Когда врачи обследовали Валерия, то обнаружили у него лишь неглубокий ожог левой руки
У 28-летнего Валерия Сыропарова, главного энергетика шахты «Кураховская» государственного предприятия «Селидовуголь», попавшего под такое высокое напряжение, врачи центральной городской больницы г. Селидово Донецкой области не нашли никаких отклонений ни в кардиограмме, ни по другим показателям! У парня пострадала только левая рука до локтя. Да и ожог на ней не слишком глубокий -- 1-2-й степени. Валера считает, что остался жив благодаря тому, что мгновенно сработало аварийное отключения электроснабжения. А медики уверенны: парня спасло стечение многих факторов.
-- Неужели пострадавшего оставили в местной больнице, после соприкосновения с током в шесть тысяч вольт? -- недоумевали врачи Донецкого ожогового центра Института неотложной и восстановительной хирургии им. В. Гусака Академии Наук Украины, у которых я сначала попыталась найти Валерия Сыропарова.
-- Необходимости отправлять его в область не было. Ожог у парня неглубокий, все остальные показатели в порядке. Он самостоятельно ходит, ест, -- заверил меня заведующий хирургическим отделением Селидовской больницы Александр Михайленко, у которого лечится искомый пострадавший.
-- До сих пор не верю, как мне удалось остаться живым, -- с улыбкой качает головой Валерий Сыропаров.
По словам Валерия, в тот день произошла авария в системе электроснабжения. На глубине горизонта 203 метра в центральной насосной камере вышли из строя высоковольтные выключатели, которые распределяют электроэнергию по всей шахте и отвечают за работу высоковольтных двигателей на насосах.
-- Обычная рабочая ситуация. С точно такими же неполадками мне пришлось столкнуться три года назад, -- продолжает Валерий. -- Если происходит подобная авария, то на проходческих и добычных участках прекращается откачка воды, и работы в шахте приостанавливаются.
Сыропарова в четыре утра вызвали для устранения поломки, и он с дежурным электриком спустился в подземку. Валерию с напарником нужно было заменить три неподвижных части масляных выключателей. Это довольно тяжелые металлические емкости, размером примерно полметра на метр, наполненные изолирующим материалом -- кабельной мастикой. Валерий постепенно подключал насосные установки по всей шахте. К моменту ЧП (примерно в 11. 20) в шахте уже работала первая смена, рядом с энергетиком находился главный механик.
Когда после демонтажа двух масленников Валерий шел к третьему -- последнему, чтобы проверить, отключено ли электричество, он споткнулся
-- Падая, я угодил в открытую неподвижную часть масленника -- это металлическая воронкообразная камера, где находятся три-четыре контактных штыря, которые не изолируются, -- вспоминает молодой человек. -- Мне повезло -- я оказался между корпусом и контактными штырями и чудом не дотронулся до них, но рукой попал в электрополе. Если бы я коснулся одного из штырей, наверное, мы бы уже сейчас не разговаривали.
Парень почувствовал, как обожгло руку, его сбило с ног. К счастью, все длилось доли секунды. От короткого замыкания, которое невольно создал Валерий, попав «в дугу», мгновенно сработала защитная автоматика, отключив напряжение в шахте. После чего пострадавший встал на ноги и пошел
Главный механик, находившийся с ним рядом, тут же доложил о происшествии горному диспетчеру и вызвал медсестру. Но на поверхность Валера, ко всеобщему удивлению, вышел без посторонней помощи.
-- Я ни на минуту не терял сознания. И меня не трясло, как это в кино показывают, когда тело дергается, искры во все стороны летят, -- смеется молодой специалист. -- Поражение током было кратковременным. Иначе рука могла бы обуглиться. Только и успело пронестись в сознании: «Неужели я жив?» Захотелось сразу подняться и отойти подальше от опасного места.
-- Я думаю, что, несмотря на высокое напряжение, удар током, который получил наш пациент, был не слишком сильным, -- рассказал врач хирургического отделения Селидовской больницы Анатолий Литвиненко. -- Ведь вокруг проводников высокого напряжения создается электрическое поле. И когда человек подносит к нему руку на определенное расстояние, возникает разряд и образуется область высокой температуры. Следствие -- ожог. Но само поражение током при кратковременном контакте с электрической дугой -- несильное, -- пытался убедить меня врач, уверенный, что всякое «чудо» имеет вполне логическое объяснение -- даже такое, когда человек выживает, попав под напряжением 6000 вольт. -- На моей памяти больше погибло людей от удара током в 220 вольт, но при более длительном контакте. А еще на степень поражения влияет много других факторов: поверхность, на которой стоит человек, одежда, даже влажность воздуха и сухость рук. Мне запомнился один шахтер, который на спор брался голыми руками за неизолированный провод с напряжением 380 вольт. Зрители, глядя на безумца, сами чуть сознание не теряли! А «фокус» состоял в том, что ладони старого забойщика были сплошь покрыты сухими мозолями. Именно они изолировали горняка от поражения током.
По словам врачей, пациент пробудет в больнице недолго, а потом будет лечить свой ожог амбулаторно. Поскольку все обошлось столь благополучно, родных Валерий в подробности произошедшего еще не посвящал.
-- Отосплюсь немного -- и на шахту, -- уверяет Валерий, с удовольствием рассказывая о том, что он попал на предприятие в самое удачное время: шахта возрождается, поэтому у него -- молодого энергетика -- работы хватает.