Культура и искусство

На сорочинской ярмарке популярные артисты евгений моргунов, георгий вицин и спартак мишулин появились в костюмах… Летчиков

0:00 — 21 августа 2004 eye 1198

Когда 12 лет назад на Полтавщине снималась комедия «Бравые парни», открытие знаменитой ярмарки в Великих Сорочинцах чуть было не сорвалось

В Великих Сорочинцах Миргородского района Полтавской области открылась Сорочинская ярмарка. Ее начало на протяжении вот уже нескольких десятков лет остается неизменным -- перед участниками и гостями на воловьих и конных повозках проезжают гоголевские персонажи, а впереди них -- сам Николай Васильевич. Актеры поют, танцуют, веселят народ. Только однажды, в 1992-м, артисты отступили от сценария. Это случилось, когда в толпе гостей они увидели Георгия Вицина -- первого из советских артистов, сыгравшего великого русского писателя Николая Гоголя…

«Я не поеду дальше, пока не выпью водки со своим учителем», -- заявил актер в образе Гоголя, увидев Вицина

-- Художник, самодеятельный артист из Хорола, долгие годы игравший Гоголя на ярмарке, остановил участников процессии и заявил, что не двинется дальше, пока не выпьет рюмку водки с Георгием Вициным -- своим великим учителем, -- вспоминает полтавчанин Геннадий Котляр, генерал-майор в отставке, командовавший в то время 13-й гвардейской авиадивизией, дислоцировавшейся в Полтаве. -- По замыслу известного режиссера киностудии имени Довженко Николая Засеева, снимавшего на Полтавщине фильм «Бравые парни» (в нем были задействованы, кроме Вицина, Евгений Моргунов, Спартак Мишулин, Петр Глебов, Эвелина Быстрицкая и многие другие известные актеры), бывшие военные летчики, привлеченные в гражданскую авиацию, сбиваются с курса и приземляются на лугу под Великими Сорочинцами. Это происходит как раз в тот день, когда там проходит ярмарка, прославленная Гоголем на весь мир. Естественно, они пользуются случаем и оказываются на Жабокрицкой площади.

О том, что там будут вестись съемки фильма, руководство ярмарки заранее не знало. Поэтому появление любимых артистов среди народа вызвало бурю эмоций. Хотя они были в летных комбинезонах, их все равно узнали. «Выездная процессия» во главе с Гоголем задержалась возле артистов минут на 10-15, несмотря на то, что ее ждали высокопоставленные хозяева и гости. Николай Васильевич достал из своего сюртука плоскую бутылку «Полтавской с перцем» граммов на 700 и налил Георгию Вицину. Жара стояла неимоверная, поэтому Георгий Васильевич выпил граммов тридцать, да и съемки были впереди. Зато сколько арбузов, дынь, всяких других подарков артисты увезли с ярмарки! Пока они там работали, торгующий люд все нес и нес к ним бахчевые. Вскоре образовалась куча в человеческий рост. Несли и минеральную воду, горилку, тыквы, живую рыбу. Таким было проявление народной любви. К Моргунову стояла очередь, чтобы выпить с ним, но ему приходилось отказываться -- в тридцатиградусную жару много не выпьешь. Кстати, ни одного артиста пьяным я тогда не видел.

После съемок дирекция ярмарки попросила артистов выступить с концертами. Они с удовольствием согласились. Возле импровизированных сцен яблоку негде было упасть. Народ перестал торговать и слушал романсы в великолепном исполнении Петра Глебова, монологи любимого Карлсона, воспоминания Вицина о съемках «Кавказской пленницы». Если бы к тому времени не перевелись конокрады, то половину ярмарки растащили бы. Среди зрителей стоял и довольный Гоголь.

Специально на Сорочинскую ярмарку режиссер вызвал из Москвы звездное женское трио. Быстрицкая, Хитяева и покойная Соколова играли роли брошенных жен летчиков, для которых «первым делом самолеты». У меня сохранилось фото, где артистки сидят с текстами своих ролей и обсуждают, как им играть. Все делалось, что называется, с колес. И происходящее на ярмарке снималось за один день, на второй лишь что-то досняли.

-- Выходит, съемки фильма были специально «подогнаны» под событие?

-- Ну, этого я не могу утверждать. Такой была задумка режиссера.

«Моргунов ел творог с молоком, Мишулин с Глебовым -- мясо, а Вицин -- все, что давали»

-- Геннадий Климентьевич, вам выпала честь принимать на своей базе и обучать знаменитых артистов «летному делу». Это было сложно?

