После продолжительного перерыва возобновилось создание голограмм древних реликвий, начатое впервые в мире в Украине в 1970-е годы
«Сейчас я вам покажу одну из двух точных копий знаменитой скифской пекторали, которую мы на несколько дней взяли в Институте археологии, -- заинтриговал корреспондентов «ФАКТОВ» заместитель генерального директора Национального музея истории Украины Иван Явтушенко. -- Одна из копий время от времени выставляется в Музее исторических драгоценностей вместо оригинала. Копии стоят 250 тысяч долларов каждая, они сделаны из бронзы и покрыты золотом пробы более высокой, чем то, из которого выполнен оригинал. А настоящая пектораль оценена недавно Минфином Украины в 186 миллионов долларов!»
-- Пектораль за рубеж -- в США и Францию -- вывозили лишь однажды, в 1975 году, -- говорит Иван Явтушенко. -- После этого СССР не показывал за рубежом не только пектораль, но и остальное скифское золото. Благодаря созданной тогда в Киеве серии голографических (объемных) снимков эту коллекцию увидело огромное количество людей в десятках стран. Выставки пользовались огромным успехом. Благодаря им я смог в советские годы объездить полмира. Нас приглашали в престижнейшие залы, в том числе в штаб-квартиру ЮНЕСКО в Париже. Там, кстати, оставлены на вечное хранение четыре голограммы старинных вещей из украинских музеев -- античных времен, времен Киевской Руси и Гетманщины. А один из богатейших людей Японии организовал выставку голограмм в Токио за собственные средства. Нас с коллегами он пригласил в течение двух месяцев сопровождать экспозицию. На выставках было много желающих купить голограммы, но они не продавались. Помнится, на выставке в штаб-квартире ЮНЕСКО какой-то богатый араб подозвал меня, указал на голограмму скифского раритета и на свою чековую книжку: мол, пишите цену. Пишу: 100, 1000, 10000, а он все согласно кивает. Сдался только на миллионе
Недавно после продолжительного перерыва мы возобновили создание голографических снимков лучших археологических коллекций. Столь масштабных проектов в Украине не было более 10 лет, разве что в середине 1990-х специально к визиту президента США Билла Клинтона были изготовлены несколько подарочных голограмм пекторали. Одна из них находится в Киеве.
-- Вот голографический снимок знаменитой пекторали -- точно такой же, какой Леонид Кучма подарил Биллу Клинтону, -- встретил нас в своем кабинете директор Международного центра «Институт прикладной оптики» Сергей Анохов. -- До этого главам зарубежных держав голограммы не дарили. Но когда Клинтон совершал вояж по странам Восточной Европы, кто-то из Администрации Президента Украины предложил преподнести ему объемный снимок пекторали. Сделали 8 голограмм. Их поместили в рамки из красного дерева с позолотой по краям. Голограммы и без того стоят недешево, а в такой «упаковке» они обошлись в 300 долларов за штуку. На Клинтона и его супругу голограмма произвела сильное впечатление, ведь глядя на качественный объемный снимок, сразу трудно поверить, что перед вами не реальная вещь, которую можно потрогать, а оптический «обман».
Клинтон поинтересовался, сколько стоит этот подарок, и когда ему назвали сумму, немного огорчился: мол, не удастся оставить голограмму себе. Оказывается, подарки ценой выше, по-моему, 100 долларов президенты США должны передавать государству. Зато чета Клинтонов не отказала себе в удовольствии посмотреть пектораль и другие скифские золотые вещи «живьем». В день отъезда из Киева президент с супругой даже задержали свой вылет на несколько часов, чтобы посетить Музей исторических драгоценностей. Хиллари Клинтон предложила привезти в США выставку скифского золота. Этот проект был осуществлен. Остальные голограммы пекторали, сделанные перед визитом в Украину президента США, затем преподнесли в подарок лидерам других государств и только одну оставили в Киеве.
-- Голографический метод съемки позволяет создать не просто объемные изображения, а передать самые мелкие детали, даже такие, которые не видны невооруженным глазом, -- продолжает Сергей Анохов. -- Например, завитки шерсти на шкурах животных греческий мастер (ювелирные изделия скифы заказывали у греков. -- Авт. ) сделал столь мелкими, что их можно рассмотреть только через увеличительное стекло. Эти завитки, вооружившись лупой, вы увидите и на голограмме.
В начале 1980-х ЮНЕСКО решила создать галерею голографических снимков экспонатов лучших музеев мира. А поскольку идея такого использования голографического метода родилась в Киеве, то и международный центр «музейной» съемки ЮНЕСКО разместила в столице Украины. Мы готовили специалистов, организовывали за рубежом голографические лаборатории, в частности, в столице Колумбии -- Боготе, где находится Музей золота инков. У нас вы можете увидеть голограммы некоторых тамошних экспонатов.
