Происшествия

Японские машины надежнее немецких, но ржавеют они все-таки быстрее, чем «ауди», «бмв» или «мерседес»

0:00 — 27 августа 2004 eye 10918

Спор, какая из марок машин надежнее и долговечнее, помогают решить данные ТЮВа -- ежегодного обязательного техосмотра в Германии

Обязательный техосмотр автомобилей в Германии (ТЮВ) гораздо жестче, чем в Украине, и проходит он не раз в два года, как у нас, а ежегодно. Правила ТЮВа таковы: машину осматривают сначала снаружи на предмет трещин, потеков, затем тщательно проверяют подвеску, рулевое управление, двигатель и трансмиссию. Кузов проверяется на коррозию. А еще электрика, тормоза, выхлопная система. Короче говоря, оценка состояния автомобиля дается более чем по сотне(!) позиций. Если обнаружится серьезный дефект, машину запрещают эксплуатировать. Техосмотра немцы боятся ужасно. При продаже автомобиля обязательно указывается, прошел ли он ТЮВ. Если да, хозяин считает себя вправе несколько завысить цену. Однако знаменит немецкий техосмотр не только своими драконовскими требованиями. После подведения итогов ежегодного осмотра дотошные немцы составляют рейтинг надежности всех популярных в Германии моделей автомобилей (как правило, их около сотни). В специальных таблицах пишется, сколько в среднем найдено в каждой модели поломок и дефектов (обычно приводится количество дефектов на тысячу автомобилей одной модели). В десятке дополнительных таблиц указывается, какими именно неисправностями страдают машины -- то ли это коррозия, то ли неисправности в подвеске, то ли проблемы с двигателем.

В этом году на подъемниках техстанций, проводивших ТЮВ, побывали 7. 537. 102 автомобиля -- число вполне достаточное, чтобы судить наверняка, какой из них надежнее. Неудивительно, что большинство немцев, подбирая себе машину, обязательно ориентируются на статистку поломок ТЮВ. Все знают, что ТЮВ не врет. Его данные не подтасовываются и не оплачиваются тайно одним из автомобильных концернов.

Конечно, Украина -- не Германия с ее качественным бензином, ровными дорогами и теплыми зимами. Количество поломок у нас смело можно умножать на два, а то и на три. Но мы рассмотрим данные ТЮВа-2004 не количественно, а качественно -- сравнив одни автомобили с другими…

Десятилетняя «Тойота Королла» ломается реже, чем четырехлетний «Фольксваген Пассат» или даже новенькая «БМВ» третьей модели

По показателям недавно выпущенных машин трудно судить о их надежности в будущем. Они еще не успели набрать штрафных баллов, и поэтому красуются на призовых местах. Один из ярких тому примеров -- «Форд Фокус». В 2002 году он был на первом месте, в 2003-м съехал на 16-е, а сейчас занял 29--31-е места. Надо полагать, что в будущем году он может сползти до 55-й позиции. Одна из главных причин -- достаточно высокие темпы ржавения «Форда», которые особенно заметны на «пожилых» автомобилях. У предшественника «Фокуса» «Форда Эскорта» кузов ржавеет стремительнее, чем у большинства приведенных в таблице машин. «Фордовские» братья по несчастью -- старые «Опели». Стоит, правда, отметить, что у новых «опелевских» «Астры», «Вектры» и «Омеги» проблем с ржавчиной нет -- кузова этих машин сейчас оцинковываются.

Вопреки рассказам о том, что японские машины сейчас самые надежные, на первом месте среди автомобилей в возрасте до трех лет занимает маленький «Ауди A2». Но эксперты полагают, что это временная победа. У «Ауди» в последнее время не слишком блестящая репутация. И вряд ли концерн смог в одночасье превзойти по качеству всех конкурентов разом, причем единственной моделью. Поставщики, комплектующие и конструкторы там в большинстве своем остались те же, а значит, и качество -- типичное для машин «Ауди», занимающих обычные для себя места в середине списка. Интересная особенность этой марки: чем выше классом модель машины, тем менее она надежна. Больное место «Ауди» -- передняя подвеска. В середине девяностых годов концерн, стремившийся внедрять в свои автомобили новые технологии, принял решение перейти с обычной на независимую многорычажную подвеску, но она оказалась ненадежной и дорогой в обслуживании. В результате в подвесках стареньких «Ауди 100» или «Ауди 80» обнаруживается меньше поломок, чем в более современных «Ауди А5» и «Ауди А6». Думается, в условиях наших дорог эта разница поколений еще более ощутима. В любом случае ТЮВ свидетельствует, что «Ауди» -- автомобиль не для украинских дорог. Еще хуже обстоят дела с передней подвеской у некоторых «БМВ» и «Фордов». Удивительный рекорд поставила известная и весьма популярная у нас третья модель «БМВ»: количество неисправностей в подвеске на практически новых «тройках» превышает проблемы даже на десятилетних автомобилях других, менее уважаемых марок. Судя по данным ТЮВ, после пяти-семи лет эксплуатации рассыпается передняя ходовая и у многих «Фордов». И вновь парадокс: двенадцатилетний «старичок» «Скорпио» по части ходовой раза в два надежнее семилетнего «Мондео».

