Происшествия

За год пребывания в доме малютки братья-близнецы и их сестра, которых родители держали в клетке, научились ходить, говорить, петь, танцевать

0:00 — 7 февраля 2004 eye 1139

Отец и мать, у которых отобрали детей, регулярно навещают малышей, привозят им гостинцы, но забирать их домой не спешат

О печальной судьбе двухлетней Ани и ее на год старших братьев-близнецов Виталика и Вани из села Клекотина Шаргородского района Винницкой области, которых отец и мать удерживали в деревянной клетке, «ФАКТЫ» писали 21 февраля 2003 года. Год назад медработники фельдшерско-акушерского пункта вместе с сельским головой и участковым инспектором милиции извлекли из клетки три голых существа с грязными сморщенными телами и слипшимися волосами, от которых исходил жуткий смрад. Можно было только догадываться, что это дети. Пугливо прижимаясь друг к дружке и обеспокоенно рассматривая чужих взволнованных людей, маленькие затворники издавали звуки, даже отдаленно не напоминающие человеческую речь. Малыши были не в состоянии разогнуть тоненькие, слабые, искривленные ножки, поэтому могли только сидеть…

Узнав, что ребятишек Людмилы и Ивана увезли в Дом малютки, некоторые многодетные односельчане призадумались

Полуразвалившаяся глинобитная хата, в которой Людмила Максимишина живет вместе со своим гражданским мужем Иваном Заграем, расположена на окраине села. Но после рождения мальчиков-близняшек Виталика и Ванюши, которые появились на свет слабенькими, недоношенными, медработники местного фельдшерско-акушерского пункта стали частенько навещать семью, следя за развитием малышей. Медики постоянно обращали внимание хозяев на беспорядок в доме. Просили убрать разбросанные вещи, побелить в комнатах, настелить полы, застеклить окна, отремонтировать двери. Убеждали, что здоровье маленьких детей, тем более ослабленных, зависит от чистоты и уюта в комнате, где они находятся. Увы, всякий раз Людмила твердила, что у нее не хватает времени для поддержания порядка. А глава семейства, частенько выпивавший, говорил, чтобы с такими пустяками к нему не обращались. Ничего не изменилось к лучшему в этом доме и с рождением дочери. Впрочем, когда медработники обнаружили в одной из комнат сбитую хозяином из неостроганных досок клетку размером два на полтора метра, в которой на рваных и засаленных кусках старых одеял, как затравленные зверьки, сидели перепуганные малыши, они поняли, что с помощью одних только просьб образумить нерадивых родителей не удастся. Позвав на помощь сельского голову и участкового инспектора милиции, потребовали немедленно разобрать это сооружение. Пока детей вызволяли из клетки, их мать смущенно объясняла негодовавшим односельчанам, что маленькие сорванцы залезли в печку и все стены в доме перемазали пеплом. Поэтому, призналась женщина, они с мужем и решили усадить ребятишек а ящик -- мало ли каких неприятностей можно от них ожидать. К тому же все время мешают, под ногами путаются.

Детям предстояло длительное лечение, ведь у каждого из них были диагностированы анемия, рахит, гипотрофия, значительное отставание в умственном и физическом развитии. Назначенный им курс медикаментозной терапии, лечебной физкультуры, массажей был проведен в Шаргородской районной, а затем и Джуринской участковой больницах. А после того как маленьких Аню, Виталика и Ваню направили в Винницкий областной специализированный Дом малютки и они оказались в детском коллективе, их здоровье и самочувствие заметно улучшились…

Известие о том, что детей у Людмилы и Ивана отобрали, а самих их за злостное невыполнение родительских обязанностей осудили на три года ограничения свободы, обсуждалось в каждой клекотинской хате. Многие из сельчан негодовали -- это же надо было такое придумать, чтобы собственных малышей, как поросят или щенят, усадить в клетку! К тому же старший сын Людмилы от первого брака Павел, проживающий в соседнем селе вместе с бабушкой (матерью погибшего отца), выступая на судебном заседании, заявил, что таким людям, как его мать и отчим, нельзя доверять детей. И печально поведал, что маленькие братья и сестра, скорее всего, повторили бы его судьбу. Есть ему никогда не давали, и чтобы не умереть с голоду, он вынужден был подрабатывать у односельчан. Кроме того, парню нередко приходилось спать на сеновале, поскольку в дом не пускали. Отчим часто избивал его, а мать никогда не заступалась. По решению суда, Павел, как и Аня, Виталик и Ваня, временно отобран у родителей, хотя уже давно с ними не живет. Эта печальная и поучительная история заставила призадуматься о своем отношении к детям некоторых отцов и матерей многодетных семей, а таких в селе немало. И не только из-за того, что осознали: дети -- это самое дорогое, что у них есть, но и потому что испугались. Ведь если не будут выполнять родительские обязанности, то детей отберут. И тогда они перестанут получать социальные пособия на своих сыновей и дочерей, а также материальную помощь из местного сельскохозяйственного предприятия. Эти выплаты -- очень весомый, а для некоторых многодетных семей и единственный, источник дохода.

«Опасаясь, чтобы их не разлучили, малыши все время держались за руки»

Поступившие в Дом малютки Аня, Виталий и Ваня впервые в своей жизни увидели много детей и яркие игрушки. Поначалу в новой для них обстановке держались напряженно и обособленно. Порой выражали свое удивление привычными и понятными только им одним восклицаниями и криками. Их быстро начали перенимать другие дети, и сотрудники Дома малютки дружно взялись за перевоспитание новичков. Тем более, что имели опыт: однажды к ним определили маленького дикаря, которого родители долгое время удерживали в… погребе.

