Спорт

Первый тренер братьев кличко владимир золотарев: «мне приходилось ставить магарыч, чтобы хоть кто-то из украинских боксеров согласился провести с виталиком или владимиром спарринг»

0:00 — 9 апреля 2004 eye 1106

Завтра знаменитый ученик Золотарева Владимир Кличко попытается вновь завоевать титул чемпиона мира по профессиональному боксу

Братья Кличко -- самые известные ученики заслуженного тренера Украины по боксу Владимира Золотарева. Под его руководством они достигли практически всех вершин в любительском боксе. А Владимир осуществил мечту тренера -- стал олимпийским чемпионом. В октябре прошлого года на 50-летнем юбилее любимого наставника Кличко в знак признания подарили ему свой самый дорогой трофей, завоеванный на профессиональном ринге, -- чемпионский пояс WBO. Хранится он теперь на почетном месте в квартире Владимира Золотарева. Тренер братьев-тяжеловесов рассказал «ФАКТАМ» о пути своих подопечных к славе.

«Все, к чему ребята стремились в любительском боксе, они достигли»

-- Очень переживаю за своих учеников, -- говорит Владимир Золотарев. -- Все, к чему мы стремились в любительском боксе, ребята достигли. А профессиональный бокс -- закономерное продолжение спортивного пути боксера. Я внимательно слежу за карьерой моих воспитанников, стараюсь помочь советами. Болею за них всей душой! Я ведь крестный отец Виталика, а моя жена -- крестная Вовы. Крестили Виталия и Владимира в 1993 году в маленькой церквушке в Дымерке, под Броварами.

Ребята много лет шли к своей мечте -- одновременно стать чемпионами мира на профессиональном ринге. В начале их карьеры многие в это не верили. Да и сейчас скептиков хватает. Так ведь когда мы в 1996 году говорили, что у независимой Украины обязательно будет свой олимпийский чемпион в супертяжелом весе, в это тоже многие не верили…

Володя проявил настоящее мужество, став в Атланте олимпийским чемпионом. Путь к олимпийскому «золоту» у него был ох каким непростым! Постоянно возникали какие-то преграды. Например, на чемпионате Европы, где разыгрывались олимпийские лицензии, Володя боксировал с травмированными руками. Виталик тогда благополучно завоевал право ехать на Олимпиаду-96. Он очень просил меня: «Давайте не будем мучить Вову, у него руки болят. Ведь у меня уже есть лицензия». Но я настоял, чтобы выступал Володя.

За месяц до начала Олимпиады мы еще не знали, поедет Вова в Атланту или нет. Накануне Игр, на сборе в Алуште, он сильно отравился, поднялось давление. Когда я вез его на машине к врачу, приходилось раз десять останавливаться, так ему было плохо. Я даже возил его к знахарке, чтобы снять сглаз…

На предолимпийском сборе в Атланте Володе не с кем было тренироваться, никто не хотел рисковать перед турниром. Пришлось вместе работать. Стоял с ним на «лапах», получил в результате вывих плеча. Тяжело было, но я терпел.

В Атланте самыми тяжелыми боями для Володи оказались поединки с американцами. После первой победы Владимира все были просто в шоке: как так, какой-то белый и вдруг выиграл у американского боксера? За день до финала Вова стал свидетелем трагического происшествия в олимпийской деревне. Какая-то девушка, ехавшая на тренировку в одном с Володей микроавтобусе, решила спрыгнуть из еще движущейся машины, но зацепилась… Несколько метров ее тянуло по асфальту, все было в крови… Ужас! Вова приехал ужасно расстроенный, его сильно трясло. Я постарался его успокоить, настроить на предстоящий поединок: «Володя, завтра миллионы украинских телезрителей будут смотреть твой бой, ждать твоей победы. Ведь такого еще не бывало, чтобы украинский боксер стал олимпийским чемпионом!»

«Виталий -- камень, его надо было обтесывать. А Володя помягче -- его легче было лепить»

- Олимпийским чемпионом в супертяжелом весе должен был стать не Владимир, а Виталий Кличко, -- продолжает тренер. -- Именно его я пять лет вел к Олимпиаде. В 1989 году Виталия призвали на службу в армейский клуб. Меня предупредили, что в спортроте будет служить парень высокого роста. Начальник клуба показывает мне на высоченного парня: вот, мол, ваш боксер. «Чего же ты не на тренировке? -- спрашиваю Виталика. -- Чтобы сегодня же пришел в боксерский зал!»

Так получилось, что мне самому не удалось достигнуть олимпийской вершины. Весь запал по достижению своей мечты я перенес на Виталика. Причем сразу настраивал его на олимпийское «золото». Я не просто надеялся -- ЗНАЛ, что у меня будет олимпийский чемпион. Мне как-то даже сон приснился, что мой ученик станет олимпийским чемпионом. В 1992 году ребята подарили мне часы с надписью: «От будущих олимпийских чемпионов». Я и не сомневался, что так оно и будет.

