Происшествия

На дерибасовской -- главной улице одессы -- здания гостиниц «спартак» и «большая московская» после реконструкции «вырастут» сразу на полсотни метров

0:00 — 12 августа 2004 eye 744

Прошлое и будущее архитектуры города у моря попытался воплотить в своем проекте известный испанский зодчий Альберто Фойо

Улица Дерибасовская в Одессе известна, без преувеличения, во всем мире. Так уж сложилось исторически. Вскоре здесь, по соседству с бронзовым Леонидом Утесовым, легендарными «Гамбринусом», кинотеатром «Уточкино» и памятником двенадцатому стулу вырастут современные высотные здания. Правда, не на пустом месте…

В старинные «коробки» будут встроены прозрачные небоскребы

Гостиницы «Спартак» и «Большая Московская» в пешеходной зоне выделяются сегодня, увы, не изысканной архитектурой, а обветшалыми, затянутыми сетками стенами и пустыми глазницами окон. Оба здания, являющиеся историческими памятниками, уже не один десяток лет нуждаются в капитальном ремонте и реставрации. Наконец, появился инвестор проекта.

-- Возрождать прошлое надо одновременно со строительством будущего! -- убежден автор проекта реставрации известный испанский архитектор Альберто Фойо. -- Если этот принцип нарушается, получается не архитектура, а археология! Необходимо сочетание старины и новейших форм, что мы и попытались воплотить в нашем проекте.

По идее архитектора, внешний облик обоих зданий претерпит значительные изменения. И «Спартак», и «Большая Московская» «вырастут» сразу на полсотни метров. С учетом того, что строения составляют единый ансамбль, полностью сохраняется их композиция. В старинные «коробки» будут встроены прозрачные небоскребы.

Справка «ФАКТОВ». Здание гостиницы «Спартак» -- один из старейших памятников одесской архитектуры ХIХ века. В оформлении здания принимал участие знаменитый Франческо Фраполли. Он планировал Александровскую площадь, на которой размещался Греческий базар. Нынешнее здание, на Дерибасовской, 25, составляло часть торговых рядов площади. Помимо своего коммерческого назначения, площадь имитировала агору античного полиса, подчеркивала благородство Одессы как правопреемницы древних причерноморских городов -- Херсонеса и Ольвии, Тиры и Пантикапея. В конце 80-х годов ХIХ столетия здание переоборудовали под гостиницу (с 1899 года -- гостиница «Империал»). Свое нынешнее название «Спартак» получил на рубеже 20-30-х годов ХХ века.

«Большая Московская» — архитектурный шедевр, возведенный в 1901 году. Величественное пятиэтажное здание, сооруженное под руководством известного архитектора Л. Влодека в стиле раннего модерна, отличается изяществом и великолепием форм.

Таким образом, гостиница «Большая Московская» станет пятизвездочной: 138 высококлассных номеров, 14 тысяч квадратных метров полезной площади. А нынешний «Спартак» будет бизнес-центром, соответствующим всем мировым стандартам.

-- Новые технологии позволят сделать так, что здания полностью впишутся в одесский ландшафт, -- говорит Альберто Фойо, архитектурные изыски которого украшают ряд европейских городов. -- Кроме того, в целях экономичности и экологичности на крышах установим солнечные батареи, аккумулирующие энергию. По периметру предусмотрено обильное озеленение, вплоть до «висячих» садов, с установками для сбора дождевой воды. Запланированы также подземные гаражи.

Предусматривается обустроить и часть площади, выходящую к улице Бунина и Александровскому проспекту

-- Немаловажно и то, что автор проекта воссоздает наши архитектурные диковинки таким образом, что у них не будет главного фасада и тыльной стороны, -- объясняет депутат Одесского горсовета Руслан Торпан. -- Стороны, выходящие на Дерибасовскую и Греческую площади, -- обе фасадные. Причем замыслы нашего зарубежного коллеги не ограничились этими двумя зданиями. В дальнейшем предусматривается обустроить и часть площади, выходящую к улице Бунина и Александровскому проспекту. Там в старые фасады тоже будут «встроены» два небоскреба. И застройка этого микрорайона композиционно станет выглядеть завершенной.

Вокруг новаторских идей испанского архитектора разгорелись споры яростных сторонников новшества и не менее яростных его противников. Аргументов «за» и «против»  — в избытке. Альберто Фойо учел замечания и после нескольких общественных обсуждений проекта «урезал» изначальную высоту каждого из зданий на пять этажей.

Проект реконструкции учел специфику морского города, прозрачные стеклянные здания подчеркнут присущую ему открытость.