Происшествия

«мне так хочется жить нормальной жизнью… « -- говорит самый высокий в мире мужчина, житель житомирской области леонид стадник

0:00 — 10 апреля 2004 eye 418

33-летний житель села Подолянцы Житомирской области Леонид Стадник, претендующий на звание самого высокого человека планеты, благодаря бизнесменам из Ивано-Франковской области, которые в канун Пасхи одели и обули великана, наконец-то сможет «выйти в люди». До сих пор сделать это было непросто -- рост Леонида 2 метра 53 сантиметра, размер обуви -- 60-й. Как выяснилось, он не только самый высокий человек на Земле, но и обладатель самой крупной в мире ладони (от запястья до кончиков пальцев -- 30 сантиметров).

Когда замерили у Леонида кисть, то ахнули: ведь это новый рекорд

Село Подолянцы расположено в трех километрах от райцентра Чуднов. Представляет оно собой одну улицу, вытянувшуюся на семь километров. Казалось, найти дом Стадника будет непросто, но первая же попавшаяся навстречу женщина, переспросив, кого я разыскиваю, сразу показала его дом. У калитки широко раскинула ветви яблоня, во дворе верные сторожа -- «дворянин» Барсик и овчарка Джеська. Как только я ступил на подворье, они громким лаем известили хозяев о приходе гостя. Тут же, во дворе, туда-сюда сновали куры, распустив хвосты, важничали индюки. Хозяйка дома мама Леонида Галина Павловна, завидев меня на улице, тут же пригласила: «Заходите в дом, не бойтесь. Мы -- люди спокойные, гостей любим». В одноэтажном сельском доме четыре комнаты. Одна из них -- спальня Леонида. На стене репродукция картины «Три богатыря», тут же составленные в длину две кровати -- ложе хозяина. Когда я зашел в комнату, там уже были гости -- бизнесмены из Калуша Ивано-Франковской области -- они привезли Леониду подарки: два костюма (один из них -- тройка), спортивный костюм, туфли. Ну и (для комплекта) специально пошитые для него рубашку, галстук длиной два с половиной метра и полутораметровый брючный ремень.

-- О том, что Леонид не имеет ни обуви, ни одежды, я узнал из газеты, -- рассказывает директор обувной фирмы «Галмико» Михаил Галий. -- И тут же решил помочь парню. Я пришел к своему отцу Марку Теодоровичу (вообще-то я -- сапожник в четвертом поколении), посоветовался с ним, сможем ли мы пошить обувь необходимого размера. Он сказал: «Будем делать». В ту же ночь я выехал в Житомирскую область. Когда приехал к Стадникам, они поначалу не верили, что мы хотим обуть их сына. Только после того, как я измерил ноги Леонида, поверили. Самый большой размер, который мы шили на заказ, -- это 50-й. Обращались к фирмам-производителям обувных колодок, но никто из них, в том числе и зарубежные, не взялся изготовить для нас уникальные образцы -- говорили, что это невозможно. Тогда мы с отцом взяли березовые чушки, в течение трех дней вываривали их, а затем вручную с помощью ножа вырезали колодки нужного размера. Для пошива ботинок использовали специальную кожу. Учитывая, что после травмы левая нога Леонида стала короче правой, заказали и поставили специальные супинаторы. Подошву делали проверенным дедовским методом -- прибивали ее не гвоздиками, а специальными деревянными колышками, затем наклеивали резину. Была проблема и со шнурками, ведь длина каждого из них 2 метра 20 сантиметров. Но и ее решили. Перед тем как везти ботинки на Житомирщину, я позвонил своему другу детства Василию Байковичу -- главе швейной фирмы «ИВАС», рассказал ему о Леониде, и он тут же предложил пошить для великана брюки. Мы позвонили в Подолянцы, попросили Леонида снять с себя мерки, и уже через пару дней мы с Василием, прихватив трехкилограммовые ботинки и брюки, ехали в Житомирскую область. Наши подарки пришлись Леониду впору. К Пасхе мы решили пошить для него еще туфли и несколько костюмов -- двойку, тройку и спортивный. Вот только что закончили примерку -- обновки сидят на нем, словно влитые. Кстати, один из костюмов пошил наш земляк Игорь Коник.

-- Мне это особенно приятно, -- подключился к разговору Василий Байкович, -- ведь мы не делали примерок, тем не менее костюмы сидят прекрасно. На пошив брюк у нас ушло 3 метра 20 сантиметров ткани -- столько, сколько обычно идет на костюм. На тройку -- шесть с половиной метров. Надеемся, что наши подарки позволят Леониду наконец-то «выйти в люди». Ведь, насколько я знаю, он более двух лет не имел ни обуви, ни нормальной одежды.

