По итогам продаж весны и лета самой популярной в нашей стране престижной иномаркой признаны автомобили «Шкода»
«Шкода» -- самая продаваемая у нас в стране иномарка из разряда современных престижных автомобилей. Если в России первые места в этом классе машин держат «Тойота» и «Хюндай», то «высший средний класс» украинцев предпочитают покупать «Шкоды», занимающие четвертое место по количеству проданных в стране автомобилей (первое место у «Жигулей», второе у «Дэу», третье у «Таврий»). Пять лет назад в стране едва продалось полторы тысячи «Шкод», в 2003 году -- шесть с половиной тысяч. Одна из причин популярности «Шкод» -- соотношение цена--качество: по уровню дизайна, оснащения, надежности эти автомобили не уступают своим немецким родственникам -- «Фольксвагенам» и «Ауди», однако стоят гораздо дешевле. Практически все продаваемые у нас «Шкоды» производятся в Украине -- на заводе компании «Еврокар» под Ужгородом. В этом году у «Еврокара» много приятных новостей: презентация нового поколения «Октавий», появление новой «Фабии», увеличение производства. У генерального директора компании Олега Петровича Боярина «ФАКТЫ» решили выяснить, будут ли производить в Украине новые модели «Шкод» и чем, в принципе, отличаются чешские машины от украинских.
-- Олег Петрович, украинские «Шкоды» сейчас практически вытеснили чешские?
-- Поставка чешских «Шкод» прекратилась после того, как эти автомобили начали производить в Украине на «Еврокаре». На самом деле разница между привезенной из Чехии и украинской «Шкодой» лишь в цене. Завод в Закарпатье, выпускающий наши «Шкоды», был построен по стандартам «Фольксваген Групп», к которой принадлежит «Шкода Авто». Современное предприятие с годовой мощностью в 15 тысяч автомобилей было возведено в чистом поле всего за шесть месяцев. Это самое новое и современное предприятие «Фольксваген Групп» в Восточной Европе, оборудованное по последнему слову техники. Поэтому чешские «Шкоды» везти в Украину нет смысла -- новые машины в Чехии, и вообще в Европе, стоят дороже, чем аналогичные автомобили в Украине. Кроме того, все украинские машины этой марки, в отличие от чешских, оборудуются пакетом «Плохая дорога».
-- Интересно, сколько всего заводов «Фольксваген Групп» в Восточной Европе?
-- Три в Чехии, по одному в Польше, Словакии, Венгрии. «Еврокар» -- самый молодой проект. Тем не менее, мы являемся крупнейшим предприятием в регионе и крупнейшим плательщиком налогов (сейчас на предприятии, включая производство, сбыт и сервис, работает около двух тысяч человек, а после расширения производства штат увеличится до шести с половиной тысяч. -- Авт. ). Коллеги из Восточной Европы поражаются темпам нашего развития: только в прошлом году были открыты два принципиально новых концептуальных автоцентра наших дилеров в Киеве и Луцке. А в нынешнем году планируется завершить строительство таких же автоцентров в Харькове, Одессе, Донецке.
-- В мае в Киеве презентовали «Шкоду Октавию» нового поколения. Не секрет, что многие автоконцерны выпускают в Украине только свои устаревшие модели С другой стороны, жалко, когда с производства снимают пусть несколько устаревшую, но очень надежную и недорогую в обслуживании машину
-- До 2009 года «Октавии» двух поколений планируется выпускать параллельно. Дело в том, что спрос на этот автомобиль очень высокий. В июне рост продаж «Шкод» составил 118 процентов. По результатам первого полугодия 2004 года объем производства увеличился на 54 процента. Пока нет смысла снимать с производства предыдущую модель «Октавии» -- на украинских дорогах она превосходит по надежности автомобили более престижных марок. Причем цена на прежние «Октавии» не повысится (новая модель будет дороже прежней процентов на десять. -- Авт. ). Новая модель «Октавии» с кузовом хетчбэк поступит в продажу уже в октябре этого года, «Октавия-универсал» -- в начале следующего. Кроме того, в начале 2005 года в Украине стартует производство новой «Фабии».
-- Многие считают, что сборка автомобилей из полученных из Чехии машинокомплектов -- всего лишь прикручивание колес
-- На самом деле процесс крупноузловой сборки автомобиля состоит из более чем 20 операций на каждом из 12 постов. Вместе с тем мы планируем постепенно перейти к конвейерному производству после предстоящего пуска второй линии. С собственной покраской и сваркой. Правда, для этого необходимы соответствующие объемы производства. Для примера, еще в 1991 году в польской Познани «Фольксваген Групп» открыл крупноузловую сборку «Шкод» мощностью одна тысяча автомобилей в год. А уже в 2000 году, перейдя к глубокой конвейерной сборке, познанское предприятие произвело 56 тысяч автомобилей «Шкода Фабия» и «Шкода Октавия». В перспективе мы тоже планируем увеличить объемы производства до 45 тысяч машин в год. К концу года в Соломоново запланировано завершить строительство новых производственных площадей, проектируется следующая производственная очередь -- многоступенчатый конвейер, на котором сборка будет начинаться с «голого кузова». В планах «Фольксваген Групп» и «Еврокара» разместить в Украине производство узлов и деталей для предприятий концерна. Уже зарегистрировано около 40 украинских предприятий, которые могут быть потенциальными поставщиками материалов и комплектующих.
-- Я слышал, в Соломоново уже начали выпускать украинские «Фольксвагены»?
-- Это правда. Сначала было выпущено более сотни автомобилей «Фольксваген Пассат» и «Фольксваген Бора». А с апреля, когда с немецкой стороны прошла сертификация производства «Ауди А4», собрано уже около полусотни «А4». Продажей этих автомобилей занимаются официальные импортеры «Фольксвагена» и «Ауди», так что никакой конкуренции внутри «Фольксваген Групп» нет.