-- Анечку мы сначала определили в младшую группу, а ее братьев -- в старшую, -- рассказывает заслуженный врач Украины, главный врач Винницкого областного специализированного Дома ребенка Неля Ольховская. -- Но заметив, что порознь дети тяжело привыкают к новой обстановке, решили не разлучать их и поселили всех вместе. Они сразу же повеселели и бросились обнимать друг друга. А потом, видимо, опасаясь, чтобы их снова не разлучили, сели на диванчик, взявшись за руки. Поначалу малыши удивленно наблюдали за играми других детишек. Время от времени один из них вставал и делал шаг к компании сверстников, но тут же нерешительно пятился назад. Впрочем, вскоре Аня, Виталик и Ваня уже дружно играли с ребятней, а вот воспитателей и нянечек еще некоторое время сторонились. Наверное, взрослый человек был им менее приятен и близок.

Родители приезжают к ним, привозят конфеты, яблоки, бананы. Согласно решению суда, они не лишены родительских прав. Детей забрали временно, пока отец и мать не наведут порядок в доме. Хотелось бы, чтобы детишки вернулись в семью. Ведь какой бы заботой мы их ни окружили, сколько бы усилий ни прикладывали, чтоб они росли здоровыми, добрыми, честными, заменить родных отца с матерью, конечно же, не сможем.

-- Помню, ребеночек «из погреба» гораздо труднее привыкал к нормальным человеческим условиям, ведь он был один, -- улыбается логопед Валентина Гушеватая. -- А эта дружная троица придумала свой язык, поскольку взрослые дома с ними не общались. Дети отлично понимали друг друга. Чтобы научить их говорить, сначала малышам предстояло научиться правильно произносить гласные и согласные звуки. Самым легким для них оказалось слово «мама», они с удовольствием повторяли его. С каждым днем нагрузка на занятиях увеличивалась, но новые слова они усваивали с большим интересом… Сейчас и в умственном, и в физическом развитии ребята догнали своих сверстников. Они отлично ориентируются в форме и цвете окружающих их предметов, многих сотрудников нашего учреждения называют по имени и отчеству, с удовольствием рассказывают о привычках лесных зверей и домашних животных. Наибольших успехов достиг Виталик. Его речь правильна, решения, которые он принимает, и ответы на вопросы всегда продуманы и взвешены. А вот Ванечка немного торопится, поэтому часто ошибается. Аня очень застенчивая, но обладает повышенным чувством справедливости. Если кто-то из малышей отобрал у другого любимую игрушку, она тут же вернет ее обратно.

-- Скоро год, как детишки живут у нас, -- говорит начмед Дома малютки Наталья Стрельникова. -- Медицинские процедуры, массажи, лечебная физкультура, ежедневные занятия по развитию речи, памяти, витамины и калорийное питание благотворно повлияли на детей. Они научились ходить, говорить, освоили элементарные гигиенические навыки. Но, как и раньше, неразлучны и держатся друг за дружку. А еще часто вспоминают своих мать и отца. Когда же их маленьких друзей из группы навещает кто-то из родственников, любят похвастать, что и к ним приезжали родители и привозили много сладостей.

«Мы раскаиваемся, что не уделяли детям должного внимания»

Воспитатели Дома малютки заметили, что навещающие своих сыновей и дочь Людмила и Иван -- люди молчаливые, сдержанные и даже робкие. Возможно, поэтому ни разу ни у кого из персонала не поинтересовались, как живется здесь детям, все ли необходимое они имеют, с кем дружат. Родители приезжают к детям на час-другой и только радостно улыбаются, завидев бегущих навстречу чистеньких, ухоженных ребятишек. Анечка, которую мама сразу же заключает в объятия, с удовольствием щебечет, что здесь, в новом доме, она не расстается с большим пушистым зайцем. А мальчишки, подолгу беседуя с отцом, признались, что им очень нравится складывать различные фигуры из конструктора и играть машинами.

-- Мы раскаиваемся, что не уделяли детям должного внимания, -- говорит мать малышей Людмила Максимишина. -- Только сейчас мы с мужем поняли, как они нам дороги. Теперь так скучаем без них! Говорить с детьми, воспитывать их было некогда. Пока Иван на работе (он -- сторож в местном сельхозпредприятии), я еле успевала огород обрабатывать да за домашним хозяйством ухаживать. У нас ведь козы, поросята, гуси, куры, кобыла… Но теперь нам так нравятся наши дети, мы их так любим и обязательно постараемся вернуть домой. Уже отремонтировали и побелили хату.

-- Помню, какие противоречивые чувства меня одолевали, когда впервые побывала в этой семье, -- рассказывает начальник отдела по делам семьи и молодежи Шаргородской районной госадминистрации Надежда Роздоба. -- Во дворе бегают сытые огромные индюки и петухи, а рядом в полутьме грязного холодного дома голодают маленькие дети. Оказалось, что родители никогда не выводили малышей на свежий воздух, у них не было одежды и обуви. Сейчас эти супруги под присмотром сельского головы, местных депутатов. Мы вместе будем решать, создали ли они надлежащие условия для проживания детей в доме и можно ли возвращать им малышей. Чтобы в будущем подобные ситуации не повторялись, мы разработали паспортизацию неблагополучных семей и периодически отслеживаем ситуацию в них. Конечно, лучше, если бы занимались этим не председатель и секретарь сельсовета, а социальный работник. Но пока таких должностей нет…

Решением суда не предусмотрен какой-либо срок пребывания ребятишек в Доме малютки. Но родители пока не обращались с заявлением о возвращении сыновей и дочери, хотя всем рассказывают, как тяжела разлука с ними. Вернутся дети домой или нет, зависит только от отца с матерью.