Украина

По мнению участников фондового рынка, место председателя госкомиссии по ценным бумагам должен занять профессионал, устраивающий и государство, и предпринимателей

0:00 — 3 февраля 2004 eye 208

Государственная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку (ГКЦБФР) была создана Указом Президента от 12 июня 1995 года. Задачей этого государственного органа является создание цивилизованных правил игры на рынке ценных бумаг.

Процедура назначения членов комиссии определена Законом «О государственном регулировании рынка ценных бумаг в Украине». В соответствии с ним глава Госкомиссии и шесть ее членов назначаются сроком на семь лет. Кандидатуры, представленные Президентом, утверждает Верховная Рада.

Полномочия четверых членов комиссии, включая ее председателя Олега Мозгового, истекли в конце прошлого года. Еще одно место пустует уже более года из-за того, что подал в отставку член комиссии Николай Пефитев. Два члена комиссии Владимир Харицкий и Николай Бурмака,были назначены позже остальных -- в 2002 году. Срок их полномочий еще не истек. Таким образом, на сегодняшний день вакантными являются пять мест в комиссии, в том числе кресло ее председателя.

Среди претендентов на должность председателя ГКЦБФР упоминаются такие известные в деловых кругах личности, как Инна Богословская, Игорь Юшко и Александр Рябченко, а также нынешний заместитель исполнительного секретаря ГКЦБФР Андрей Портнов. Так уж сложилось в отечественной политико-бизнесовой среде, что за каждой фигурой заинтересованные наблюдатели пытаются разглядеть интересы определенных влиятельных бизнес-структур. Не избежал этого и Андрей Портнов, которого якобы хочет видеть на посту руководителя комиссии крупная финансово-промышленная группа.

Впрочем, по информации, полученной от некоторых участников рынка, Портнов уже сейчас располагает достаточным влиянием в исполнительном секретариате ГКЦБФР, во главе которого находится Михаил Каскевич. А роль секретариата в комиссии достаточно велика. Напомним, что после введения в сентябре 2002 года должности исполнительного секретаря, значительная доля полномочий по оперативному управлению комиссией была закреплена именно за секретариатом. В его руках находится не только печать, что вполне объяснимо. Он также влияет на кадровую политику и отвечает за воплощение решений Президента, парламента и Кабинета министров.

Кроме того, в Госкомиссии по ценным бумагам еще сохранились посты госсекретарей, имеющих влияние на решения этого коллегиального органа, включая решения по судебным делам о правонарушениях участников рынка.

Намерение бизнес-структур усилить свое влияние на ГКЦБФР вполне объяснимо и в контексте близящихся к завершению «больших» приватизационных процессов. В последующие несколько лет ключевым ведомством, влияющим на стабильность и законность корпоративных прав собственности, будет именно Комиссия по ценным бумагам. Она станет определять, насколько законно переходят права собственности на привлекательные объекты. Она же будет определять законность собраний акционеров и принятых ими решений. Поэтому во многих случаях вопрос о праве собственности на те или иные объекты в значительной степени будет зависеть от позиции ГКЦБФР.

А пока деятельность ГКЦБФР в этом направлении оставляет желать лучшего. Так, в часто упоминаемых в последнее время историях с дополнительными эмиссиями акций на Ингулецком ГОКе и «Нефтехимике Прикарпатья» ГКЦБФР пока не смогла противодействовать нежелательному для государства переходу прибыльных предприятий в руки оффшорных акционеров.

Поэтому наиболее логичным в данной ситуации стало бы назначение на пост главы комиссии независимого профессионала, который разбирался бы в фондовом рынке и устроил как его участников, так и государство.

Тем временем конкурирующие бизнес-структуры в закулисной борьбе лоббируют собственные интересы, отечественный фондовый рынок пребывает в состоянии, близком к зачаточному. Отсутствие действенных полномочий комиссии продолжает отпугивать от фондового рынка иностранных портфельных инвесторов. Не секрет, что западные инвесторы остерегаются вкладывать средства в украинские акции, не имея гарантий защиты права собственности на них и соблюдения элементарных прав акционеров.