Пока мы беседовали, к дому подъехали еще гости -- представители Книги рекордов Украины: главный редактор Оксана Сницарук и руководитель проекта Игорь Пидчибий. Как оказалось, они приехали вручить Леониду диплом о внесении его имени в Книгу рекордов Украины как самого высокого человека страны. Вручая диплом, Оксана поинтересовалась, как отнесется Леонид к тому, что его имя будет представлено на внесение в Книгу рекордов Гиннесса. «Знаю я эту книгу, читал о ней, -- тихо сказал Леня. -- Если вы хотите, то вносите». И тут же наивно поинтересовался: «Но от этого мне тяжелее не будет?» Оксана его успокоила и, взглянув на Ленину руку, предложила: «А давайте измерим вашу ладонь, она у вас такая большая». И действительно, в Лениной руке трехлитровая банка с водой смотрелась как обычный стакан. Принесли сантиметр, приложили к кисти и ахнули: это же новый рекорд для Книги рекордов Гиннесса -- 30 сантиметров! У алжирца, имя которого как обладателя самой большой в мире кисти занесено в нее, длина кисти «всего лишь» 27 сантиметров. Придется, видно, везти тебе второй диплом, заметила Оксана.

«Мне надоело слово «надо»…

-- Проблемы у Лени начались, когда в 12 лет ему сделали операцию по удалению доброкачественной опухоли мозга, -- вспоминает дядя Леонида Борис Михайлович. -- До этого он рос обычным шустрым мальчиком. В детстве любил лазать по деревьям -- залезет, бывало, и смотрит куда-то вдаль. Не согнать его было. Гонял в футбол, помогал по хозяйству. Когда шел в школу в 1-й класс, по росту он был чуть ли не самым низеньким. А вот после операции мы не успевали покупать для него одежду и обувь -- рос буквально на глазах. После школы, которую он окончил с золотой медалью, парень поступил в Житомирский ветеринарный институт. И его окончил с красным дипломом. Десять лет работал в колхозе ветеринарным врачом. Но сейчас уже года два как не работает.

-- А почему вы ушли с работы? Разонравилось? -- спросил я Леонида.

-- Работа-то мне нравилась, хотя и была очень тяжелой. Надо было вставать ни свет ни заря, за семь километров ехать на ферму. Сначала ездил на велосипеде, но их приходилось менять постоянно. По мере роста я становился все тяжелее и тяжелее. Позже завел двух лошадей, Машку и Тюльпана, телегу и уже на ней добирался на работу. Ездить приходилось и зимой, и летом, в жару и в стужу. Вот однажды зимой я и застудил себе ноги, а несколько лет назад сломал левую лодыжку. Врачи не наложили гипс, и в результате левая нога стала на пару сантиметров короче правой. Мне с моим весом (около 200 килограммов) и так было трудно ходить, а тут еще и болезни… В результате вне своего двора я уже давно не бываю.

Единственное мое увлечение сейчас -- это разведение винограда и новых сортов ягод. У меня растут актинидия, несколько сортов кизила, ежевики, есть малина… Когда-то пытался разводить кроликов, но какая-то тварь -- то ли хорьки, то ли крысы -- таскала крольчат. Я очень сильно из-за этого переживал и, чтобы не волноваться, раздал кроликов знакомым.

Очень люблю читать детективы, фантастику, приключения. Но, к сожалению, в селе выписывают только областную газету и журнал по садоводству. О жизни вокруг узнаю лишь благодаря телевидению. А ведь так хочется побывать где-нибудь, увидеть мир -- но, сами понимаете, с моими проблемами это нереально. А так хочется, -- вздохнул Леонид. -- В своей жизни я только один раз, и то в детстве, побывал на ярмарке.

-- Наверное, нелегко быть постоянно на виду?

-- Это для меня действительно очень тяжкое бремя. Особенно сейчас, когда на мою персону обращают такое внимание. Журналисты замучили. Ведь всю свою взрослую жизнь я старался не высовываться. А если и приходилось присутствовать на каких-то людных мероприятиях, всегда садился где-нибудь в темном углу, чтобы меня никто не видел. А тут столько внимания! Последнее время я пытаюсь изменить себя в лучшую сторону, ведь лет 15 я считал свой рост бедой, и это отравляло мне жизнь.

-- Насколько мне известно, два года назад у вас был рост два метра 30 сантиметров. Сейчас более двух с половиной. Вы продолжаете расти?

-- Я на это никогда не обращал внимания. Для журналистов и простых людей это что-то вроде сенсации. Для меня же -- жизнь с ее повседневными проблемами. Мне уже надоело слово «надо». Все эти годы только и слышу его. Хотелось бы иногда поступать не так, как надо, а как хочется. Но, к сожалению, «хочу» у меня на последнем месте. А хочется не так и много -- жить нормальной жизнью, радоваться ей. А так, прожил день -- и слава Богу, и хорошо. Очень хочется быть здоровым, чтобы было здоровье у моей мамы. Ведь мы с ней, по сути, одно целое. Я молю Бога, чтобы он дал маме здоровье и много лет жизни. Мне с моими слабыми ногами и зрением, которое стало падать, без нее очень тяжело.

После того, как мы с Леонидом побеседовали «официально», настало время разговоров, что называется, без микрофона. Прощаясь, Оксана Сницарук выразила общее мнение: «После нескольких часов моего пребывания в гостеприимной семье Леонида Стадника я наконец-то увидела оживление в его глазах, до этого выдающих только растерянность, недоверие и огромную тоску. Большой человек с открытой и застенчивой улыбкой, любящий книги и испытывающий огромный дефицит в них, с неуемным желанием найти себя в этом мире».

Редакция «ФАКТОВ» дарит Леониду библиотечку и бесплатную подписку на нашу газету.