Здание для центра выбрали специально в глубине двора -- чтобы было как можно меньше вибраций и шума, которые делают голографическую съемку невозможной. Ведь при смещении снимаемого объекта либо фотопластинки даже на доли микрона (в одном миллиметре 1000 микрон. -- Авт. ) снимок получится некачественным. Чтобы создать голографическую лабораторию, пришлось вырыть погреб, поскольку грунт хорошо гасит всякие колебания. Но и при этом съемка проводится, как правило, ночью, когда город «замирает». А сотрудники осторожно ходят в мягчайших тапочках и разговаривают как можно тише -- даже колебания воздуха от произносимых слов могут испортить снимок.
Сотрудники голографической лаборатории Национального музея истории Украины Александр Крейтор и Сергей Блаженко (в их лаборатории делали голограммы скифской пекторали) рассказали нам, что прежде чем получить голографическое изображение какого-либо предмета, его следует на целые сутки положить на специальный стол из погруженного в землю бетонного блока, поверх которого помещается толстая плита из полированного гранита. Только через 24 часа предмет окончательно «успокаивается» -- в нем почти затухают микроколебания, и тогда можно делать его голограмму. Впрочем, при съемке особо ценных вещей, той же пекторали, приходилось укладываться в рабочий день -- несмотря на присутствие вооруженной охраны, оставить скифское золото на ночь в лаборатории не рискнули.
-- Порой нам приходится сталкиваться с весьма неожиданными заказами, -- говорит Александр Крейтор. -- Недавно один араб попросил сделать голограмму с изображением шейха Объединенных Арабских Эмиратов: мол, хотя Коран запрещает изображать человека, но о голограмме там ничего не сказано. Украинский мастер сделал скульптурный портрет шейха, а мы сняли его на голографические пластины. Наша работа в Эмиратах понравилась, более того -- арабы предложили привезти к ним выставку голограмм скифского золота.
Нигде в мире, кроме Киева, не проводят массовые съемки музейных экспонатов. Это очень дорого: один квадратный метр голографических пластин российского производства стоит 140 долларов, западные еще дороже. К тому же при съемке получается много брака: крупинка мела с потолка упадет -- и снимок испорчен. А делать голограммы небольших размеров, чтобы расходовать меньше пластин, нельзя: на голографическом снимке предметы можно снимать в их натуральную величину. Поэтому, кстати, голограммы Венеры Милосской и мумии одного из египетских фараонов, выполненные недавно западными коллегами, сделаны на пластинах огромного размера.
Сейчас производство «музейных» голограмм в Киеве удалось возобновить благодаря финансовой поддержке крупного коммерческого предприятия. Начиналась же голографическая съемка музейных ценностей в бытность СССР на средства, выделенные государством.
-- Мне посчастливилось вместе с учеными из Института физики АН Украинской ССР начинать это дело, -- рассказывает Иван Явтушенко. -- Хотя я -- музейный работник, но со студенческих лет интересовался точными науками. У меня возникла идея делать голографические снимки экспонатов, ведь многие из них гибнут в запасниках музеев либо их просто негде выставлять. В залах демонстрируется лишь около одного процента из примерно 10 миллионов раритетов, хранящихся в Украине, остальное же лежит в запасниках.
В 1976 году на совещании в киевском Институте кибернетики я познакомился со своими будущими соратниками -- физиками Сергеем Одуловым и Владимиром Марковым (он сейчас работает в США). Я заговорил с ними о голографии, у нас завязался спор, продолжившийся на улице, в троллейбусе Закончилось тем, что мы стали воплощать задумку. Я тайком носил музейные экспонаты в бомбоубежище Института физики, где мы устроили лабораторию. Когда у нас начали получаться качественные объемные снимки, стало ясно, что результат является мировым приоритетом. Это придало энтузиазма -- мы стали добиваться правительственного решения по данному направлению. Вскоре удалось попасть на прием к заместителю председателя Совета Министров УССР Ващенко. Кто-то из нас держал голограмму, кто-то подсвечивал ее фонариком Ващенко в шутку сказал: «Вмiла готувати, та не вмiла подавати» -- мол, не могли как-то посолиднее продемонстрировать разработку. Но голограмма его впечатлила, и он пообещал помочь, хотя мы просили о постановлении Совмина УССР. Оно было принято в 1980-м. В Украине создали четыре голографических лаборатории. К тому же нам выделили автобус и микроавтобус для проведения выставок в глубинке. Забавно, что по рекомендации руководства республиканского ГАИ микроавтобус украшала надпись «скорая помощь» и мигалка. Нам пояснили: «Вам будет проще ездить -- такой автомобиль милиция останавливать не станет». Хотя именно с милицией связан один из наиболее запомнившихся курьезных случаев с голограммами. Возле Кагарлыка (Киевская область. -- Авт. ) мы встретили наряд, вооруженный автоматами -- наверное, беглого зека ловили. Нас остановили, спрашивают, что везем. «Золото, оружие», -- отвечаем. Нашу машину немедленно окружили, защелкали затворы автоматов, потребовали показать груз. Передаю майору голограммы, на которых запечатлены пистолеты. Майор крутит в руках пластину и ничего понять не может, говорит: «Ума не приложу, как вы туда пистолеты запаяли?» А я ему отвечаю: «И не спрашивайте, украсть было легче, чем запаять!.. »