Происшествия

Иван марчук: «хочу сбежать из киева… »

0:00 — 5 февраля 2004 eye 391

В столичном музее Ивана Кавалеридзе на Андреевском спуске открылась выставка работ народного художника Украины Ивана Марчука

Иван Степанович Марчук непредсказуем.

Минул ровно год со времени его киевской выставки зимних пейзажей. Тогда, глядя на полотна, казалось, что слышишь запах свежего снега в лунную ночь. И, грешным делом, думалось: ну можно ли написать иначе, лучше?

И вот -- новая выставка. И… абсолютно новый Марчук! Белые стены двух залов служат естественным обрамлением для этих работ -- ярчайших экспрессий. Краски завораживают и невольно заставляют искать «скрытый» сюжет в каждой картине. Вот -- заросший ивняком берег реки, а вот -- силуэт всадника, а вот -- язычок пламени от свечи. Но у каждого зрителя «сюжеты» будут свои, совершенно непохожие друг на друга. Почему так?

-- Когда вы смотрите на облака в небе, то ведь тоже по-разному представляете их форму, -- говорит Иван Марчук. -- Кто-то увидит в облаке лошадиную голову, а кто-то -- скалу. То же и с картинами. Как природа создает из хаоса свои творения, так и художник…

На выставке представлена 101 работа. «Легко запомнить -- по аналогии со 101-м километром, куда селили ссыльных», -- шутит Иван Степанович. Судьба в свое время уберегла его от ссылок, но обрекла на двадцать лет опалы, невозможность выставлять свои картины. Добровольно заточив себя в стенах мастерской, Марчук продолжал работать. И каким-то непостижимым образом весь негатив, вся горечь преобразовались на его полотнах в энергию света. Так зеленый листочек «дышит» угарным газом, но упорно «выдыхает» в пространство кислород.

«Спасибо за то, что дали почувствовать радость», -- чаще всего именно это говорили художнику посетители на открытии выставки. И впрямь энергетика, исходящая от работ, буквально заряжает радостью. А вот замысел этой серии появился у художника, когда он работал над очень тяжелой в душевном отношении картиной -- портретом умершей женщины…

-- Когда смог полностью отдаться новым картинам, -- вспоминает Иван Степанович, -- то проводил в мастерской все дни напролет. Приходил в 6 утра, уходил в 12 ночи.

Искусствоведы, возможно, определят стиль нового цикла как абстрактный экспрессионизм. Но «вычислить», каким образом написаны эти картины, практически невозможно. На них не видно мазков, и их можно воспринимать как… репродукции. Живые репродукции видений и мечтаний самого художника. Правда, Марчук не любит, когда его творчество начинают раскладывать по искусствоведческим «полочкам». И полушутя-полусерьезно утверждает, что знай он все то, что говорится о его картинах, то… разучился бы рисовать. «Я вырос на голом камне. Отбросил 15 лет учебы и стал самим собой», -- говорит художник.

… Сегодня в мастерской Ивана Степановича -- временное затишье. «Хочу сбежать из Киева», -- признается художник. «Куда?» -- «На природу, в снега! Вон какой день солнечный -- впервые за всю зиму. А снег под солнцем -- это же чудо!»

И сбежит. А потом напишет новые картины, которые заранее «спрогнозировать» так же невозможно, как предсказать появление облака на небе…