Происшествия

Президент-председатель правления оао «азовмаш» александр савчук: «на строящемся в бразилии космодроме, с которого будут стартовать украинские ракеты, появятся наши заправочные комплексы»

0:00 — 6 августа 2004 eye 407

Сегодня известный организатор производства и ученый отмечает свой полувековой юбилей

Широко представлять президента-председателя правления открытого акционерного общества «Азовмаш» Александра Владимировича Савчука нет особой необходимости. Мариупольские машиностроители известны как бесспорные лидеры отечественного машиностроения. Кроме того, «Азовмаш» -- наиболее стабильно развивающееся предприятие СНГ. Оно занимает ведущее положение в производстве грузовых вагонов и цистерн, металлургического, горнорудного, энергетического и кранового оборудования. Зарплата азовмашевцев одна из самых высоких не только в Мариуполе, но и в Донбассе. А масштабам социальной поддержки можно только позавидовать. В нашем городе и в регионе слово «Азовмаш» ассоциируется со словом «лучший». Предприятие имеет хорошие заводские здравницы на берегу Азовского моря, отличный детский оздоровительный центр «Космос», лучший санаторий-профилакторий «Здоровье», спортивный клуб, воспитавший первого олимпийского чемпиона независимой Украины (фамилия?), пополнившего сборную страны на предстоящих летних играх в Греции, а также двукратных чемпионов страны по баскетболу.

Это реалии сегодняшнего дня. А еще четыре года назад, когда «Азовмаш» только избрал своим руководителем Александра Савчука, это было практически умершее предприятие. В чем причина «большого скачка», такого головокружительного успеха? На этот вопрос каждый труженик более чем 22-тысячного коллектива машиностроителей отвечает однозначно: «В нашем лидере! Александр Савчук сохранил и развил «Азовобщемаш», он возродил и «Азовмаш».

«Взяли грех на душу, но танковое производство сохранили»

-- В 1990 году, едва я стал директором фирмы, пришло распоряжение убрать танковое производство и вместо него наладить выпуск газовых плит, -- вспоминает Александр Савчук. -- По существу, это означало разрушить весь 35-й цех, оборудованный всем необходимым для выпуска специальных дорогостоящих изделий, заменить или переобучить кадры, перекроить цеховую и межцеховою инфраструктуру. Мы все были против этой глупой акции, доказывали всюду, где могли, ее никчемность, но лбом броню не прошибешь -- пришлось подчиниться. Результат горбачевского миротворчества был таков: из 100 наименований продукции, которую мы делали, спустя два года в производстве осталось только… одно. 60 процентов цехов «Общемаша» пришлось реконструировать.

Но грешен (и теперь в этом признаюсь): до конца выполнить распоряжение разрушителей танковой отрасли в Украине рука не поднялась. Мы, то есть я, мои коллеги по фирме и руководство концерна на свой страх и риск сохранили главные бронетанковые мощности и последующие пять лет поддерживали их в рабочем состоянии, хотя никаких доходов от этого не получали.

В 1995 году добились в Министерстве обороны одобрения и стали выполнять заказы, оплата за которые пришла лишь спустя полтора года. Ну а сегодня, когда наше правительство имеет контракты на поставку за рубеж крупных партий танков и другой бронетехники, наша фирма вовсю загружена работой. Мы гордимся тем, что взяли на себя смелость сохранить подлежавшее конверсии сложное и дорогостоящее производство. Представляете, сколько средств понадобилось бы стране, чтобы на ровном месте все восстановить?»

«Зайцев» с «Азовмаша» контролеры просто жалели

В самый пик кризиса и обвала экономики, когда бывшие флагманы машиностроения, образно говоря, попали в реанимационное отделение и спасти их могло только чудо, у Александра Савчука, в отличие от правительства и парламента, уже был готов рецепт возрождения родного предприятия.

Честно говоря, в прожекты молодого директора ОАО «Азовобщемаш» мало кто верил. Черная полоса для «Азовмаша», затянувшаяся на целое десятилетие, с конца 80-х до конца 90-х годов, не оставила от предприятия даже имени: в результате непродуманных действий бывшего руководства оно было искусственно разделено на множество фирм и фирмочек, одинаково безнадежно убыточных.

-- Тогда предприятие находилось в состоянии, которое медики определяют, как «скорее мертв, чем жив», -- вспоминает Александр Владимирович. -- Долги перед государством и поставщиками исчислялись десятками миллионов, было почти 30 миллионов задолженности по заработной плате. И это практически при отсутствии заказов, при «убитом» оборудовании, текучести кадров, причем самых квалифицированных.

Все познается в сравнении, поэтому добавлю от себя. В те тяжелые годы даже коммунальные службы города махнули рукой на должников: «А, что с них взять -- они на «Азовмаше» работают!» Доходило до горьких анекдотических случаев. На вопрос контролера в общественном транспорте: «Ваш билет?» -- люди отвечали: «А где я возьму деньги -- я на «Азовмаше» работаю!» И контролеры, посочувствовав, не трогали «зайцев» поневоле. Сегодня, спустя четыре года, люди произносят эти слова с гордостью: «Я работаю на «Азовмаше»! Это гордость не только за свое предприятие, это гордость, прежде всего, за его лидера.

«Мне пришлось бороться с гидрой, у которой сотни голов»

На первой встрече с коллективом возрождающегося «Азовмаша» генеральный директор самого благополучного предприятия ОАО «Азовобщемаш» Александр Савчук сказал, что так жить нельзя, что идти по дну скользко и мерзко, и пообещал, что в скором времени «Азовмаш» снова станет «Азовмашем», то есть единым структурным подразделением, что предприятие будет жить и жить хорошо. И хотя в тот момент это было еще ничем не подкрепленное обещание, а для некоторых -- утопия, ему поверили.

