Происшествия

На своем самолете 64-летний киевлянин виктор бублик летает с… Выключенным мотором

0:00 — 18 августа 2004 eye 2529

Получая лишь скромную пенсию, энтузиаст умудрился построить аэроплан

Выйдя в 1999 году на пенсию, киевлянин Виктор Семенович Бублик принялся за воплощение мечты своей юности -- постройку собственного самолета. Благо, связи в авиационном сообществе у него обширнейшие -- работал в аэроклубе инструктором по планерному спорту. Но как взяться за дорогостоящую затею, живя лишь на пенсию? Супруга энтузиаста, ясное дело, восприняла идею о собственном самолете с прохладцей, тем более, что у них есть старенькие «Жигули», требующие ухода и вложения средств. Но Виктор Семенович, соглашаясь с доводами жены, что нужно заняться чем-то полезным, все же «убегал» по выходным за город, на аэродром. Так за несколько лет «по винтику» собрал аэроплан, причем «учитывающий» доходы пенсионера -- половину времени полета самолет обходится без бензина, поскольку бороздит небесные просторы… с выключенным двигателем.

«Падал самолет метров сто, но выровнять его удалось»

Аэродром, расположенный в полукилометре от села Бузовая под Киевом, напоминает летное поле 20--30-х годов: обширный луг с пасущимися на нем коровами (когда начинаются полеты, их отгоняют куда-нибудь в сторонку), десятка полтора небольших самолетов и планеров да группа строений, спрятавшихся под кронами деревьев.

Аэроплан Виктора Семеновича Бублика мы «вычислили» сразу -- среди заводских машин его самоделка выделяется техническим «вольнодумием» и весьма приметна: двигатель возвышается на специальных опорах над фюзеляжем, а пропеллер направлен не вперед, а назад.

-- Ну не получилось у меня поставить винт, как на других самолетах, -- поясняет пилот, расхаживая вдоль своего детища. -- Ведь поставь я пропеллер вперед, он почти задевал бы заднюю кабину -- самолет у меня двухместный. Взял я тут недавно одного начинающего в полет, разрешил ему в воздухе поуправлять машиной, так он умудрился столкнуть ее в штопор. Салага… Но я не растерялся. Падали мы метров сто, однако выровнять самолет мне удалось. Я тогда даже не испугался -- нервы немного расходились уже после приземления.

Машина у меня надежная получилась. Я на ней даже с выключенными двигателями летаю, причем по полчаса кряду, а то и дольше. Ведь этот самолет сделан из старенького списанного планера. Поэтому для меня главное взлететь, набрать высоту метров 800--900, а затем глушу мотор, ловлю восходящие потоки воздуха и наслаждаюсь плавным, размеренным пареньем под облаками. Ощущения, которые при этом испытываешь, ни с чем не сравнить -- тебя переполняет восторг, а заряда оптимизма и бодрости затем хватает на целую неделю.

Полеты с выключенным двигателем и экономию дают немалую, что при моих пенсионерских доходах очень важно. На час полета с работающим мотором нужно 9 литров далеко не самого дешевого 95-го бензина, а выключая движок, обхожусь четырьмя литрами. Я и посадку, как правило, выполняю с отключенным мотором.

Покупка этой важной детали самолета была для Виктора Семеновича самой существенной тратой. Выложил за бэушный двигатель от микроавтобуса «Фольксваген» астрономическую для пенсионера сумму -- 300 долларов. Затем долго его дорабатывал, приводя в соответствие с требованиями к авиационным моторам: убрал все «лишнее», установил дополнительный вал и подшипники…

«Отремонтировать «Жигули» руки не доходят»

-- Труда самолет требует огромного, -- продолжает Виктор Бублик. -- Каждую пятницу с тяжеленными сумками, нагруженными нужными «железками», еду на общественном транспорте за город на аэродром. Дорога занимает часа три. Бывает, и канистру с бензином приходится на себе доставлять. Впрочем, зачастую выручают пилоты, которые приезжают на автомобилях. Прошу их захватить по дороге бензинчика.

Виктор Семенович мог бы тоже ездить на аэродром на собственных «Жигулях» или хотя бы на мопеде, но эта техника уже несколько лет стоит неисправной, а у мастеровитого владельца не доходят руки, чтобы ее отремонтировать.

-- Покупать запчасти для регулярно ломающейся автомашины и вкладывать деньги в самолет я не могу -- нужно выбирать что-то одно, -- поясняет пенсионер. -- Я ведь стараюсь из семейного бюджета брать как можно меньше, тем более, что недавно у нас родился внук Никита. Впрочем, сейчас много денег на самолет не требуется. Существенную помощь мне оказывают такие же, как я, энтузиасты авиации, прежде всего друг детства Николай Грудзинский. Еще в пору нашей юности мы с ним вдвоем занялись строительством самолета, пытались поднять его в воздух с луга, где ныне построен киевский жилмассив Оболонь. Это было в мой день рождения -- 21 марта 1961 года. Аэроплан тогда смог лишь на короткое время оторваться от земли. Коля участвовал и в строительстве моего нынешнего самолета, а теперь занялся собственной крылатой машиной.

