Происшествия

Больше всего индийцы не уважают людей, покупающих товар, не торгуясь

0:00 — 11 августа 2004 eye 506

Подобных покупателей они считают сумасшедшими миллионерами, не знающими, что такое рабочие мозоли и трудовая копейка

Древний город Варанаси, стоящий на берегу Ганга, знаменит своими пляжами, где народ сжигает тела умерших родственников. По утрам больные окунаются в его священные воды, и чудо иногда случается…

В лабиринтах Варанаси за нами погнался больной проказой (хотя Всемирнаяорганизация здравоохранения считает, якобы эта страшная болезнь полностью побеждена). У нашего нового знакомого отсутствовали пальцы на руках. Обрубки кровоточили, однако он настойчиво протягивал ладошки для рукопожатия. «Хэллоу!» -- мяукал он и мило улыбался. Дружелюбный прокаженный гнался за нами, пока не заметил группу сонных испанцев. Тем временем на пляже носили дрова и покойников. Было утро. Костры пылали вовсю. Ароматный дым смешивался с запахом пряного кофе. Пришло время завтракать…

Даже сосательные конфеты в Индии делают с перцем

Индийская кухня -- это минное поле. Чуть оступишься, хватанешь пол-ложки какой-то с виду невинной и даже диетической гороховой кашицы -- и прощай, мирная жизнь. Блюда эти коварны -- обжигают не сразу. Глупый турист не должен успеть выплюнуть их обратно. Как всякая граната, национальная еда выдерживают паузу секунд пять-шесть и лишь потом ошпаривает нежную европейскую горлянку. Бывалый турист в индийском ресторане подозрителен и нетороплив, как сапер. Дорогой ценой он научился распознавать блюда с карри -- коричневатой подливой, которой здесь обожают приправлять жареную курочку или барашка. Туриста, отведавшего карри или хорошо закамуфлированное под желтым или зеленым соусом чили, узнать легко. Он напоминает немого утопающего. Сначала несчастному сводит судорогами горло. В тщетных поисках спасения бедняга пытается зажевать карри лепешками, но и они оказываются со жгучим черным перцем. Он набрасывается на гарнир, однако тушеная мешанина из овощей, щедро приправленная специями, лишь загоняет огонь в глубь организма. И вот полыхает уже не один только рот, но и пищевод с желудком и всей прочей пищеварительной требухой…

Восстановить дыхание помогает пара бутылок местного пива (очень, кстати, недурственного -- с насыщенным «увядшим» вкусом, и вообще, пиво в Индии стоит брать только местное). Лучшие марки индийского пива -- «Стронг» и «Крестный отец». Но карри не сдается так просто, это продукт двойного действия. Утром из туалета, где засел турист, покушавший вечером карри, раздаются страшные крики и стоны. Так европейцы переживают последний акт индийского гастрономического экстрима.

Хранит в себе опасность и знаменитый манго, который люди тянут в Киев целыми лукошками. Наш гид Рома (его настоящее индийское имя -- Рамана) пояснил, что манго фрукт горячий. В нем, по древней легенде, собираются «дурноватые солнечные лучи, временно скучающие без дела». С туристом, перекусившим на жаре слишком много манго, происходят удивительные метаморфозы. По собственному опыту заметим, что прием активированного угля помогает мало.

Вообще, индийские фрукты специфичны. От жаркого климата они кажутся перезревшими -- чересчур сладкими и слишком мягкими, как густое подсохшее желе. Ими совершенно невозможно похрустеть, как нашими яблочками. К тому же в июне-июле здесь, оказывается, не сезон апельсинов. Холодного со льдом апельсинового фреша не сыщешь даже в крутом ресторане. «Пейте сок из лайма», -- улыбаются официанты. Лайм -- это маленькие и невероятно кислые лимончики. У нас его сок вместе с тертым льдом, как правило, добавляют в коктейль «Маргарита». А в Индии прямо на улицах под тентами из них давят сок, который обильно заправляют содой и солью. Получается напиток, прекрасно утоляющий жажду, но впоследствии в желудке проявляющий свой людоедский характер.

Самая безопасная еда в Индии -- это рис с овощами. В дешевых забегаловках большая его миска стоит в пересчете на наши деньги две гривни. В ресторанчиках -- пять-шесть. Ну а если вам посчастливится побывать в Кашмире, отведайте козий сыр в шпинатном соусе -- около десяти гривен. В местах поселения тибетцев есть смысл питаться момо -- это практически украинские вареники, только размером побольше, с начинкой из буйволиного мяса или овощей с картошкой. В городе, где находится резиденция Далай-ламы, Дхарамсале, прямо на улице вам предложат из кипящего чана пять момо, завернут их в непротекающий пакет и возьмут за это удовольствие всего 2--3 гривни.

Салата из свежих овощей на полуострове Индостан не понимают -- потомки ариев и дравидов любят все тертое, печеное, тушеное. Обязательно с густыми подливами. Обиженный официант на просьбу вынести «салат с нарезанными овощами» -- принесет тарелку с двумя вульгарно нарубленными луковицами и разрезанным пополам горьким огурцом. Что-то объяснять им, ругаться не имеет смысла -- у индусов даже сосательные конфетки, которые дают в самолете, делаются с перцем!