-- Меня можно во многом упрекнуть, но только не в пустословии, -- спустя некоторое время сказал журналистам Александр Савчук. -- Разумеется, я знал, какую ответственность беру на себя, и что выполнить обещанное будет трудно. Единственное, чего я не знал, что будет ТАК трудно.

Наверное, не только потому, что я с самого начала представлял, что и как для этого надо делать. Я действительно очень хотел это сделать. А именно: связать воедино оборванные ниточки технологического процесса, сделать предприятие цельным и избавить его от непрошеных посредников.

Не все так просто, как может показаться теперь… Что из себя представляло предприятие? На нем паразитировали многочисленные фирмы, уже привыкшие считать завод своей вотчиной. Прибавьте к этому еще и недружественную позицию соучредителей, владевших солидной частью пакета акций. Образно говоря, из этого вырисовывается подобие некой гидры, количество голов которой исчислялось десятками. Так вот, для начала всю эту накипь нужно было соскрести и след замести. Процесс этот и тяжелый, и длительный. Без надежных партнеров и доверия коллектива, на мой взгляд, обойтись было невозможно. И когда корпорация «Индустриальный союз Донбасса» согласилась не только предоставить кредиты, но и инвестировать некоторые проекты, а представители практически всех подразделений предприятия попросили меня взяться за этот воз, я понял, что вместе у нас есть шанс возродить завод… Иногда я ощущаю себя хирургом, который постоянно что-то удаляет или вырезает. Зато теперь можно сказать, что задача выполнена. Дальнейший подъем «Азовмаша» -- процесс необратимый, и его повернуть вспять уже никому не удастся…

Оценивая перспективу развития завода, президент ОАО «Азовмаш» Александр Савчук подчеркнул, что вопрос современного возрождения завода снят с повестки дня. Сейчас надо стремиться к превращению «Азовмаша» в одно из ведущих предприятий мирового машиностроения.

Не так страшен кризис в экономике, как его малюют

На одной из встреч с журналистами Александр Владимирович назвал себя кризисным менеджером, которому судьба уготовила нелегкую роль -- поднимать безнадежные предприятия. Но Александр Савчук еще и стратег, ученый, политик. Как опытный шахматист, он просчитывает игру на несколько ходов вперед, применительно к машиностроению: отслеживает и прогнозирует конъюнктуру отечественного и мирового рынка на ближайшие годы и дальнюю перспективу. На вопрос, насколько «Азовмаш» зависим от мировых и локальных экономических кризисов, он ответил так:

-- В какой-то степени -- зависим, но не кабально. Кризисы на мировом рынке хотя и неизбежны, но предсказуемы, и к ним можно и нужно готовиться заранее. И минимальные потери в условиях кризиса, как известно, несут многопрофильные предприятия, выпускающие широкую ассортимент продукции.

В свое время, когда стал надвигаться кризис в металлургии, мы, понимая, что в условиях обвала металлурги будут не в состоянии приобретать у нас в прежних объемах оборудование и запасные части, стали развивать производство энергетического и кранового оборудования, хотя это было непросто. Мы заранее спрогнозировали, что в 2004 году спадет бум на железнодорожные цистерны, поэтому быстро стали переналаживать производство на выпуск полувагонов и крытых вагонов, специальных цистерн для перевозки жидких агрессивных грузов, а также на расширение оборонных заказов, разработку заправочных комплексов для строящегося космодрома в Бразилии.

Несмотря на жесточайшую конкуренцию со стороны ведущих западных фирм, «Азовмаш» прочно занимает свою нишу в краностроении. Первенец из серии уникальных 40-тонных кранов в собранном виде уже отправлен через море на черноморское побережье Кубани нашему заказчику компании «ТольяттиАзот». На очереди -- изготовление и отправка потребителю еще трех таких исполинских машин. Готовится к транспортировке кран-16-тонник для одесского «Южморпорта». В целом в украинских портах сегодня работают более тысячи кранов, и 70 процентов из них требуют замены. Словом, 22-тысячный коллектив «Азовмаша» без работы не останется, несмотря на кризисы в отдельных отраслях мировой экономики.

Производство идет впереди науки

Поднимая «Азовмаш», Александр Владимирович ясно понимает, какие требования сегодня предъявляет время к современному руководителю. Сегодня он известен не просто как успешный менеджер, талантливый хозяйственник, но и как лидер новой формации. Несмотря на почти круглосуточную занятость, президент «Азовмаша» ведет серьезную научную работу, являясь специалистом в области экономики и инновационной деятельности. На его счету более 40 научных публикаций и три монографии. Причем две последние, посвященные теории инновационной деятельности, были расценены специалистами как существенное продвижение в области экономических инноваций и теории развития. При этом, не замыкаясь в рамках научной деятельности, Александр Владимирович ведет преподавательскую работу, а также заведует кафедрой «Экономической теории менеджмента и маркетинга» в Мариупольском государственном гуманитарном университете. А теоретическими и методическими научными работами Александра Савчука пользуются студенты многих престижных вузов Украины.

Когда Александр Савчук защищал докторскую диссертацию, один из маститых ученых, профессор, доктор наук высказал мысль о том, что обычно наука идет впереди производства, которое потом пользуется плодами научных разработок. В случае же с «Азовмашем» ситуация противоположная. Предприятие настолько далеко ушло в плане экономических разработок, что наука несколько поотстала. И в этом немалая заслуга Александра Савчука, руководителя, который свои научные идеи успешно внедряет в экономическую практику не только на своем предприятии, но и на Харьковском машиностроительном заводе им. Малышева, Мариупольском металлургическом комбинате «Азовсталь», других крупных предприятиях Украины.