А что же японцы? Похоже, «Тойота» и в самом деле оправдывает славу самой качественной марки. В Германии многие немцы уже давно разочаровались в родном «Опеле» и пересели на «Тойоту Короллу», которая с десяток лет держится в первой десятке самых надежных автомобилей. Судите сами: девятилетняя «японка» ломается реже четырехлетнего «Фольксвагена Пассата». А разменявшая второй десяток «Королла» даст фору пятилетнему «Опелю Омега». Что ж, владельцев «Тойот» можно только поздравить: у них по-настоящему надежные и долговечные машины.

В последнее время наши автомобилисты часто ругают «Мерседесы». Мол, «старички» были куда надежнее, чем нынешняя «молодежь», слишком требовательная к качеству бензина и дорожного покрытия. В Германии, несмотря на тепличные условия для автомобилей, ситуация похожая. Десятилетние «шестисотые» находятся на седьмом месте в своей возрастной группе, пятилетние -- только на сорок втором. Хотя в целом у всех моделей «Мерседеса» довольно ровные и весьма неплохие показатели. Уступают «штудгартцы» только «японцам», чего не скажешь об их соотечественниках и конкурентах «Ауди» и «БМВ». Правда, чего не отнять у грандов немецкого автопрома -- так это их высокой стойкости к коррозии. Надежные во все остальном «японцы» хотя и постепенно, но ржавеют. Быстрее других -- «Нисанны», чуть медленнее -- «Тойоты», еще медленнее -- «Мазды» и «Хонды». Но по защите кузова от ржавчины им все равно еще далеко до «Ауди», «БМВ» или «Мерседеса», которые в этом отношении вне конкуренции. Чуть хуже обстоят дела у «Вольво» и «Фольксвагена», но и для них ржавчина не проблема.

Новенький «французик» уверенно держится в лучшей половине рейтинга, но уже через 4--5 лет резко сваливается на самое дно

Извечные споры автолюбителей вызывают французские машины. Часть наших автомобилистов, один раз покатавшись на «французе», зареклась в будущем с ним связываться. Другие доказывают, что все это лишь предубеждения, и ничего больше. Не так давно на украинском рынке появился «Рено Симбол» -- машинка симпатичная и относительно недорогая. Однако потенциальных покупателей волновал вопрос, а что с ней будет лет через пять? К сожалению, в рейтинге ТЮВ «Симбола» нет. Зато есть его собрат «Рено Клио», причем французской, а не турецкой сборки. Этот автомобиль по качеству не хуже «Симбола». В первые годы жизни «французик» уверенно держится в лучшей половине (47-е место) рейтинга. Однако уже через 4--5 лет резко сваливается на самое дно, где и пребывает до старости. Среди проблемных «старичков» (кому за 10 лет) вообще много автомобилей марки «Рено», «Сеат», «Фиат» и «Ситроен». Почти у всех них велика вероятность неисправностей, связанных с двигателем. Ну а пенсионер «Рено Еспейс» -- рекордсмен по числу неполадок в моторе и трансмиссии. Вот вам и хваленые «реношные» двигатели…

В отличие от французов, чешская «Шкода» с годами своего уверенного места в середине таблицы не теряет, прочно держась в крепких середнячках, несколько проигрывая «Фольксвагену Гольфу», зато обставляя «Фольксваген Пассат». У младших сестер «Октавии» -- «Шкоды Фабии» и ее предшественницы «Шкоды Фелиции» -- дела похуже. Правда, «Фабия» упрямо и цепко держится за средние по рейтингу показатели, дыша в спину старшей сестрице, а вот одряхлевшие «Фелиции» доживают свой век, мучимые многочисленными болячками.

Любопытна и судьба автомобилей «Дэу», которые каким-то неведомым образом проникли в сытую и благополучную Германию. В прошлогоднем рейтинге ТЮВа мелькнул маленький и не слишком популярный у нас, по сравнению с «Ланосами», «Дэу Матиз». Удивительно, но крошка-»кореец» блистал на высоте, занимая 22-е место среди новых машин. В этом году машинка из списков исчезла (немцы не вносят в список автомобили, если их численность в Германии не превышает двадцати тысяч). Напрашивается вывод: автомобиль «Матиз» немцам не приглянулся, вот и избавляются от него -- продают за рубеж. Возможно, причина кроется в «жидковатом» имидже автомобильной марки. Или автомобиль, даже не ломаясь, не приносит своим владельцам особенной радости. А вот «Дэу Нубира» по-прежнему остается в списке, и, как обычно, на последних местах. Если владельцы шикарного «Крайслера Войаджера» -- чемпиона по ненадежности (среди машин возрастом до семи лет этот здоровяк упорно замыкает рейтинг) -- понимают, из-за чего страдают, то мучения хозяев «Нубиры» можно оправдать лишь изначально низкой ценой машины. Недалеко ушел от «Дэу» еще один «кореец» «Киа». Кажется, Корея уже давно не считается автомобильным новичком и составляет серьезную конкуренцию «японцам», но на поверку выходит, что между двумя странами по-прежнему серьезный разрыв в качестве производства автомобилей: у десятилетнего японского «Субару» в среднем меньше поломок, чем у новенького корейского «Киа».

При подробном изучении рейтинга появляется ощущение, что нужно держаться подальше от подержанных «корейцев» и «французов». В идеале, надежный бэушный автомобиль -- это «Тойота», «Субару», «Мазда». Дороги, зато практичны старенькие «Мерседесы». Жаль, правда, что по рейтингу ТЮВа нельзя судить о расходах на содержание автомобиля. «Японцы» не так «легки» в ремонте, как «немцы». А цены на запчасти нержавеющей «Ауди» в несколько раз превышают стоимость запчастей на «Дэу». Однако это уже совсем другая история…