Такая версия была высказана Южной Кореей. Северокорейские власти ввели информационную блокаду
В 16 километрах к югу от границы между Северной Кореей и Китаем прогремел мощный взрыв. США и Южная Корея сообщили о столкновении двух товарных поездов на станции Ренчхон. Один из составов перевозил сжиженный газ, другой -- нефть. Южнокорейские власти предупреждают о том, что число погибших в результате этого столкновения и последовавшего за ним взрыва может превысить три тысячи человек! В случае, если эти сведения подтвердятся, трагедия в Ренчхоне станет крупнейшей железнодорожной катастрофой в истории человечества. До сих пор таковой считается крушение пассажирского поезда в Индии в 1981 году, когда погибли 800 человек. Тогда причиной катастрофы был неожиданно налетевший циклон.
Ситуация в Ренчхоне остается неопределенной. Северокорейские власти немедленно перекрыли границу с Китаем. Телефонная связь с КНДР прервана. В стране введено чрезвычайное положение. Информационные агентства Северной Кореи молчат о трагедии. Просьбы о международной помощи из Пхеньяна не поступали. К месту катастрофы направлена бригада Красного Креста из Китая. Картину трагедии можно составить лишь по сообщениям, появившимся в средствах массовой информации Южной Кореи.
Взрыв произошел в четверг около 13. 00 по местному времени. За девять часов до этого через станцию Ренчхон проследовал бронепоезд лидера Северной Кореи Ким Чен Ира. Он вернулся домой после визита в Китай. Как известно, Ким Чен Ир путешествует только поездом, потому что боится летать самолетами. Бронированный состав, который он использует для дальних поездок, был подарен его отцу Иосифом Сталиным. Обычно спецсостав следует вопреки всем расписаниям, что, как предполагают южнокорейские газеты, и стало причиной столкновения товарных поездов. На участке магистрали могла возникнуть путаница в графике движения.
Сначала появилась версия, что столкновение было устроено умышленно -- как попытка покушения на Ким Чен Ира, но ее быстро отвергли. По свидетельствам очевидцев, успевшим просочиться в соседние с КНДР страны до введения информационной блокады, «район станции Ренчхон превратился в сплошные руины, как будто подвергся бомбардировке, обломки и куски металла разбросало в радиусе 15 километров». Иностранные специалисты считают, что взорваться могли не только цистерны, но и нефтехранилища, расположенные вдоль железной дороги в этом районе. Огромное количество жертв объясняется тем, что на станции и в непосредственной близости от нее в момент столкновения находились тысячи человек. Ренчхон с населением 130 тысяч человек является перевалочным пунктом для многочисленных торговцев из Китая. Их родственники пытаются получить любую информацию о случившемся. Есть опасения, что большинство жертв -- китайские граждане.
P. S. Когда верстался номер, с заявлением о трагедии в Ренчхоне выступил министр иностранных дел России Сергей Лавров. Он сообщил, что северокорейские власти подтвердили факт железнодорожной катастрофы. По официальным данным, предоставленным Пхеньяном Москве, в результате взрыва погибли 54 человека. В городе большие разрушения. Причины катастрофы уточняются.
Такое же число погибших назвал и представитель Красного Креста в Пекине Джон Спарроу. Однако он добавил, что это неокончательные данные. Ранения и ожоги в результате катастрофы получили 1250 человек. Многие из них находятся в критическом состоянии. Кроме того, около 2000 домов в городе разрушены полностью и 6350 частично. Под развалинами могут находится десятки и даже сотни жертв.
Представительница ирландской гуманитарной организации Энн О'Махоуни, находящаяся в Пхеньяне, сумела каким-то образом связаться по телефону с Дублином и рассказала местной радиостанции, что северокорейские власти пригласили ее и ряд других иностранцев, работающих в КНДР, посетить 24 апреля Ренчхон. Представитель правительства КНДР, общавшийся с ней, заявил, что на станции погибли 150 человек, в том числе школьники. Никакого столкновения поездов не было. Причиной взрыва стал оголенный кабель под током, упавший на два вагона с динамитом, прицепленные к одному из составов с цистернами. Это произошло в тот момент, когда рабочие пытались отцепить вагоны с взрывчаткой, чтобы перегнать их на другой путь.