-- Да нет, они профессионалы и довольно быстро все схватывали, им это было интересно. Я показал Вицину, как штурман должен пользоваться штурманской линейкой, Моргунову -- как сидеть в левом командирском кресле и как держать руки на штурвале, Глебову -- как вести себя в правом кресле помощника командира, Мишулину -- что должен делать бортинженер. Они говорили, что летчиков еще не играли, но понимали все с полуслова. В небо, конечно, не поднимались. Ощущение полета создавали пиротехники, гонявшие дым возле боевого самолета. А для съемок в воздухе из гарнизона в Узине Киевской области специально прилетали два экипажа. Ан-12 был в кадре, а оператор снимал его из Ан-26. Кстати, оператора тоже надо было обучить кое-каким правилам поведения, пристегнуть его как следует.

-- Казусов не случалось?

-- Казусов в авиации не бывает. Если бы произошла нештатная ситуация, меня немедленно уволили бы с должности.

-- Почему основным местом съемок фильма была выбрана Полтавская авиадивизия?

-- Насколько мне известно, Засеев обратился за разрешением на съемки в Министерство обороны Украины, и тогдашний министр Константин Морозов, узнав, что это будет комедия, сказал: «Езжайте в Полтаву».

-- Интересно почему?

-- Я не вправе был задавать подобные вопросы министру обороны. Мое дело -- обеспечить все на должном уровне, чтобы не подвести ни 13-ю дивизию, ни ВВС. Конечно, когда мне объявили весь список артистов, я был шокирован.

-- И какими они оказались людьми?

-- Больше всего я симпатизировал Вицину. Он был самым скромным и неприхотливым. На всю жизнь запомнил нашу первую встречу. Я зашел в его гостиничный номер (артистов поселили в самой фешенебельной в то время обкомовской гостинице «Украина»). Постучал, и он вышел мне навстречу в «семейных» цветастых трусах. Я отрекомендовался. Он тоже представился: «Жора Вицин, старше Октябрьской революции на полгода».

-- Какие-то особые требования к питанию знаменитости предъявляли?

-- Мы кормили их в столовой для летного состава трижды в день. Поскольку питание у нас всегда было хорошим, то нареканий от известных артистов не слышали. Конечно, учитывали пожелания каждого. Моргунову подавали в основном творог с молоком, Мишулину и Глебову подкладывали побольше мяса, а Вицин ел то, что давали.

Однажды после завтрака я подъезжаю к самолету на съемочную площадку, а там только режиссер сидит. «А где эти бравые парни?» -- спрашиваю Николая, имея в виду артистов. «В столовой задерживаются», -- отвечает. А потом посмотрел на меня и говорит: «Гена, а ведь ты только что другое название фильму придумал». Так с моей легкой подачи и появились «Бравые парни». Ведь сначала рабочее название киноленты было другим -- «Выше голову, вы еще живы!».

«Актеров поздравляю с Днем авиации»

-- Наверняка еще что-то менялось по ходу действия.

-- Финал вышел другим. Просмотрев отснятый материал, артисты посоветовали режиссеру сделать так, будто все действие фильма приснилось штурману Василию Грибоедову -- герою Георгия Вицина. Несмотря на комедийный жанр, все равно казалось маловероятным, чтобы воевавший вместе экипаж попадал в такие нелепые ситуации.

-- Откровенно говоря, фильм вышел проходным, несмотря на звездный состав артистов.

-- Но вы учтите, в каких условиях он снимался: 1992 год, Украина только обрела независимость, инфляция, о спонсорах тогда еще не знали. Как могли, помогали бывший глава Полтавской администрации Николай Залудяк и мэр города Анатолий Кукоба. Хотя, скажу я вам, украинское телевидение регулярно показывает этот фильм, где-то четыре раза в год. Когда его демонстрируют, друзья начинают звонить: «Включай телевизор, сейчас тебя покажут».

-- В какой же роли вы снялись?

-- В роли посетителя ресторана. Когда съемки заканчивались, Засеев пригласил меня сняться в фильме на память. Я переоделся, и мы с супругой (она сыграла военного врача) поехали в бывшее кафе «Звезда». Сели за столик, и, когда раздался хлопок открытой бутылки шампанского, я обернулся и посмотрел мимо камеры. Вот и вся роль. Зато дубля не понадобилось. Я даже выпить и поесть не успел. Но режиссер заставил меня по традиции выставить операторам за попадание в кадр четыре бутылки коньяка. Что я и сделал.

-- Я вижу, на фотографиях артисты оставили вам не только автографы, но и московские телефоны. Поддерживали с ними связь?

-- А как же! И они мне звонили, и я поздравлял их с праздниками, в том числе с Днем авиации. Вот с кем так и не удалось ни разу поговорить, так это с Кореневым (известным по роли Ихтиандра из фильма «Человек-амфибия»), который в «Бравых парнях» сыграл небольшую роль заместителя командира дивизии. Как ни позвоню, его мама отвечает: «Позвать не могу, он в кадре». То есть на съемках…