Происшествия

86-летний американец, собирающийся в израиль уже в 57-й(! ) раз, сожалеет, что не все успеет увидеть на земле обетованной

0:00 — 6 августа 2004 eye 164

Курортная индустрия в этой стране после двухлетнего упадка вновь набирает обороты благодаря новым стандартам сервиса и безопасности

Нужно как минимум еще раз приехать в Израиль -- таким было единодушное мнение членов группы украинских журналистов, возвращавшихся домой после недельного тура по стране. Но только не в середине лета. Даже теплолюбивым украинцам трудно при плюс 40--45 в тени. Но скоро осень, а с нею и высокий курортный сезон. Чтобы показать новые возможности своей страны, Министерство туризма Израиля отправило нашу группу по весьма презентабельному маршруту Тель-Авив -- Иерусалим -- пустыня Негев -- Красное море -- Иудейская пустыня -- Мертвое море -- Тель-Авив. Спидометр показывал не более двух тысяч километров, но, тем не менее, нам удалось побывать в разных эпохах и странах, существовавших на протяжении трех тысяч лет на небольшом участке земли -- перекрестке путей из Европы, Азии и Африки. Мы увидели страну компактного проживания сабров -- коренных евреев, ашкенази -- евреев из Европы, сефардов -- переселенцев из Азии и Африки, эфиопов, исповедующих иудаизм, израильских арабов и арабов-палестинцев, друзов из Ливана и бедуинов пустыни.

По дороге в гостиницу, мимо родины… Георгия Победоносца

После трехчасового перелета на «Боинге» совместного рейса «Израильских авиалиний» и украинской компании «Аэросвит» дорога в Тель-Авив заняла менее часа. Примечательна она обилием цитрусовых садов. На иврите пардес, или парадиз -- знаменитые сады Эдема. Эти райские кущи рукотворны и очень прибыльны, поскольку экспорт цитрусовых остается одной из основных статей дохода страны, в которой сельское хозяйство держится исключительно на искусственном капельном орошении. Трудно даже представить, сколько раз оплели бы земной экватор трубки, подающие воду к каждому дереву, кусту, цветочной клумбе. Но только так удается отвоевывать у пустыни новые сотни гектаров, возвращая земле славу библейского парадиза.

Между тем пардесы не мешают строительству скоростной железной дороги, которая соединит промышленный север и курортный юг со строящимся современным международным аэропортом. Хотя после вояжа по стране понимаешь, что такое деление достаточно условно. Другого подобного переплетения исторических мест, природных заповедников и курортных зон на небольшой территории (450 километров с юга на север и 110 с запада на восток) найти сложно в какой-либо из ближневосточных стран. Указатели на дорогах один красноречивее другого. Например, город Лад на самом деле евангельский Лид -- место рождения Георгия Победоносца. Там же находится и его… усыпальница. Как говорится, хотите -- верьте.

Этот город-легенда нам встретился по пути в новый туристический центр «Мини-Израиль», где собрано 350 моделей самых известных сооружений и исторических мест страны. Каждая модель меньше оригинала в 25 раз. Многие из них (порт Хайфа, аэропорт, скоростная железная дорога) под завязку нашпигованы автоматикой, созданы бывшими советскими инженерами, в которых живо детское увлечение. Работает это сложное хозяйство, пока сами создатели обслуживают его. «Как только дирекция начинает экономить на зарплате, как-то вдруг все начинает выходить из строя, -- делится своими наблюдениями наш гид. И делает вывод: -- Не нужно экономить на «мозгах».

Впрочем, с мозгами у израильтян все в порядке. «Когда из-за палестинской интифады в 2001--2002 годах поток туристов с рекордных 2700 тысяч (при населении Израиля в 6700 тысяч) упал на 80 процентов, трагедии не стали делать, -- говорит один из руководителей маркетингового управления Министерства туризма Беньямин Ниннаи. -- Туристическая индустрия получила серьезную господдержку, и уже в прошлом году у нас побывали 1 миллион 60 тысяч туристов, в основном из США, Британии, Франции, Германии и стран СНГ. В этом году будет тысяч на восемьсот больше. Из Украины ожидается около 21 тысячи гостей. »

Особенность в том, что даже частные визиты в Израиль по семейным делам, как правило, включают экскурсионную или оздоровительную программу. Соответственно, прибыль возрастает кратно. «Есть у меня уникальный турист из США, -- продолжает г-н Ниннаи. -- Ему 86 лет, и в Израиле он был уже 56 раз. Недавно звонит: «Ты мне приготовил новую программу?» Конечно, мы приготовили, поскольку Израиль смотреть можно бесконечно. »

Секьюрити -- самая распространенная профессия

Нового в Израиле достаточно. То, что интересует в первую очередь расспрашивающих о впечатлениях о стране, -- это, конечно же, безопасность. Можно было бы привести оценки израильских официальных лиц. Например, такую. Строительство разделительной стены на границе с Палестинской автономией стабилизировало обстановку, и за последние полгода попыток совершения терактов стало существенно меньше.