С Виталиком поначалу было очень тяжело работать. Попал он ко мне, мягко говоря, не ахти каким боксером. Зато кикбоксинг освоил досконально. Я не запрещал ему совмещать одно с другим. Если есть силы и здоровье -- ради Бога! Виталик был шестикратным чемпионом мира по кикбоксингу, причем дважды -- среди профессионалов. Его одно время перестали даже включать в состав сборной по боксу. Это продолжалось почти два года.

Виталик быстро прогрессировал, а младший брат тянулся за ним, старался не отставать, тоже упорно тренировался. Я работал с Виталиком по индивидуальному графику. А Вова каждый вечер приезжал к нам в зал на тренировку после учебы в Броварах.

Специально я не сталкивал их друг с другом. Иногда ставил братьев в спарринги, чтобы они легонько «пофехтовали» одной левой рукой. Надо же было их хоть как-то заводить. Вполне возможно, что в тренировочных боях друг против друга они и закалялись. Здесь для ребят просто не было достойных соперников. А запретил я им становиться в пару после одного случая. Как-то Виталик и Володя тренировались без меня, встали в пару, и… Володя сломал ногу. Что делать? Он как раз закончил броварское спортучилище и должен был поступать в Переяслав-Хмельницкий пединститут, где учился и Виталик. Так и сдавал Вова экзамены с загипсованной ногой, на костылях.

Братья очень разные по характеру. Виталий -- камень, его надо было обтесывать. А Вова помягче, его легче было лепить. Помнится, в 1995 году летом поехали с ними в Алушту на сбор. Тренировки были очень тяжелыми. Володя выдержал все испытания, на глазах менялся, мужал. Стал мужчиной.

«Ребята никогда ничего не делали за моей спиной»

- Не секрет, что у братьев был переломный период, когда они вообще хотели завязать с большим спортом, -- рассказывает Владимир Алексеевич. -- Одно время их активно «зазывали» в криминальные структуры, сулили «легкие» деньги. Время было сами знаете какое -- начало 90-х, перестройка, кооперативы, базары, рэкет… Ребята никогда ничего не делали за моей спиной, советовались со мной по всем жизненным вопросам. Как-то Виталий признался, что вокруг так много соблазнов, что очень уж трудно удержаться. Чисто по-человечески я их понимал. Два взрослых парня, которым хотелось и покушать, и хорошо одеться, и девушку в кафе сводить… Братья стремились к финансовой независимости, не хотели сидеть на шее у родителей. А у нас тогда, что скрывать, тяжело было с деньгами, ребята получали копейки.

«Виталик, Вовчик, ну куда вы рветесь? На базар всегда успеете. Я вас прошу, потерпите до Олимпиады, -- увещевал их. -- Придет время, и у вас будет столько денег, сколько захотите». Слава Богу, у них хватило ума не бросить спорт. Мы начали целенаправленно готовиться к Играм. Мои жесткие тренировки выдерживал не каждый. Но характера, упорства братьям всегда было не занимать.

На чемпионате мира 1995 года в Берлине Виталий стал серебряным призером. Но потом случилась эта история с допингом… На одном из турниров у него разболелась спина, пришлось делать уколы. Врач оказался не очень компетентным в спортивной медицине. Через три месяца из Швейцарии пришло сообщение, что допинг-проба Виталия на тех соревнованиях дала положительный результат. Его дисквалифицировали на два года. Для него были закрыты Олимпийские игры. Виталий, конечно, очень переживал, но сказал: «Не волнуйтесь, олимпийская медаль все равно будет наша. У нас есть Вовчик, будем готовить».

Володя был еще «сыроват», никто не рассчитывал на его выступление в Атланте. Мы с Виталием начали серьезно готовить Володю. И уже через пару месяцев младший брат стал показывать мастерство, а не «сопливые» бои, как раньше. Соперники начали падать. За восемь месяцев мы провели просто гигантскую работу.

В Украине никто не хотел боксировать с Кличко. Мне приходилось ставить магарыч, чтобы хоть кто-то согласился провести с Виталиком или Володей спарринг. Иностранные спортсмены соглашались на бои с Кличко, им за это платили деньги. Каждое воскресенье мы с Володей ездили на машине в Польшу или Германию. После боя ночью возвращались в Киев. А уже в понедельник в четыре утра у Володи была тренировка. В субботу утром мы снова уезжали за границу. Вот так и мотались между тремя странами. А что было делать?.. Зато за четыре месяца такого мощного спурта Вова приобрел опыт, выиграл свыше двух десятков боев.

Кстати, тогда в Германии Володе поступило первое предложение перейти в профессионалы. Он рвался уехать. «Потерпи! Впереди Олимпиада. Вспомни, сколько лет мы шли к этой цели. Выиграешь -- на тебя совсем по-другому смотреть будут», -- говорил я ему. После Игр Володя и Виталий в ноябре 1996 года подписали контракт с профессиональным клубом и уехали в Германию.