В благодарность за помощь другого энтузиаста, 38-летнего киевлянина Сергея Кохана, Виктор Семенович согласился испытать самодельный аппарат Сергея.

-- Сергей пять лет строил свой аэроплан, но летать еще толком не умел, вот я и согласился стать испытателем его машины, -- говорит Виктор Семенович. -- Впрочем, садиться за штурвал самоделки только потому, что Сергей хороший парень, я бы не стал. Аргументом для меня стало то, что он работает инженером в фирме, занимающейся конструированием и выпуском самолетов, а свой аэроплан строил без малейших огрехов, аккуратно и тщательно. Я благополучно испытал его двухместную машину (кстати, получилась она весьма удачной), а затем уже научил Сергея на ней летать. (Как нам сообщили в ассоциации «Аэроклуб Украины», занимающейся малой авиацией, испытывать чужие самолеты-самоделки закон не запрещает, однако продавать такие аэропланы не разрешается, поскольку они не проходят государственные испытания. Принцип такой: сам сделал -- сам и летай. -- Авт. )

«Стать пилотом мне помог генеральный конструктор Олег Антонов»

-- Для мужиков нашего возраста подобное увлечение -- это серьезная моральная поддержка: дает уверенность, что ты еще не выброшен за борт жизни, что, кроме крепкой семьи, у тебя есть интересное дело. Аэродром стал почти вторым моим домом. У меня здесь и комнатка своя есть. А летаю я не только летом, но даже зимой, сажая самолет на лыжу.

Я бы с удовольствием катал на аэроплане своих жену, сына, дочь, но у них особого интереса эта идея не вызывает. Точнее, сын хочет летать и иногда приезжает на аэродром, но бывать здесь часто у него нет возможности. А вот желающих летать среди моих знакомых предостаточно. Если вижу, что парень хороший, не отказываю. Беру полетать, но только в задней кабине -- в передней-то находятся основные органы управления самолетом.

-- Почему я занялся строительством собственного самолета только после выхода на пенсию? -- говорит Виктор Бублик. -- Так ведь прежде я имел возможность летать на заводских машинах, работая инструктором в аэроклубе. А помог мне в этом знаменитый авиаконструктор Олег Константинович Антонов. Перед призывом на срочную службу в армию я устроился на работу в антоновское КБ. Тогда как раз с Колей Грудзинским мы пытались довести до ума наш общий аэроплан-самоделку. Для этого я хотел принести на работу двигатель от мотоцикла «Иж» и кое-что изменить в нем. Но предприятие режимное, и за разрешением на эту затею пришлось пойти на прием к генеральному конструктору. Выслушав просьбу, Олег Константинович сказал: «Зачем вам возиться с мотором? Поступайте в наш аэроклуб, если уж вам так хочется летать». «Я пытался поступить, но врачи не дали «добро». Антонов возмутился: «Мне медики тоже в свое время запретили летать. Думаю, я смогу вам помочь». Вскоре меня приняли в аэроклуб на аэродроме Гостомель. В военкомате я даже выпросил отсрочку от призыва, чтобы успеть закончить курс обучения.

А вот призвали меня почему-то в стройбат, хотя я, признаться, очень хотел попасть в авиацию. Через полгода службы решил вновь обратиться за помощью к Антонову. Он ведь был не только генеральным конструктором, но и депутатом Верховного Совета СССР. Написал ему письмо. И вскоре получил ответ: «Я вас вспомнил, но вы не указали, о чем, собственно, просите». И действительно, последний листок письма я забыл вложить в конверт. Пришлось отправлять его вдогонку. А уже через месяц я служил механиком по обслуживанию самолетов Ли-2. В армии стал прыгать с парашютом и даже «дорос» до должности инструктора по парашютно-десантному спорту. Мне предлагали остаться на сверхурочную, но решил вернуться на антоновскую фирму. Тогда там пытались сделать летательный аппарат, напоминающий вертолет, называется автожиром. В годы войны немцы использовали их на подлодках. Субмарины всплывали, с них взлетал автожир, пилот которого высматривал цели для нападения. Я после службы попал в группу, занимавшуюся испытанием наших автожиров, но до серийного их выпуска, к сожалению, не дошло. Я, кстати, пытался построить собственный автожир или даже вертолет, но остановили технические сложности. Зато самолет получился на славу!..