А вот то, что сразу бросается в глаза на улицах. Кажется, самой распространенной в стране стала профессия секьюрити. У входа в супермаркеты, кинотеатры, гостиницы, музеи -- перечень можно продолжать бесконечно -- везде обязателен личный досмотр. Это воспринимается как необходимость, к которой относятся с пониманием. Секьюрити, как правило, корректны в своих действиях, но непреклонны в требованиях. Такой контроль имеет скорее психологическое воздействие на потенциальных террористов-самоубийц. Цель -- заставить их выдать себя и тем самым предотвратить массовые жертвы. Действует ли это на нервы? Смотря как к этому относиться. В курортном Эйлате, куда в летние месяцы в основном приезжают израильтяне (им не страшны плюс 42 в тени), толпы отдыхающих устраивают по вечерам такой праздник, что не поймешь, где ты -- в итальянском Римини, на Кипре или в турецкой Анталии.

Эйлат -- не только курортный центр на Красном море, но и пограничный город. Отсюда рукой подать до Египта и Иордании. Наши туристы без проблем оформляют визы на пограничных переходах и едут в монастырь святой Екатерины на горе Синай, где, по преданию, Моисей получил от бога заповеди, или в знаменитый скальный город в Петра, в окрестностях которого вдоль библейской дороги Царей, соединявшей Ассирию с Египтом, лежат величественные развалины замков крестоносцев.

Те же, кто приезжает в Эйлат исключительно ради кораллового рифа и дайвинга, находят в местных клубах все необходимое, включая русскоговорящих гидов. А кто не отважится погрузиться на дно с аквалангом (хотя для новичков есть специальная система скуба, позволяющая без проблем опуститься на шестиметровую глубину), морской музей предлагает большую развлекательную программу -- виртуальное путешествие на субмарине вокруг земного шара, погружение в подводную обсерваторию, кормление черепах и скатов. А можно сыграть в лотерею с… раковиной. Повезет -- получишь настоящую жемчужину.

Содомское джип-сафари в 50-градусную жару

Наше возвращение в Тель-Авив через Иудейскую пустыню по побережью Мертвого моря (его курорты требуют отдельного рассказа хотя бы по той причине, что там работает немало переселенцев из Украины) включало в себя и джип-сафари по Содомскому ущелью. Песчано-соляные нагромождения отвесных скал заставляли воображение, несмотря на пятидесятиградусную жару, искать подтверждение библейской легенде о Лоте и его любопытной жене, обернувшейся, чтобы увидеть, что же сделал Всевышний с городом Содомом. Как гласит легенда, женщина превратилась в соляной столб. Но окружавшие нас ландшафты могли свидетельствовать о том, что было наказано все женское население провинившегося города.

Мы едем по трассе, проложенной параллельно дороге Царей. По обе стороны -- остатки давно исчезнувших городов и новые города, рождающиеся поблизости древних развалин. Желтая пустыня время от времени взрывается зеленью рукотворных оазисов, появившихся благодаря титаническим усилиям и особой коллективистской психологии обитателей кибуцев -- известных на весь мир израильских коммун. Где-то на полпути к Тель-Авиву появляются города Палестинской автономии, в которых протекает своя жизнь, скрытая от глаз туристов и, как считают израильтяне, предстающая крайне деформированной в репортажах западных телекомпаний. Но как бы там ни было, в пригороде Иерусалима быстро строится разделительная стена -- еще одна, которых и так немало -- и осязаемых, и незримых, разделяющих по-живому город -- колыбель трех религий. В результате туристы с большими препятствиями могут попасть на территорию, где когда-то стоял библейский храм Соломона и где теперь находятся мусульманские святыни -- Золотая мечеть и мечеть аль-Акса. Христианская святыня -- дорога Христа на Голгофу -- оказалась в арабской части Иерусалима, жизнь в которой гудит в тональности восточного базара. И только группы туристов и паломников, устремляющихся к храму Гроба Господнего на Голгофе, благоговейно замирают у стоянок Крестного пути.

Автор благодарит Представительство в странах СНГ Министерства туризма Израиля и авиакомпанию «Израильские авиалинии» за возможность участия в пресс-туре.