не такие! Вас интересует квартирка в Святошине? Да, есть такая. Только что в базу данных поступила (между тем газета, в которой я прочитала это объявление, вышла два дня назад. -- Авт. ). Вариант прекрасный! Чистенько, метро рядом. И всего 110 долларов в месяц плюс оплата по счетчикам».

-- А есть что-нибудь подешевле?

-- Есть! В этом же районе за 70! Двухкомнатная квартира. Одна комната с вещами хозяев закрыта, поэтому и дешево.

Приезжаю в агентство и, проявляя разумную недоверчивость, прошу дать мне возможность поговорить с хозяйкой, прежде чем подписать договор. Карина (девушка явно цыганской внешности) передает мне трубку. Хозяйку зовут Елена, ей 28 лет, она недавно вышла замуж, переехала к супругу, а квартира у метро «Святошин» досталась ей от родителей в наследство. «Сегодня посмотреть, наверное, не получится, -- растягивая слова, сказала владелица квартиры. -- Мне туда больше часа добираться! Может, завтра? Вы мне позвоните около двух. Я как раз с работы вернусь, и мы с вами договоримся».

Я согласилась и попросила Елену оставить свой номер телефона. Она замялась: «Девушки вам его дадут. У них есть все мои контакты». Карина написала на бумажке номер, причем по памяти, никуда не заглядывая. Потом мы оформили договор, согласно которому за месяц обслуживания в этом агентстве я должна заплатить 60 гривен.

Деньги перекочевали к Карине, взамен я получила листок с номером телефона Елены и свой экземпляр договора. Только потом я разглядела, что в разделе «Обязанности исполнителя» был лишь один пункт -- обеспечивать заказчика (то есть меня) информацией. Зато в разделе «Размеры и порядок расчетов» черным по белому было написано, что деньги исполнитель не возвращает ни при каких обстоятельствах. Вывод о том, что агентство, с которым я только что заключила договор, «лохотрон», напрашивался сам собой. Но ведь я только что лично разговаривала с хозяйкой! Видя, что я углубилась в изучение документа, Карина сначала вышла в другую комнату, а вернувшись, прямо с порога попросила освободить место для других клиентов.

Месяц обслуживания в конторе недвижимости стоит 50--100 гривен

Елене я звонила в течение двух недель по три раза в день. Трубку никто не брал. Я еще раз связалась с агентством и уточнила номер, он был правильным. «Ну может, у хозяйки что-то случилось, -- щебетала в трубку Карина. -- Квартира никому не сдана, она до сих пор есть в базе. Попробуйте позвонить Елене завтра. Я на всякий случай подыщу вам еще варианты».

«Других вариантов» мне так и не предоставили: Карина все так же обещала перезвонить, и ни разу этого не сделала. Обращалась я и в другие агентства. Стоимость «информации» колебалась от 50 до 100 гривен, но я, конечно, уже ничего не платила. Схема работы была примерно одинаковой: дешевая квартира, разговор с хозяйкой, невозможность встретиться в тот же день, договор, деньги… Кстати, к концу эксперимента я научилась точно определять «лохотрон». Во-первых, разговаривая с «хозяйкой», я всегда спрашивала у нее названия улиц в районе дома, где находилась квартира. Не поверите, на этот вопрос не смогла ответить ни одна «владелица» дешевого жилья.

А во-вторых, телефонистки и офисные девушки практически все были с восточно-цыганским акцентом, а звали их Элеонорами, Анжелами, Дианами, попалась даже одна Изумруда. И что интересно: во всех агентствах были очереди -- от 5 до 20 человек, желающих отдать свои деньги.