Попав на улочку сувенирных лавок, старайтесь не реагировать на зазывал

Понять, что сколько стоит в Индии, задача не из легких. Цену индийцы называют, исходя из вашего внешнего вида. Смело сбивайте ее в три раза. Услышав, что вместо трех тысяч рупий вы готовы заплатить за бусы из верблюжьей кости лишь тысячу, продавец с юркими, как у хомячка, глазами устраивает представление. Он стонет и причитает, словно плакальщица на похоронах: «О, нет, мистер! Это очень мало! Дайте еще… » Отюродстовав полминуты, он затихает: «О'кей, мистер, я дам вам самую лучшую цену!»

Скорчив сосредоточенную гримасу, продавец долго что-то вычисляет на калькуляторе. Может показаться, что он решил доказать сложную теорему или провести аудиторскую проверку крупного банка. Наконец хитрец торжественно изрекает: две тысячи пятьсот! И протягивает калькулятор вам. Так и быть, уступите ему сотню рупий. Правда, он опять примется притворно стонать, и весь цирк повторится снова. Минут через сорок вы сойдетесь на цене тысяча двести пятьдесят. Торговец будет доволен -- реально эти бусы стоят раза в три меньше. Некоторые бывалые туристы советуют, сбив цену, уходить из лавки: мол, торгаш побежит за вами следом. Это не совсем верно. Индиец -- ранимое существо, жаждущее ласки и мелких радостей. Он кайфует от торговли. Час полного страсти и драматизма торга -- это брачная ночь индийского продавца. Резким уходом вы обломаете все удовольствие. Уходите, но медленно. Дайте ему время испытать удовлетворение, и он уступит…

Если по сувенирным лавкам вас поведут гиды, считайте, что вы пропали. Гиды -- это предатели, получающие процент от магазина. Вообще, перед шопингом стоит развить в себе здоровый цинизм, душевную черствость и холодное безразличие. Иначе торговцы вмиг промоют вам мозги. С ловкостью факира расстелют у ног мягкие узорчатые кашмирские ковры, напоят вас ассамским или палампурским чаем, загипнотизируют игрой цвета пашмины, пропуская ее через узкие кольца, и запудрят речами мозги настолько, что вы, сраженные их гостеприимством, выложите последние доллары ради совершенно не нужной, хоть и красивой, вещицы.

Попав на улочку сувенирных лавок, не реагируйте на зазывал, которых тут еще больше, чем мух, и наденьте темные очки. Ни в коем случае не теряйте самообладания. Да, вокруг сапфиры и изумруды, шелк и тончайшая шерсть, бронза и хрусталь, но не стоит уж слишком откровенно глазеть на это изобилие.

Повторяйте на английском фразу «Я не сумасшедший» и смело сбивайте цену в три раза

Ведите себя спокойно -- для тех, у кого разбегаются и болезненно сверкают глаза, торгаши взвинчивают цены до беспредела. Второе: не все то золото, что блестит. А блестит в Индии практически каждая вещь, даже тусклая сражает наповал неопытного туриста светом своей экзотичности. Потому помните: если вы не умеете выбирать камни и металлы, то и не выбирайте их. Горный кристалл, лечащий от головной боли и депрессий, может оказаться привлекательной стекляшкой в латунной оправе, а старинная фигура бронзового Будды -- сплавом дешевых металлов, притрушенным для правдоподобности пылью. И самое важное -- хорошую вещь в Индии дешево все равно не купишь.

Из стандартных сувениров, которых следует остерегаться, в Индии вам предложат совокупляющихся в «камасутренных» упражнениях уродцев с гипертрофированными половыми органами, мутированных слоников из верблюжьей кости, гашишные трубки с сакральной, в том числе и для наркоманов, надписью «ОМ», и маленький ситар, звуки которого напоминают о расстроенных нервах его создателя. Тут уж дело вкуса: нравится -- берите, не нравится -- проходите мимо. Но, опять же, не забывайте торговаться! Не торгуясь, вы обидите продавца, который от всего сердца пытается вас обмануть. Внимательно изучайте товар и постоянно повторяйте на английском фразу: «Я не сумасшедший».

Теперь об опасных сувенирах. Покупая сикские, непальские или кашмирские ножи, обратите внимание на длину и ширину их лезвия, а чтобы не возникали проблемы ни с индийской, ни с украинской таможней, попросите сертификат в магазине. Туристы-экспериментаторы, желающие не только посмотреть на Индию, но и «полетать» над ней, должны помнить: покупка местного гашиша, а называют его здесь «черес», карается законом. Полицейские могут силой затащить вас в участок и оштрафовать на не определенную индийскими законами сумму. Хотя в полночь в святом городе Варанаси мы умудрились купить гашиш у бесштанного индуса, представившегося «президентом ассоциации рикш», прямо на глазах у скучающих полицейских.

P. S. C древнейшей культурой и традициями Индии киевляне смогут познакомиться 15 августа -- в день празднования 57-летней годовщины Незавимисимости Индии и 12-летия украино-индийских отношений. Жители столицы увидят классические и народные индийские танцы, представления йогов, узнают секреты национальной кухни, смогут наблюдать грандиозный фейерверк. Фестиваль организован «Индия-клубом» и Посольством Индии в Украине при личной поддержке Чрезвычайного и Полномочного посла Республики Индия господина Кингена.