Происшествия

«разбитый бюст сталина я восстановил за две бутылки вина, что спасло от тюрьмы директора дома культуры»

0:00 — 5 февраля 2004 eye 436

Жилище скульптора-самоучки пенсионера Владимира Никитенко похоже на настоящий художественный музей

На окраинной улочке Приморска (райцентр в Запорожской области) во дворе частного дома стоят несколько скульптур украинских писателей. Случайные прохожие удивляются: бюсты классиков уместней на территории школы или в центральном парке. Всем любопытствующим соседи объясняют: «Это старик Микитенко ваяет. Что еще делать человеку на пенсии?».

По паспорту фамилия 80-летнего Владимира Давыдовича -- Никитенко. Но ему по душе украинский вариант фамилии. Он и произведения свои аббревиатурой «МВД» помечает.

Разбитый бюст Сталина скульптор-самоучка восстановил за ночь, так что «наверху» о происшествии никто не узнал

Образование у Владимира Никитенко -- семь классов и заводское училище. Но Владимир Давыдович говорит: «Я могу все робить». Первые скульптуры слепил из глины в 1947-м, когда болел и нечем было заняться. Одну из работ -- бюст Шевченко -- подарил соседу. Жил Владимир в селе на Полтавщине, где все на виду. Финотдел расценил зодчество парня как частную трудовую деятельность и взыскал 200 рублей налога. Деньги мать уплатила, а у молодого скульптора охота творить пропала надолго.

Через несколько лет, работая инструктором ДОСААФ, Владимир оказался в Западной Украине. Как-то зашел к директору Дома культуры, а тот дрожит от страха. Ехали, говорит, на важное мероприятие, везли в грузовике бюсты Сталина и Ленина. Вождя народов на ухабе тряхнуло, и он разбился. «Теперь, -- плачет директор, -- меня посадят». Никитенко его утешил, послал за двумя бутылками вина и мешком гипса. Собрал черепки, восстановил и покрасил бюст. К утру Сталин был как новый, о неприятности, случившейся с генералиссимусом, «наверху» не узнали. Директор, понятно, двумя бутылками не отделался.

В начале 50-х скульптор опять взялся «за старое», сделав (бесплатно!) памятники Пушкину и Шевченко, которые установили перед Домом культуры села Белоцерковка Полтавской области. Пару лет назад дочь Никитенко ездила посмотреть, стоят ли еще в селе любимые поэты отца. Оказалось, у Пушкина отбит нос, колено, у Шевченко тоже имеется пара «травм». Владимир Давыдович обратился в Гадячскую городскую газету, попросил подремонтировать классиков. Не дождавшись реакции, в январе прошлого года написал самому Президенту: «Уважаемый Леонид Данилович! Прошу вас замолвить президентское слово гадячским чиновникам. В связи с объявлением года России в Украине пусть приведут в божеский вид эти памятники. Неужели нужно обращаться к Президенту России, чтоб они отремонтировали хоть своего Пушкина?». Официальные ответы пришли в Приморск из Полтавы, Запорожья, Администрации Президента. Скульптуры классиков, разумеется, отремонтировали. Об этом свидетельствуют свежие фотоснимки, сделанные дочерью Никитенко в Белоцерковке.

Уйдя на пенсию, Владимир Давыдович любимым делом занялся основательно. Несколько работ сделал по заказам колхозов. Себе для души изваял бюсты писателей, творчество которых любит и знает: Франко, Гоголя, Шевченко, Леси Украинки, Котляревского. Самодеятельного скульптора в Приморске уважают, но найти применения его таланту не могут. Корреспондент газеты «Приморская степь» Алексей Дмитренко не раз предлагал купить у старика его работы и сделать аллею корифеев украинской литературы. Но покупатели во двор Владимира Давыдовича не спешат.

-- За эти годы только болгары забрали бюст Христо Ботева (болгарский поэт-публицист, погиб в бою с турками 1 июня 1876 года. -- Авт. ), -- говорит Владимир Никитенко. -- У них в наших местах крупное село, и они патриоты. А среди украинцев патриотов мало. Я бы продал свои работы по 100 гривен за каждую, чтобы хоть материалы окупить. Или на зерно поменял бы. А так… Пусть пока во дворе стоят.

