Украина

За полгода некачественного бензина на отечественных заправках стало в три раза больше

0:00 — 31 августа 2004 eye 233

Проверки АЗС во всех регионах Украины показали, что уже более трети горючего не соответствует стандартам

Бензиновый кризис, в результате которого резко выросли цены на топливо, крепко ударил по кошелькам отечественных автолюбителей. Однако затраты на покупку дорогого бензина оказались не единственными потерями, которые водители несут в последнее время. Многие жалуются на то, что вместе с повышением цен резко упало качество бензина, а это приводит к частым поломкам двигателей. Продавцы автозапчастей потирают руки: поршни, поршневые кольца и топливные фильтры идут на ура. А владельцы машин испытывают все больше проблем с ремонтом и обслуживанием.

О том, какова сегодня ситуация на топливном рынке и что правительство делает для ее улучшения, «ФАКТАМ» рассказал ведущий специалист Государственного комитета Украины по вопросам технического регулирования и потребительской политики Владимир Рековец.

-- Скажите, пожалуйста, действительно ли сейчас количество «бадяги» на АЗС увеличилось?

-- Наш комитет регулярно проверяет качество топлива, которое продается на заправочных станциях Украины. В последнее время наблюдалась устойчивая тенденция к увеличению объемов некачественного горючего. Если в первом квартале 2003 года при проверках мы браковали, снимали с реализации 7,3 процента проверенного топлива, то за первые три месяца нынешнего года некачественного топлива обнаруживалось уже 12 процентов.

Однако в июне, когда мы в ответ на обращение МВД снова произвели проверку во все регионах Украины, оказалось, что эта цифра выросла более чем втрое: уже 38 процентов бензина не отвечало стандартам. Из 270 АЗС, проверенных в июне территориальными органами по делам защиты прав потребителей Госпотребзащиты Украины, на 156 (56 процентов) были обнаружены нарушения.

-- Когда началось резкое увеличение количества некачественного бензина?

-- Приблизительно в конце апреля -- начале мая, с ростом цен на бензин.

-- Связано ли это явление с топливным кризисом?

-- Скорее всего, да. Владельцы АЗС, которые под давлением правительства были вынуждены зафиксировать цены на бензин, пытаются таким образом сохранить свои обычные прибыли, снижая затраты. А простейший способ это сделать -- продавать некачественный бензин, который стоит дешевле качественного.

Подобная деятельность наносит ущерб не только владельцам автомобилей. «Бадяга», содержащая огромное количество вредных примесей -- это еще и повышенная нагрузка на окружающую среду и вред здоровью людей.

-- Известно ли, кто производит некачественный бензин?

-- Нам приходилось снимать с реализации бензин от практически всех действующих в Украине производителей. Однако мы не можем утверждать, что такое топливо выпускается на заводах. Дело в том, что прежде, чем попасть в розничную продажу, горючее проходит через руки нескольких посредников. И на каком именно этапе его «бадяжат» -- установить довольно сложно.

-- Какие наиболее распространенные нарушения?

-- Чаще всего это бывает неудовлетворительный фракционный состав. То есть в легкий высокооктановый бензин примешивают более дешевые низкооктановые марки. А затем завышают октановое число смеси при помощи различных химических веществ.

-- Каких?

-- Если раньше, чтобы завысить октановое число, в бензин примешивали тетрабутилметиловый эфир, который несложно обнаружить, то теперь используют эфиры со сложной химической формулой.

-- Судя по тому, что более трети бензина в украинской торговле не отвечает требованиям стандартов, ситуация на этом рынке чрезвычайная. Предпринимает ли правительство какие-то меры?

-- Чтобы оперативно реагировать на ситуацию, Ивано-Франковский центр стандартизации, метрологии и сертификации совместно с учеными Ивано-Франковского технического университета нефти и газа создали передвижную мобильную экспресс-лабораторию для проверки качества и безопасности топлива. Она смонтирована на базе микроавтобуса и позволяет проверить бензин непосредственно на АЗС в течение нескольких минут. Сейчас решается вопрос о выделении средств на закупку таких лабораторий, и уже через год--полтора мы сможем оперативно контролировать состояние рынка нефтепродуктов по всей стране.