Происшествия

«сын мечтал, вернувшись из ирака, на заработанные там деньги достроить свой дом. Не получилось… »

0:00 — 9 апреля 2004 eye 394

6 апреля в бою при обороне иракского города Эль-Кут выстрелом из ручного противотанкового гранатомета был тяжело ранен 24-летний пулеметчик разведроты 6-й отдельной механизированной бригады Вооруженных сил Украины Руслан Андрощук. Он умер во время эвакуации в базовый лагерь

Возле крошечной бревенчатой хатки в селе Колодянка, что в 20 километрах от Новограда-Волынского Житомирской области, где жил погибший 6 апреля в Ираке украинский военнослужащий Руслан Андрощук, -- недостроенный большой красивый дом… «Это только коробка, -- говорит сквозь слезы отец Руслана Андрей Степанович, -- сын говорил, дескать, заработаю денег, и достроим, наконец. Не получилось… »

«Руслан так долго просил отпустить его в Ирак. И я согласилась… »

В Колодянке горе, все село в трауре. Когда мы остановились спросить, где дом Андрощуков, нам тут же молча показали дорогу. Ворота были открыты настежь. Из хаты доносились рыдания.

Мама, потерявшая на войне сына, винит себя в случившемся, ведь если бы не пустила его, родного, Руслан был бы здесь, с ней, и был бы жив…

-- Я не соглашалась поначалу, а он мне: «Хлопцы едут, мама, и я поеду», -- с трудом рассказывает мама Руслана Елена Васильевна. -- Целый год просил… Сначала мы ему не разрешили. Он послушался. А через полгода снова целует меня, говорит: «Вот видите, уже вернулись оттуда ребята живые-здоровые, отпустите, все будет хорошо». Приехал из Изяслава, воинской части, где служил контрактником, только на одну ночь и попросил дать письменное разрешение… И я согласилась. Боже, как он был счастлив!

Дом, где жил Руслан с родителями и двумя братьями, -- это крохотное бревенчатое сооружение из двух комнатушек примерно по шесть квадратных метров каждая. Кровать Руслана. На столике фотографии: с сослуживцами, в военной форме. Портрет уже убран черной траурной лентой. Андрей Степанович достает из старенького шифоньера камуфляжную робу погибшего сына: «Вот все, что от него осталось». Отец не плачет. Он оглушен, растерян.

-- А как я переживала перед отъездом сына, чтобы не проспал, не опоздал на поезд, -- казнит себя мать. -- Я не знаю, почему его так туда тянуло. Из Ирака сын звонил примерно раз в неделю : «У меня все хорошо, не переживайте».

Парень прослужил в Ираке меньше двух месяцев

Руслан пробыл в Ираке неполных два месяца: 18 февраля он покинул родной дом, а шестого апреля в три часа дня к Андрощукам приехали из райвоенкомата и сообщили страшную весть -- сын погиб на чужой земле.

-- А мне ничего не снилось, душа не болела! -- терзается Елена Васильевна. -- Ведь бывают же какие-то предчувствия, а тут -- ничего. Сразу даже не поверила, но, увидев все по телевизору… -- Убитая горем женщина не может сдержать рыданий.

Как рассказал отец, в 2002 году Руслан уволился со срочной службы и отправился в Казатин учиться на машиниста локомотива. Закончив, никак не мог найти работу по специальности. Ездил несколько раз в Киев, но вакансий не было. Сидеть же на шее у родителей парень не привык. Поэтому он отправился в Россию валить лес. Вернулся через два месяца: работодатель обманул и не заплатил за каторжный труд ни копейки. Руслан устроился на Новоград-Волынский машзавод. Работал чуть ли не сутками. Уезжал из села около шести утра. Возвращался затемно смертельно уставший. А зарплаты так и не дождался. Потом оформился контрактником в десантную часть в Изяслав Хмельницкой области. А затем -- Ирак… Руслан не успел еще завести семью -- служба почти не оставляла времени на личную жизнь. Не успел оставить после себя детей. Не успел достроить дом.

Галина Окрушко, завуч колодянковской средней школы, которую закончил Руслан, и где сейчас учится его младший брат Анатолий, отметила некую особую взрослость в характерах братьев Андрощуков. Отличными оценками Руслан не блистал, но за свои поступки готов был отвечать как мужчина, а благополучие семьи, у него, как и у младшего брата, стояло на первом месте.

Сельский голова Роман Опанасюк заверил, что село не оставит родителей погибшего земляка в тяжелую минуту. «Случившееся -- беда для всего села и для всей Украины», -- сказал он.

«ФАКТЫ» поинтересовались в Житомирском облвоенкомате, какую компенсацию и когда получат родственники погибшего украинского солдата. В ответ юрист военкомата процитировал постановление Кабмина N 290 от 5 мая 1994 года, в соответствии с которым родственникам погибшего миротворца полагается единовременная компенсация в размере 105 тысяч долларов.

Сегодня в селе Колодянка будут хоронить Руслана Андрощука -- четвертого украинского миротворца, погибшего в Ираке, и первого из наших соотечественников, павшего там в бою. У него не было врагов в этом далеком государстве. Он был уверен, что его миссия -- обеспечивать мир и покой для граждан Ирака. Он не считал себя оккупантом, а полагал, что несет свободу в страну, где несколько десятилетий владычествовал диктатор. Руслану было всего лишь двадцать четыре года.