Происшествия

По народным поверьям, на второй спас дева мария раздает умершим деткам на том свете золотые яблочки

0:00 — 19 августа 2004 eye 588

Сегодня православные христиане отмечают Преображение Господне

По традиции в конце лета православные отмечают три праздника, которые в народе получили одно название -- Спас. Первый Спас (14 августа) -- Медовый. По церковному календарю -- Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня, а также память о семи мучениках Маккавеях. Поэтому праздник этот величали еще и Маковеем. В церквах на Медовый Спас освящают мед и букеты из целебных трав и мака.

Второй Спас (19 августа) -- Яблочный. В этот день в храмах окропляют святой водой фрукты, овощи и злаки. Для верующих второй Спас -- один из самый больших праздников в году -- Преображение Господа нашего Иисуса Христа, -- установленный церковью еще в IV веке в честь события, подробно описанного в Евангелии. Спаситель с тремя любимыми учениками -- Петром, Иаковом и Иоанном -- поднялся на высокую гору Фавор и начал молиться. Вдруг апостолы увидели, что их Учитель преобразился: лицо Его засияло, как солнце, а одежда стала белой, как свет. И прозвучал голос с неба: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, Его слушайте».

Третий же Спас (29 августа) -- Ореховый, к которому обычно поспевают орехи. Праздник этот называют еще Спасом на полотне, поскольку, по преданию, лик Иисуса Христа чудесным образом появился на полотне, которым Господь, умывшись, вытер лицо.

Сегодня мы празднуем Второй Спас. К этому дню у крестьян обычно заканчивалась жатва, после которой устраивался веселый сельский праздник -- обжинки. Жнецы ходили по ниве, пели, собирали оставшиеся не связанными в снопы колоски и сплетали из них большой венок. Затем выбирали самую красивую девушку --»княгиню», одевали ей на голову венок, и она во главе торжественной процессии шла к панскому двору, приговаривая: «А дай, Боже, щоб ми на другий рiк дiждалися жито жати, жито-пшеницю i всяку яриницю». Дойдя до панского двора, жнецы снимали с «княгини» венок и клали его на голову хозяину. Тот благодарил крестьян и вешал венок под образами, а людей щедро угощал. В некоторый областях Украины вместо венка несли крест из соломы или большой сноп, который подвязывали красной юбкой или ярким платком и украшали полевыми цветами. На Рождество этот сноп превращался в «дiдух».

Считается, что Второй Спас знаменует окончание лета, ведь он приносил первые холода, поэтому народ с грустью прощался с теплой порой, приговаривая: «Прийшов Спас -- готуй рукавицi про запас», «Прийшов Спас -- пiшло лiто вiд нас», «Як прийде Спас, то комарам урветься бас, а як прийде Пречиста -- збере їх нечиста».

Праздник Преображения Господня приходится на Успенский двухнедельный пост, который начался 14 августа (Первый Спас) и закончится 28 августа, на Успение Пресвятой Богородицы. Этот пост почти такой же строгий, как и Великий. Существует даже легенда, что он является продолжением Великого. По преданию, Бог назначил людям поститься перед Пасхой девять недель, а святые отцы начали сетовать, что, мол, народу тяжело выдержать такой долгий пост. Вот Бог и разделил его на две части: семь недель весной перед Пасхой и две -- в конце лета. Говели наши предки строго, только 19 августа позволяли себе поесть рыбы и выпить немного вина -- виноградного или яблочного.

Интересно, что в старину существовал еще один пост -- яблочный: в народе считалось, что до второго Спаса нельзя есть яблок. Особенно сурово придерживались такого поста женщины, у которых умерли маленькие дети. Люди верили, что в этот день Дева Мария раздает малышам на том свете золотые яблочки, а тем детишкам, чьи мамы все же соблазнились фруктами до освящения их в церкви, сладких плодов не достается. Искупить свой грех женщина могла лишь одним способом: не есть яблок в течение 40 дней после Спаса. Тем не менее сегодня богословы говорят, что всякие плоды, в том числе и яблоки, Бог дает в свое время, тогда же их и нужно есть. Нельзя допускать, чтобы фрукты портились, и выбрасывать их.

Интересно, что в древности люди, собираясь на Яблочный Спас в храм, клали в корзины для освящения не только фрукты, но и картофель, горох, огурцы, приносили для окропления святой водой и сплетенные из последних сжатых колосьев венки. Их сохраняли до будущего года и вымолоченными из них зернами весной начинали засевать поля.

По окончанию праздничной службы миряне выходили из храма и раздавали освященные плоды стоявшим на паперти беднякам, угощали детей и нуждающихся соседей. О тех же, кто не проявлял такого милосердия, говорили: «Не дай, Боже, з ними дiло мати» -- и старались с такими людьми не общаться.

Возвратившись из церкви, семья собиралась на праздничный обед. Хозяйка подавала на стол постные блюда: борщ с рыбой, пироги либо вареники с фасолью или картофелем. На десерт лакомились яблочными галушками, бабками и, конечно, окропленными святой водой фруктами с медом, запивая их яблочным вином -- «щоб садовина родила».

На Преображение полагалось и помянуть усопших родственников. По народным верованиям, в этот день (так же, как в Страстной Четверг и на Троицу) души умерших выходят на свет и их полагается угостить освященной снедью. Поэтому люди отправлялись на кладбище, клали на могилы принесенные из церкви яблоки и груши, поминали родных, приглашали священника отслужить панихиду.