В партию работника «культурного фронта» не приняли за то, что рисовал иконы все желающим

А еще в долгой жизни Владимира Давыдовича был театр. Кукольный. Полвека назад он случайно попал на кукольное представление заштатного театрика. Увлекшись, пошел на представление второй раз, третий. И заболел тряпичными куклами. Создал свой театр, и многие годы, работая в домах культуры Полтавской, Черниговской, Запорожской, Харьковской областей, ездил с детскими спектаклями по селам.

-- Я приходил к директору Дома культуры и говорил: «Мы у вас хотим выступить. С каждых трех рублей прибыли вам два, мне -- один». И все охотно со мной работали, потому что спектакли пользовались успехом. Я и сам хорошо зарабатывал, и персонал обеспечивал зарплатой. Куклы мастерил сам, получались не хуже, чем у знаменитого Сергея Образцова. Надежда Григорьевна, жена, во время выступлений аккомпанировала на аккордеоне.

Когда в 60-е годы прошлого века создавался Приморский район, Никитенко предложили возглавить Дом культуры. Дали квартиру, позже он построил в Приморске дом. Директором районного ДК Владимир Давыдович проработал 11 лет.

-- В то время при областной филармонии создали кукольный театр, -- вспоминает Никитенко. -- Я был для них конкурентом, вот меня и выжили. Причины нашлись: у меня любительский кружок, в филармонии -- профессионалы, я даю спектакли на украинском языке, артисты -- на русском. В конце концов областное начальство запретило выступать моему коллективу.

После «культуры» Никитенко несколько лет (до пенсии) работал на лесомелиоративной станции, но творческий зуд у него не прошел. Во-первых, сделал бюст первого советского наркома лесничества Морозова, который установили на территории станции. Во-вторых, по совету руководителя станции занялся пчеловодством. Накупил книг и освоил новое для себя дело. Через некоторое время имел пасеку в 50 ульев, а сейчас, когда силы уже не те, оставил себе лишь десять.

Увлекается Владимир Давыдович также лепкой и резьбой по дереву. Его сельский дом похож на настоящий художественный музей. На стенах веранды -- полсотни гипсовых и деревянных барельефов украинских писателей-классиков, гетьманов, князей Киевской Руси, президентов Украины. А еще вырезанные из дерева картины «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» и «Тройка». Такой красоте место в солидном клубе или престижном национальном ресторане. Но, объясняет автор, в селе богатых людей нет, а в городе никто о его работах не знает.

В комнатах тоже есть на что посмотреть. На полках -- деревянные вазы, вырезанные Владимиром Давыдовичем и расписанные дочерьми (две из четырех девочек окончили Днепропетровское художественное училище). В рамках -- с десяток вышитых жанровых сцен и икон. Вышивка -- увлечение Надежды Григорьевны. Не зря Никитин называет жену своим заместителем.

В одной из комнат на столе стоит видавшая виды пишущая машинка «Continental». Когда я зашел в гости к Владимиру Давыдовичу, он как раз что-то печатал на ней. Оказалось, Никитенко еще и литературным творчеством балуется: сочиняет стихи, пишет биографические заметки на украинском и русском языках. Кое-что по моей просьбе автор прочел. В том числе сатирические стихи о партчиновниках и сотрудниках КГБ, внедривших бригадный подряд в… публичном доме. Написаны они более тридцати лет назад, когда так шутить было очень опасно. К слову, отдав полжизни «культурному фронту» Владимир Давыдович не был членом партии.

-- Ко мне за 20 километров привозили образа на реставрацию, рисовал иконы и по заказам, -- объясняет Никитенко. -- Неоднократно вызывали в райком: «Что ж ты, работник Дома культуры, делаешь?». Так в партию и не приняли.

… Один из предков Никитенко по материнской линии был военным. Владимир Давыдович хранит копию документа, свидетельствующего, что прадеда, служившего при Николае I вахмистром, в 1828 году за хорошую службу произвели в корнеты. С детства Никитенко мечтал служить только искусству, но отец запретил учиться, сказав, что музыканты и художники -- люди нищие. И все-таки творческая натура одаренного человека нашла путь к самореализации.