Великая оперная певица дала концерт в Киеве по случаю 40-летнего юбилея творческой деятельности
В Украину Елена Образцова приехала благодаря тому, что Роман Виктюк отменил спектакль, в котором она должна была играть. Чтобы добраться до Киева, Елене Васильевне пришлось совершить несколько перелетов -- из Ташкента в Челябинск, где играла в спектакле Виктюка, а потом через Москву в Киев. Кстати, этим же рейсом в столицу Украины прибыл Андрей Данилко. После двух сольников и перелета артист выглядел уставшим. Чего не скажешь об Образцовой. Елена Васильевна поразила журналистов хорошим настроением и новой прической -- теперь она носит романтические локоны. В Киев Образцова прибыла вместе с солистами Большого театра России Зурабом Соткилавой, Маквалой Касрашвили и Романом Виктюком. Компанию дополняла молодая пуделиха Кармен. С ней оперная дива прибыла и в концертный зал. Во время выступления Кармен послушно сидела за кулисами.
«Кармен для меня, как дочка», -- говорит Елена Васильевна, поправляя своей любимице подкрашенную челку. «Правда, по паспорту она Карма. Но я почему-то побоялась этого имени и называю ее просто Кармен. Вместе мы уже полгода. После того, как мой прежний пуделек умер, я очень убивалась, плакала Все видели, как я переживала. А мальчишки из театра так прониклись моим горем, что через несколько дней принесли мне эту чудненькую собачку. Теперь я никогда не расстаюсь с Кармен. Она очень послушная, никогда не капризничает, не лает. Кармен обожает ходить на концерты. Иногда даже выходит на сцену вместе со мной (в спектакле «Антонио фон Эльба». -- Авт. ). Она с удовольствием слушает симфоническую музыку. Даже на концерт Джесси Норман, у которой аллергия на собак, мы пошли вместе. Пришлось прикрыть мою Кармен тряпочкой, чтобы пронести ее в зал. А я все не понимала, как такая маленькая собачка может навредить такой большой Норман.
-- Где вы черпаете столько сил и энергии и для оперы, и для драматического театра?
-- Энергию мне дает Господь Бог. Меня устраивает мой образ жизни. Я привыкла к бешеному ритму, поэтому частые переезды не слишком меня утомляют. К тому же, я всегда такая, какая есть на самом деле. Когда человек состоялся, ему не приходится что-то из себя строить, играть на публику. Я счастлива, что состоялась в творчестве, в личной жизни, в любви У меня все замечательно. Поэтому мне не нужно создавать вокруг себя пафоса. Я самодостаточный человек.
-- Легко идете на авантюры?
-- Одна из самых больших авантюр в моей жизни -- это выступление в джазе. Я сделала огромную джазовую программу. Совсем недавно выступала с ней в Санкт-Петербурге. Я очень волновалась, даже испугалась. Так получилось, что вышла на сцену на двадцать минут раньше, во время проигрыша. Сначала растерялась, а потом поняла, что сама себе сделала большую услугу -- смогла некоторое время постоять за кулисой, послушать музыку, проникнуться ею. Это помогло мне блестяще выступить. Мне очень понравилось петь джаз. Я пою его, как полноценный негритянский, с характерными интонациями и колоритом.
-- В юбилейном концерте не было этих композиций
-- Зато в нем собраны были мои лучшие партии. Не случайно ведь концертная программа называется «Избранное». С ней я выступала в Вашингтоне, Москве, поеду в Японию. Жалко, что выступление с Зурабом Соткилавой в Ташкенте отменили. После недавних терактов нас побоялись выпускать на сцену. Надеюсь, мы приедем и в Грузию, когда ситуация там более-менее стабилизируется.
-- В каких отношениях вы с другими знаменитыми певицами?
-- Я очень близко дружу с Монтсеррат Кабалье. С ней мы пели вместе сорок лет. У нас было столько «Дон Карлосов»! Знаете, Монтсеррат украла у меня дочь. Теперь Ленка учиться у нее искусству пения. Причем встретились они без моего ведома. Лена ей что-то спела, и они решили поработать вместе. Потом я позвонила Монтсеррат и спросила: «Ты чего своей дочке не преподаешь?» А она ответила вопросом на вопрос: «А ты почему своей не преподаешь?» На этом и успокоились. Кстати, дочь Кабалье учится в Мадриде. Мать для нее не является авторитетом. Очень жаль, но в последнее время Монтсеррат Кабалье очень трудно петь. После того, как ее карьера пошла вниз, она начала подыскивать неизвестные оперы. И тогда, если и случается в каком-то месте фальшь, этого никто не замечает.
-- Кого же вы учите?
-- Сейчас я очень много работаю в Испании и Японии. Три месяца в году преподаю в токийской музыкальной академии. Хочу туда перетянуть и моих друзей Зураба Соткилаву и Маквалу Касрашвили. Мне кажется, что именно в Японии самые лучшие оперные коллективы в мире. Также даю мастер-классы в Испании, иногда даю уроки в Америке, Италии и Чехии.